Программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Михайлова Ольга Юрьевна
Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей к правильной и безопасной ориентации в окружающей среде.
 
Рабочая программа по дополнительному образованию «Азбука безопасности» для старшей группы составлена на основе основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеевой.
Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 5-6 лет, индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию общения детей.
Новизна. В основе программы лежит психолого-педагогических подход, который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Актуальность. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно-бытовыми факторами.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными жизненными ситуациями.
      Цель программы по дополнительному образованию - воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи :
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Образовательные задачи:
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
 
   Закрепление полученных знаний необходимо проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов. Кроме того необходимо проводить диагностику знаний после перед началом занятий с целью узнать какие знания уже есть у детей, после изучения каждого блока, чтобы узнать что запомнили и в конце года с целью выяснения изменились ли качественно и количественно знания детей.
      Срок  реализации  программы - 1 год и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 5-6 лет в рамках программы по дополнительному образованию «Азбука безопасности». Курс рассчитан на  31  самостоятельных занятия, которые  проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью  25  минут. 
Программа направлена:
- на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
- на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
-на овладение ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
Программа включает в себя работу по 6 разделам, содержание которых отражают изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым построена работа с детьми:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок дома
- Здоровье ребенка
- Эмоциональное благополучие ребенка.
      - Ребенок на улицах города
- Ребенок и природа
 
 
Методы:
- метод убеждения
- игровые и развивающие методы
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
- метод поисковых ситуаций.
Приемы:
-Рассказ
- Беседа
- Ролевая игра
- Дидактические игры
- Чтение рассказов, стихов
- Рассматривание иллюстраций
- Наблюдение
- Экскурсии
- Целевая прогулка
Виды деятельности:
- Занятие
- Игры различных видов
- Разрешение проблемных ситуаций
- Развлечение и спортивные мероприятия
- Целевые прогулки, экскурсии.
Каждое занятие включает в себя теоретический и практический материал в соответствии с разделами воспитательно-образовательной деятельности.
Предполагаемые результаты:
-Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
-Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого.
-В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения: учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
-Ребенок владеет основами безопасного поведения. Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с животными, соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.
 
 
 
 
 
Содержание программы дополнительного образования «Азбука безопасности»
1.1.Основные разделы программы
Раздел 1.Ребенок и другие люди
- Если «чужой» приходит в дом
- Незнакомец дома. Незнакомец на улице
-Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
-Ребенок и его старшие приятели.
   
Раздел 2. Ребенок дома
   -Один дома
 -Опасность электроприборов. Травматизм
- Будь осторожен с колющими и режущими предметами
- Я потерялся
 -Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03  
Раздел 3. Здоровье ребенка
-Здравоохранение нашего города
-Как я устроен?
-Витамины
- Я хочу быть здоров
-Личная гигиена.
-Здоровая пища.
-Забота о здоровье окружающих.
Раздел 4. Эмоциональное благополучие ребенка
-Правила оказания первой помощи.
-Конфликты между детьми.
-К  кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
-Игры во дворе.
Раздел 5. Ребенок на улице
- Правила поведения в общественном транспорте
-Дорожные знаки.
-Азбука безопасности с «Озорной семейкой»
 -Движение по улицам города
Раздел 6. Ребенок и природа
-Контакты с животными и насекомыми 
 -Съедобные и несъедобные ягоды и грибы
- «Шалости с огнем»
- «Спичка»
-Режим дня.
-На воде, на солнце…
 
 
Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Азбука безопасности»
 
 
 
Месяц Тема занятия Теория Практика    
сентябрь Диагностика знаний и умений детей.    
Октябрь - Если «чужой» приходит в дом
- Незнакомец дома. Незнакомец на улице
-Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
-Ребенок и его старшие приятели.
    
