Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД"
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Прокофьева Галина Ивановна

Рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с ПДД (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

          С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

       Причиной этих  дорожно-транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому  незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное  отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями  на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

         Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

         Работа по обучению правилам дорожного движения  в нашем детском саду осуществляется   по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой и начинается  уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач.

Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

-формирование  навыков  безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

-закрепление  правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

 -продолжение  работы по обогащению словаря, развитию  диалогической речи;

 -обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

-повышение педагогической  грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

 

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий  строится в соответствии со следующими  принципами организации образовательной деятельности:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

            Ознакомление  детей с правилами безопасного поведения на дорогах   построено по нарастающей степени сложности  работы, начиная  с элементарных задач  воспитания детей младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

 Младшая группа.

Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

Рассказы детям о работе водителя.

Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

 

Средняя группа

Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжение  знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка»  и элементарными правилами  поведения на улице.

Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

Формирование навыков культурного  поведения в общественном транспорте.

 

Старшая группа

Уточнение знаний детей  об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц,  на которых живут дети.

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

 

Подготовительная группа

Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

 Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подведение детей  к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширить представления детей о работе ГИБДД.

Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

 

              В работе с детьми используются следующие  методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

- игровая технология;

-метод наблюдения и беседы.

          Отдельно  хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете,  развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В проекте могут сочетаться  разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным. В содержание проектной деятельности могут входить:

-эксперементально-исследовательская деятельность;

-изобразительная деятельность;

-театральная деятельность;

-создание газет, альбомов;

-конкурсы, викторины;

-выставки;

-праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности могут быть дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада.

          Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах должна  проводиться  систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

-НОД;

-игры

-беседы

-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

-праздники, досуги, развлечения

-конкурсы, выставки.

          При ознакомлении детей с правилами дорожного движения  большое значение имеет развивающая предметно-пространственная  среда. В  группах должны быть созданы уголки безопасности дорожного движения.

           Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используются:

 -атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

-разные картинки, кубики, мозаики;

-плакаты;

-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

-дорожные знаки.

В работе с детьми по закреплению правил дорожного движения используются настольно-печатные игры, макеты перекрестка.

Макет существенно облегчает работу по ознакомлению  и закреплению с детьми  правил дорожного движения. С помощью этого  макета  можно моделировать с детьми опасные и безопасные ситуации на дороге.

С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение  года  проводятся целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

Необходимо  обращать внимание на разные погодные условия,  из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Во время наблюдения обращать внимание на то, как пожилым людям, инвалидам помогают перейти через  дорогу. На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и  предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

           Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются в процессе непрерывной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.

            Необходимо проводить с детьми праздники и развлечения  по правилам дорожного движения.  В играх и развлечениях  дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. 

            Начиная со старшей группы  организуются выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

       В работе с родителями  широко используются:

- информационные стенды, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

-мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информировать родителей о том какая работа по профилактике дорожно- транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала можно дать детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объяснить родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Обязательно организовывать мастер-классы и родительские конференции, на которых родители делятся опытом семейного воспитания.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дадут положительные результаты.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»

7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Методические рекомендации для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Методические рекомендации для воспитателей на тему«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»...

Методические рекомендации для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных...