Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
    рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Зверькова Анна Минновна

    Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.

    Педагогическая целесообразность. Данная  программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации экологический кружок «Юные экологи города Зеленограда», органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада,  становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического  сознания детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_yunye_ekologi.docx60.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ШКОЛА № 842»

    (ГБОУ «ШКОЛА № 842)

    Дошкольное отделение корпус 137

    Утверждено решением педагогического совета

    ГБОУ «Школа №842»

    Протокол №от

    Директор школы______________ Макарова О.Е.

    Дополнительная образовательная программа

    по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ

    «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

    Авторы программы воспитатели: Зверькова А.М., Сафронова И.Б.

    Программа соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

    СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

    организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях»

    Зеленоград, 2015

    Содержание

    1.Пояснительная записка………………………………………………………..2

    2.Учебно-тематический план (1 год обучения)………………………………..9

    3. Содержание программы (1 год обучения)…………………………………..10

    4. Список литературы……………………………………………………………15

    5. Приложение……………………………………………………………………16

    Пояснительная записка

    Актуальность программы

    Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для  воспитания личности.

    В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

    Концептуальные основы программы.

    Педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

    Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы экологического образования и воспитания  рассматриваются в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина, А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др.

    В ФГОСДО  сказано,  что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

    Большой вклад в развитие экологического воспитания дошкольников внесли С.Н. Николаева, Н. Фокина, Н.А. Рыжова.

    С.Н. Николаева так определила экологическое воспитание  дошкольника: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

    Н.А. Рыжовапредлагает понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

    Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.

    Педагогическая целесообразность. Данная  программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации экологический кружок «Юные экологи города Зеленограда», органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада,  становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического  сознания детей старшего дошкольного возраста.

    Программа построена на принципах:

    - добровольности включения в реализацию программы;

    - обеспечение развития творчества, познавательной и социальной активности;

    - гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;

    - учёта возрастных особенностей;

    -  учёта интереса детей.

    Цель программы: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

    Задачи программы:

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитание  эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

    2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

    3.Воспитание  уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.

    Развивающие задачи:

    1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

    2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;

    3.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия  природы.

    Обучающие задачи:

    1.Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

    2.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

    3.Осознание ребенком себя как части природы;

    4.Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

    Отличительная особенность программы:

    1.Использование методовтеории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями  и защитниками природы. Игры с элементами ТРИЗ не требуют специального оборудования и  входят как часть  образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Также ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит  нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

    2.Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Вся  работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, коммуникативную, продуктивную.

    Структура программы:

    Программа«Юные экологи города Зеленограда» состоит из четырех блоков:

    1. Первый блок «Окружающий мир»;
    2. Второй блок «Живая природа»;
    3. Третий блок «Неживая природа»;
    4. Четвёртый блок «Земля наш общий дом».

    В каждом блоке три части: обучающий компонент (сведения о природе, экологические представления),  воспитывающий компонент (понимание значения природы, бережное к ней отношение), художественно-эстетический компонент (эстетическая оценка природы, развитие художественного творчества).

    Структура организованной образовательной деятельности:

    1. Беседа по теме (с использованием ИКТ);
    2. Игра с использованием технологии ТРИЗ;
    3. Театрально-игровая деятельность (этюдная работа)
    4. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

    Организация образовательной деятельности

    Образовательный процесс осуществляется в условиях, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и профессиональной компетенции работающих педагогов, а также при соблюдении санитарно-гигиенических норм (в соотв. СанПиН 2.4.4.1251-03).

    Данная программа описывает курс подготовки по экологическому воспитанию детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 1 учебный год. Общее количество организованной образовательной деятельности в год – 72. Программа предполагает проведение двух ООД в неделю во вторую половину дня  продолжительностью  30 минут.

    Основные методы работы:

    1. Объяснительно-иллюстративные (ИКТ);

    2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

    3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

    4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

    Прогнозируемый результат:

    1.Формирование у детей адекватных экологических представлений;

    2.Формирование отношения к природе;

    3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия с природой;

    4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.        

            Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

    - выставки детского художественного творчества;

    - грамоты, дипломы участников конкурсов;

    - анкеты;

    - протоколы диагностики;

    - экологические досуги, праздники.

    Формы работы с родителями:

    1. Анкетирование.

    Цель: Определить степень заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей, а также уровень знаний по данной проблеме;

    2. Круглый стол для родителей  «Экологическое воспитание»;

    Цель: Рассмотреть использование ТРИЗ в экологическом воспитании  дошкольников;

    3. Совместные с родителями досуги: «Экологическая сказка», «Друзья природы», «Юные экологи», «Земля наш общий дом»;

    4. Консультации для родителей: «Игры с элементами ТРИЗ», «Развитие творческих способностей», «Это интересно!»

    Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания.

    Учебно-тематический план  ООД

     

    Название блока

    Общее кол-во

    часов

    Теоретическая часть образовательной деятельности

    Практическая часть образовательной деятельности

    1.

    «Окружающий мир»

    1-9 неделя (сентябрь, октябрь)

    17

    8

    9

    2.

    «Живая природа»

    10-18 неделя (ноябрь, декабрь»

    17

    8

    9

    3.

    «Неживая природа»

    19-28 неделя (январь, февраль, март)

    19

    9

    10

    4.

    «Земля наш общий дом»

    29-38 неделя (март, апрель, май)

    19

    9

    10

                                                                                                              Итого: 72 часа

    Содержание программы

    Неделя

    Тема

    Организованная образовательная деятельность

    Блок 1 «Окружающий мир»

    Сентябрь, октябрь

    1.

    «Наш зелёный город»

    Игра«Если бы я был…»

    Этюд «Городские мотивы»

    Художественное творчество «Наш любимый город Зеленоград»

    2.

    «Парки Зеленограда (поведение в лесу)»

    Игра «Что с чем связано»

    Этюд «Тропинка»

    Рисование в нетрадиционной технике «Ранняя осень» (малярной кистью), аппликация из засушенных листьев

    3.

    «Чем питаются разные животные (цепочки в лесу)»

    Игра «Что будет если…»

    Этюд "Все – зверята",

    Художественное творчество «Ёж»

    4.

    «Юные экологи»

    Игра«Природный мир бывает разный»

    Этюд«Лесная фигура

    Художественное творчество «Правила поведения в лесу»

    5.

    «Аквариумные рыбы»

    Игра"Хорошо-плохо"

    Этюд «Морская фигура», «Ловлю рыбу»

    Художественное творчество«Аквариум»

    6.

    «Перелётные, зимующие и кочующие птицы»

    Игра"Робинзон Крузо"

    Этюд «Птица в клетке»

    Художественное творчество «Птицы»

    7.

    «Сравнение диких и домашних животных»

    Игра«Цепочка»

    Этюд «Все – зверята»

    Художественное творчество «Животный мир»

    8.

    «Когда животных в природе становится много или мало»

    Игра«Да – нет»

    Этюд«Зарядка для хвоста»

    Художественное творчество «Береги природу!»

    9.

    «Красная книга»

    Игра«Черное-белое»

    Этюд «Птица в клетке»

    Художественное творчество«Цветы занесённые в красную книгу»

    Блок 2 «Живая природа»

    Ноябрь, декабрь

    10.

    «Где зимуют лягушки»

    Игра«Что-то для чего-то»  

    Этюд «"Паук и муха»

    Художественное творчество «Насекомые»

    11.

    «Сравнение рыб и лягушек»

    Игра«Сказка наизнанку»

    Этюд «Хожу босиком по воде»

    Художественное творчество«Лягушка»

    12.

    «Слепые землекопы»

    Игра«Теремок»

    Этюд «Слушаю то, что слышно в комнате»

    Художественное творчество«Крот под землёй»

    13.

    «Почему белые медведи не живут в лесу?»

    Игра«Найди друзей»

    Этюд «Комната изо льда, «Комната из снега»,

    Художественное творчество«Северный полюс»

    14.

    «Комнатные растения»

    Игра«Если бы я был…»

    Этюд «Как говорят части тела»

    Художественное творчество «Комнатные растения»

    15.

    «Добрые дела юных экологов»

    Игра«Да – нет»

    Этюд «Назови то, что у меня в руках»

    Художественное творчество «Плакат»

    16.

    «Сохраним ёлку»

    Игра«Что будет, если …»

    Этюд «Елка под пилой дровосека»

    Художественное творчество «Ёлка в лесу»

    17.

    «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

    Игра«Найди целое и часть»

    Этюд«Заяц под прицелом охотника»

    Художественное творчество «Лесные обитатели зимой»

    18.

    «Волк и лиса – лесные хищники»

    Игра«Найди главное»

    Этюд «Лесные фигуры»

    Художественное творчество ««Лесные обитатели зимой»

    Блок 3 «Неживая природа»

    Январь, февраль, март

    19.