 
10 мин 15 мин    
Ноябрь -Один дома
 -Опасность электроприборов. Травматизм
- Будь осторожен с колющими и режущими предметами
- Я потерялся
 -Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03 10 мин 15 мин    
Декабрь -Здравоохранение нашего города
-Как я устроен?
- Витамины
- Я хочу быть здоров 10 мин 15 мин    
Январь -Личная гигиена.
-Здоровая пища.
-Забота о здоровье окружающих. 10 мин 15 мин    
Февраль -Правила оказания первой помощи.
-Конфликты между детьми.
-К  кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
-Игры во дворе. 10 мин 15 мин    
Март - Улицы города
-Дорожные знаки.
-Азбука безопасности с  «Озорной Семейкой»
 -Движение по улицам города 10 мин 15 мин    
Апрель -Контакты с животными и насекомыми 
  -Съедобные и несъедобные ягоды и грибы
- «Шалости с огнем»
- «Спичка»
10 мин 15 мин    
Май -Режим дня.
-На воде, на солнце…
-Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей.
10 мин 15 мин
 
Перспективный план занятий
 
Сентябрь
Диагностика знаний и умений детей
 
Октябрь
 
Занятие 1.Тема:  Если «чужой» приходит в дом
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя в таких ситуациях.
Содержание:
1.Моделирование ситуации: «Один дома»
2.Д.и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»
3.Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»
3.Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим -  это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет).
4.Тренинг: «Один дома»
5.Проигрывание и обсуждение ситуаций: чужой пытается открыть сам дверь; звонок незнакомого по телефону.
 
Занятие 2.Тема: «Незнакомец дома. Незнакомец на улице»
Задачи: формировать понятие о том, что приятная  внешность  незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить правильно себя вести в таких случаях.
Содержание:
Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).
Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).
Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).
Сочинение историй с описанием внешности персонажей.
Творческое задание: рисование «своих» и «чужих» людей, обсуждение рисунков.
 
 
 
Занятие 3. Тема: «Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого»
Задачи: рассмотреть обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.
Содержание:
1.Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.
2.Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести).
3.Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок»
4.Творческое задание: изготовление настольного театра по сказке: «Петушок – золотой гребешок»
5.Разыгрывание по ролям сказки: «Петушок – золотой гребешок»
6.Дидактическая игра «Закончи фразу»
 
Занятие 4. Тема: «Ребенок  и его старшие приятели»
Задачи: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Содержание:
1.Беседа  на материале иллюстраций журналов «Безопасность».
2.Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие»
3.Обсуждение: почему это произошло.
4.Придумывание рассказов со счастливым случаем.
5.Игра  «Можно-нельзя».
6.Моделирование ситуации: «Опасно»
Занятие 5. Тема: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»  
Задачи: рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.
Содержание:
1. «Д/и «Наблюдайка»
2.  С/р игра «Семья. Пока родителей нет дома»
3.  Игровая ситуация «Правильно ли это?»
4. Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей на улице» 
 
 
 
 
 
Ноябрь
Занятие 1. Тема «Один дома»
Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, помочь детям хорошо запомнить основные группы опасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, помочь  сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Содержание:
Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.
Игра «Закончи правильно фразу».
Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.
Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.
«Нужные телефоны».
Творческое задание: «По местам»
 
Занятие 2. Тема: «Опасность электроприборов. Травматизм» Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка,  как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать. Прививать навыки осторожного обращения с огнем, Воспитывать чувство ответственности.
Содержание:
          1.Экспериментальная деятельность: «Огонь – хорошо, огонь – плохо»
2..Разбор конкретных ситуаций.
3.Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.)
4.Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар.
5.Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре.
6.Опытническая деятельность: горящая бумага.
7.Моделирование ситуации: тушение возгорания
8.Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный»
 
Занятие 3. Тема: «Будь осторожен с колющими и режущими предметами»
Задачи: помочь детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья (острые, колющие, режущие и др.), помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, о хранении опасных предметов.
 
Содержание:
1.Загадывание загадок об опасных предметах быта.
2.Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» «Так и не  так»
2.Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей.
3.Игра с использованием мяча: «Закончи фразу»
4.Творческая работа: «Обведи красным цветом», «Вырежи потенциально опасные предметы»
5.Игра: «По местам»
 
Занятие 4. Тема:  «Я потерялся»
Задачи: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации ;знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память 
Игра-тренинг «Я потерялся»
Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя»
Моделирование ситуаций  «Если ты вдруг потерялся»
Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей»
Чтение С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»
 
Занятие 5. Тема: «Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03»
Задачи: научить пользоваться телефонами милиции, скорой помощи, пожарной части.
Содержание:
Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
Игра «Пожарные на учении».
Моделирование ситуации: «В доме пожар» (действия при пожаре)
Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»),  скорую  помощь  («03»).
Творческое задание: «Дорисуй картинку»
Разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев»
Изготовление настольного театра для тренировки безопасного поведения: макет комнаты, фигурки персонажей.
 
 
 
 
Декабрь
 
Занятие 1. Тема  «Здравоохранение нашего города»
Задачи: дать детям представление о здравоохранении нашего города (больницы, поликлиники, аптеки, травмпункты), их необходимости в жизни людей
Содержание:
С/р игра «Больница»
Беседа «Какие врачи в нашем городе»
Чтение рассказа Д. Орловой «Не бойтесь уколов, ребята»
Физкультминутка «Доктор Айболит»
 
Занятие 2. «Как я устроен?»
Задачи: познакомить детей со строением человеческого тела, назначением и работой системы пищеварения, формировать  основы здорового образа жизни.
Содержание:
Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».
Д/и  «О какой части тела говорю?»
Решение головоломки: что общего в людях.
Моделирование:«Путешествие морковки» (выкладывание схемы из бросового материала).
Беседа «Полезные и вредные продукты».
Д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек».
Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что нельзя?».
Игра «Покажи на себе»
Занятие 3.Тема:«Витамины»»
Задачи: дать детям знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить детям как витамины влияют на организм человека
Содержание:
Беседа «Фрукты полезны взрослым и детям».
Разучивание стихотворения: Л. Зильберга
«Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С».
3. Работа с рабочей тетрадью: творческое задание «Отбери продукты».
4.Творческое задание: влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.
5.Театрализованная игра «Витаминная семья»
6.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»
7. Развлечение «Дорога к доброму здоровью» 
 
 
Занятие 4. Тема:  «Я хочу  быть здоров»
Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
 
Содержание:
 
Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
Подвижная игра «Два Мороза».
Развивающая игра «Сравни картинки».
Дидактическая игра «Что одеть на улицу».
Игровые обучающие ситуации: предлагается съесть немытые овощи др.
 
 
Январь
 
Занятие 1.Тема:  «Личная гигиена»
Задачи: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Содержание:
Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ.
Беседа на материале произведения А.Барто «Девочка чумазая»
Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.
Игра «Зеркальце, скажи!»
Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности)
Игра – драматизация по сказке К. Чуковского « Мойдодыр»
Занятие 2.Тема:  «Здоровая пища»
Задачи: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда  должна быть не только вкусной, но и полезной.
Содержание:
1.Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка»
2.Беседа на примере жизненного опыта детей.
3.Творческое задание: «Вырежи продукты питания»
4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение.
5.Загадывание загадок о полезных продуктах
6.Чтение: «Ю.Тувим «Овощи».
7.Игра: «Овощи – фрукты»
8.Настольный таатр: «Накроем на стол»
Занятие 3. Тема: «Забота о здоровье окружающих»
Задачи: дать знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности, стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
Содержание:
1.Беседа «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».
2.Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни.
3.Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку).
4.Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле»
 
 
 Февраль
 
Занятие 1.Тема: «Правила оказания первой помощи»
Задачи: научить  детей оказанию первой помощи нуждающему больному, самопомощи.
Содержание:
1.Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо)
2.Анализ заданной ситуации.
3.Тренинг: «Вызываем скорую помощь»
4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Останавливаем кровь»
5.Практическое задание: «Бинтуем руку (ногу).
 
Занятие 2.Тема: «Конфликты между детьми»
Задачи: учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами-регуляторами.
Содержание:
«Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).
Беседа о  способах решения конфликтных ситуаций.
Несиловые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.
Приемы профилактики конфликтов и ссор.
Мимические упражнения.
Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку»
 
Занятие 3. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»
Задачи: помочь усвоить, что, если потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Содержание:
Беседа на основе жизненного опыта детей.
Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.
Разыгрывание тематических сценок.
Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?».
«Назови свой адрес и номер телефона».
 