    «Состояния воды»

    Игра«Что с чем связано»

    Этюд «Мокну под дождём», «Снегопад»,

    Художественное творчество «Разная вода»

    20.

    «Круговорот воды в природе»

    Игра«Назови предмет по свойствам»

    Этюд «Путешествие капельки»

    Художественное творчество«Путешествие капельки»

    21.

    «Путешествие капельки»

    Игра«Путешествие на машине времени»

    Этюд «Поливаю цветы»

    Художественное творчество «Снежинки»

    22.

    «Загрязнение воды»

    Игра«Сказка наизнанку»

    Этюд«Умываюсь»

    Художественное творчество «Реки, моря»

    23.

    «Солнце»

    Игра«Природный мир бывает разный»

    Этюд «На солнце»

    Художественное творчество«Зимнее солнце»

    24.

    «Солнце, воздух и вода»

    Игра«Чем был - чем стал»

    Этюд «Тропинка»

    Художественное творчество «Солнце, воздух и вода»

    25.

    «Загрязнение воздуха»

    Игра«Хорошо-плохо»

    Этюд«Ловлю рыбу»

    Художественное творчество «Чистое небо»

    26.

    «Разделение мусора»

    Игра«Робинзон Крузо»

    Этюд «Играем в мяч»

    Художественное творчество «Контейнеры для мусора»

    27.

    «Путешествие в пустыню»

    Игра"На что похоже"

    Этюд «Хожу босиком»

    Художественное творчество «В пустыне»

    28.

    «Песок и камни»

    Игра«Цепочка»

    Этюд «Хожу босиком»

    Художественное творчество «Песок и камни»

    Блок 4 «Земля наш общий дом»

    Март, апрель, май

    29.

    «Планета Земля в опасности!»

    Игра«Да – нет»

    Этюд «Комната из льда»

    Художественное творчество  «Плакат»

    30.

    «Заповедные места и памятники природы»

    Игра«Черное-белое»

    Этюд «Лесная фигура»

    Художественное творчество  «В заповеднике»

    31.

    «Лес в жизни человека»

    Игра«Что-то для чего-то»  

    Этюд «На поляне. Слушаю птиц»

    Рисование

    32.

    «Красная книга»

    Игра«Сказка наизнанку»

    Этюд «Только слышу»

    Художественное творчество  «Они занесены в Красную книгу»

    33.

    «Птичий город на деревьях»

    Игра«Теремок»

    Этюд «Взрослые и дети»

    Художественное творчество  «Птицы»

    34.

    «Сравнение аквариума с речкой (прудом, озером)

    Игра«Найди друзей»

    Этюд «Назови, что у меня в руках»

    Художественное творчество  «Живут в пресной воде»

    35.

    «Море бывает в беде»

    Игра«Если бы я был…»

    Этюд «Босиком по воде»

    Художественное творчество  «Море и его обитатели»

    36.

    «Добрые дела юных экологов»

    Игра«Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

    Этюд «Взрослые и дети»

    Художественное творчество  «Плакат»

    37.

    «Спаси червяка!

    Игра«Найди целое и часть»

    Этюд «Слепой червяк»

    Художественное творчество  «Друзья дерева»

    39.

    «Лекарственные травы»

    Игра«Что с чем связано»

    Этюд «Хожу босиком»

    Художественное творчество  «Лекарственные травы»

     

    Список литературы

    1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий поформированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001
    2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34
    3. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возрастасредствами ТРИЗ-педагогики / Учебное издание, Мозырь, 2003
    4. Корзун А.В., Жихар О.П. «ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании. Вопросы планирования», Мозырь, Белый ветер, 2006
    5. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речидошкольников./ Учебное пособие, Ульяновск, 2003
    6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003
    7. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". – Рига, 1994.
    8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. :Издат. центр "Академия", 2002
    9. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993
    10. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
    11. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим», Мозырь, Белый ветер, 2006
    12. Системный подход в экологическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Корзун А. В. СПб. : детство-пресс, 2003
    13. Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева –– Самара, Центр развития образования, 2001

    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912 - Занятия по ТРИЗ в детском саду С. Гин.

    Приложение 1

    Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста


    Название игры, описание

    Цель игры

    1.

    «Чем был - чем стал»

    1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

     Ход игры:

    Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

     Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека.У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

      2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

    Ход игры:

    Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов.Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей) 

    Закреплять знания  об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства

    2.

    "Хорошо-плохо"

    Ведущим называется любой объект или    система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

     Ход игры:

     В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

     Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

     В: Огонь - это плохо. Почему?

     Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

     В: Листопад - это хорошо?

     Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

     В: Листья под ногами - плохо. Почему?

     Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

    Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

    3.

    "Робинзон Крузо"

    Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

     Ход игры:

     В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

    Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

    И так далее.

    Учить  выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

    4.

    "На что похоже"

    Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

     Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

     Ход игры:

     В: На что похож абажур?

     Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

     В: На что похожа улыбка?

     Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

      В: На что похож дождь?

     Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

     В: А душ какой бывает?

     Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

     В: На что похожа коробка цветных карандашей?

     Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

      В: На что похожа иголка?

     Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

     В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

     Д: Еще на колючки у ежика,  кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

    Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

    5.

    «Цепочка»

    Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

    Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

    6.

    «Да – нет»

    Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

    Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок  

    7.

    «Черное-белое»

    Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)

    Развитие представлений о взаимосвязях в природе

    8.

    «Что-то для чего-то»  

    Если мы рассмотрим что-то…

    Это что-то для чего-то…

    Это что-то из чего-то…

    Это что-то часть чего-то…

    Чем-то было это что-то…

    Что-то будет с этим что-то…

    Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

    Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами

    9.

    «Сказка наизнанку»

    Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

    - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

    - Не Желтая, а Красная

    - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

    - Да нет же, не папа, а мама.

    - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

    - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

     И так далее.

    Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции

    10

    «Теремок»

    Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку  и просятся к нему в домик:

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?
    - Я, Бабочка. А ты кто?
    - А я Синица. Пусти меня в теремок?
    - Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. 

    (У меня есть крылья, я умею  летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

    Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения

    11

    «Найди друзей»

    Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

    Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

    Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон.Может собака – на Севере, олень, верблюд).

    Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

    Обучение сравнению разнообразных систем

    12

    «Если бы я был…»

    Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица.

    Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

    13

    «Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

    Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов.

    Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики  

    14

    «Найди целое и части»

    Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.

    Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть

    15

    «Найди главное»

    Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы:

    Лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

    Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

    Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

    Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих

    16

    «Что с чем связано»

    Дерево - вода (без воды дерево жить не может).

    Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

    Учить  находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.

    17

    «Назови предмет по свойствам»

    Звонкий + Громкий =

    Пушистый + Серый =

    Усложненный вариант:

    Гладкий + Серый + Тихий =

    Белый + Съедобный + Мягкий =

    Красный + Легкий + Вкусный =

    Закреплять знания  об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства.

    Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

    18

    «Путешествие на машине времени»

    Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
    Правилаигры:нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.

    Закреплять знания  об окружающем мире, о взаимосвязях в природе

    19

    «Природный мир бывает разный»

    Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему.

    Познание и классификация объектов окружающего мира, развитие  понимания  единства всех его составляющих, законов его развития

    Приложение 2

    Театрально-игровая деятельность (этюдная работа)

    Этюды на память физических действий:

    "Ловлю рыбу", "Работаю в огороде", "Плету венок из полевых цветов", "Кормлю цыплят", "Ем сочную грушу, мешают пчёлы", "На пароходе сильная качка", "Мокну под дождём", "Снегопад", "Поливаю цветы", "Хожу босиком по воде", «Умываюсь», "Принимаю лекарство", "Играем в мяч", "Хочется спать"

    Этюды на воображение:

    «Назови то, что у меня в руках».

    Этюды на органичное молчание для нескольких человек:

    "Зеркало", "Комната с больным человеком". "В приёмной зубного врача", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)

    Этюды на внимание:

    "Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.

    Этюды на характерность:

    "Все – зверята", "Все – цветы на клумбе", "Задиристые петушки", "Мышонок и кошка", "Две собаки", "Паук и муха", "Взрослые и дети" (разница в походке, мимике, пластике, действиях...) Персонаж в состоянии паники, страха, счастья и пр. – «Заяц под прицелом охотника», "Рыба, попавшая в сеть", "Птица в клетке", "Выжженная трава", "Река с промышленными отходами", "Елка под пилой дровосека".

    Этюды на освобождение мышц:

    "Зарядка для хвоста" (придумать зарядку для каждой части тела человека или животного, части растения), "Как говорят части тела".

    Этюды на отношение:

    Менять отношение к комнате: "Комната изо льда", "Комната из снега", "Комната из песка (воды, пара)".

    Менять отношение к своему физическому "я":  "Я сделан из снега, льда, песка, пара, дерева, глины и пр."


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

    Дополнительная общеразвивающая программа «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Алтайского края»

    Данная Программа будет полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Способствует развитию нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через озна...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

    Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...