 
 Занятие 4. Тема: «Игры во дворе»
Задачи: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить  детей  необходимым мерам предосторожности.
 
Содержание:
Беседа: «Мои любимые игры».
Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как  их избежать?».
Игра «Можно - нельзя»
Тренинг: «Игры во дворе»
 
 
Март
 
Занятие 1.Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»
Задачи: ознакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать культуру поведения в транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым.
Содержание:
1.Беседа на материале жизненного опыта детей.
2.Игра на классификацию транспорта.
3.Игра: «Можно – нельзя»
4.Разбор конкретных ситуаций на материале иллюстраций.
5.Игра: «Разрешается – запрещается»
 
Занятие 2. «Дорожные знаки»
Задачи: учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Содержание:
Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?».
Знакомство с предупреждающими знаками.
Знакомство с запрещающими знаками.
Предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо»).
Информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и т.д.).
 
Занятие 3.Тема: «Азбука безопасности с «Озорной семейкой»
Задачи:
Содержание:
1.Просмотр мультфильма «Озорная семейка» - учить соблюдать правила безопасности на морозе. 
2. Имитационное моделирование: «Опасные ситуации»
3.Работа с рабочей тетрадью: творческое задание (правильное  – неправильное поведение)
4.Беседа о службе сотрудников «ГИБДД»
5.П/ и «Пешеходы и транспорт»
6.Просмотр мультфильма «Робокар Поли»
 
 
 
Занятие 4. Тема: «Движение по улицам города»
Задачи: учить правилам поведения на улице, закрепить представление о том, где можно и где нельзя играть.
Содержание:
Рассказы из жизни, сюжеты из  литературы или мультфильмов.
Разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице.
«Нарисуй плакат».
Моделирование ситуации: «Я играю с мячом»
 
 
Апрель
 
Занятие 1. Тема: «Контакты с животными и насекомыми »
Задачи: объяснить детям, что контакты с животными и насекомыми  иногда могут быть опасны.
Содержание:
1.Беседа на материале жизненного опыта детей.
            2Анализ заданных ситуаций.
3.Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету.
4.Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием.
5.Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия»
Занятие 2. Тема: «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы»
Задачи: Познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами, а также научить различать их и правильно называть.
Содержание:
1.Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые грибы»
2.Игра: «Найди ответ на картинке»
3.Беседа на материале личного опыта детей.
4.Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу.
5.Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды»
6.Настольная игра: «Сбор грибов и ягод»
 
Занятие 3. Тема: «Шалости с огнем» 
Задачи: познакомить детей с последствиями шалостей с огнем ; познакомить детей с огнетушителем, закрепить знания о том, что огонь боится песка и воды;
Содержание:
Игра – беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
П/и « При пожаре не зевай, огонь водою заливай»
Просмотр и анализ мультфильмов на тему «Шалости с огнем»
Рисование на тему «Что может случиться если…»
Игра-ситуация «Вызови пожарных»
 
 
 
Занятие 4. Тема: «Спичка»
Задачи: формировать представление о спичках, как об опасном предмете, воспитывать чувство самосохранения
Содержание:
1.Драматизация «Спичка – невеличка»
2. Д/и «Разложи по порядку»
3. П\и «На пожаре»
4. Беседа «спичка- опасный предмет»
5. С/р игра «Кошкин дом»
6. Аппликация «Спичка»
 
 
Май
 
Занятие 1. «Режим дня»
Задачи: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Содержание:
1.Решение проблемных ситуаций.
2.Сочинение историй с описанием личных прогулок.
3.Моделирование режима дня с помощью картинок, часов, магнитных фигурок детей и.т.д.
4.Дидактическая игра: «Правильный – не правильный режим».
5.Сочинение детей: «Как лучше построить режим»
Занятие 2. «На воде, на солнце…»
Задачи: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
Содержание:
1.Беседа на материале из личного опыта детей.
2.Творческое задание в рабочей тетради.
3.Обсуждение ситуаций.
4.Копилка правил.
3-4 занятие «Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей»
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей к правильной и безопасной ориентации в окружающей среде.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Азбука безопасности» для старшей группы составлена на основе основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеевой.

Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 5-6 лет, индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию общения детей.

Новизна. В основе программы лежит психолого-педагогических подход, который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Актуальность. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно-бытовыми факторами.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными жизненными ситуациями.

      Цель программы по дополнительному образованию - воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи :

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уверенность в своих силах.

2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.

3. Формировать самостоятельность и ответственность.

4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.

5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.

6. Повышать уровень произвольности действий.

Образовательные задачи:

1. Обогатить опыт безопасного поведения.

2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.

3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.

Развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать познавательные способности.

3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Оздоровительные задачи:

1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.

   Закрепление полученных знаний необходимо проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов. Кроме того необходимо проводить диагностику знаний после перед началом занятий с целью узнать какие знания уже есть у детей, после изучения каждого блока, чтобы узнать что запомнили и в конце года с целью выяснения изменились ли качественно и количественно знания детей.

      Срок  реализации  программы - 1 год и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 5-6 лет в рамках программы по дополнительному образованию «Азбука безопасности». Курс рассчитан на  31  самостоятельных занятия, которые  проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью  25  минут.

Программа направлена:

- на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;

- на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;

-на овладение ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

Программа включает в себя работу по 6 разделам, содержание которых отражают изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым построена работа с детьми:

- Ребенок и другие люди

- Ребенок дома

- Здоровье ребенка

- Эмоциональное благополучие ребенка.

      - Ребенок на улицах города

- Ребенок и природа

Методы:

- метод убеждения

- игровые и развивающие методы

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости

- метод поисковых ситуаций.

Приемы:

-Рассказ

- Беседа

- Ролевая игра

- Дидактические игры

- Чтение рассказов, стихов

- Рассматривание иллюстраций

- Наблюдение

- Экскурсии

- Целевая прогулка

Виды деятельности:

- Занятие

- Игры различных видов

- Разрешение проблемных ситуаций

- Развлечение и спортивные мероприятия

- Целевые прогулки, экскурсии.

Каждое занятие включает в себя теоретический и практический материал в соответствии с разделами воспитательно-образовательной деятельности.

Предполагаемые результаты:

-Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

-Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого.

-В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения: учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.

-Ребенок владеет основами безопасного поведения. Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с животными, соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.

Содержание программы дополнительного образования «Азбука безопасности»

1.1.Основные разделы программы

Раздел 1.Ребенок и другие люди

- Если «чужой» приходит в дом

- Незнакомец дома. Незнакомец на улице

-Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

-Ребенок и его старшие приятели.

   

Раздел 2. Ребенок дома

   -Один дома

 -Опасность электроприборов. Травматизм

- Будь осторожен с колющими и режущими предметами

- Я потерялся

 -Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03  

Раздел 3. Здоровье ребенка

-Здравоохранение нашего города

-Как я устроен?

-Витамины

- Я хочу быть здоров

-Личная гигиена.

-Здоровая пища.

-Забота о здоровье окружающих.

Раздел 4. Эмоциональное благополучие ребенка

-Правила оказания первой помощи.

-Конфликты между детьми.

-К  кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

-Игры во дворе.

Раздел 5. Ребенок на улице

- Правила поведения в общественном транспорте

-Дорожные знаки.

-Азбука безопасности с «Озорной семейкой»

 -Движение по улицам города

Раздел 6. Ребенок и природа

-Контакты с животными и насекомыми

 -Съедобные и несъедобные ягоды и грибы

- «Шалости с огнем»

- «Спичка»

-Режим дня.

-На воде, на солнце…

Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Азбука безопасности»

Месяц

Тема занятия

Теория

Практика

сентябрь

Диагностика знаний и умений детей.

Октябрь

- Если «чужой» приходит в дом

- Незнакомец дома. Незнакомец на улице

-Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

-Ребенок и его старшие приятели.

    

10 мин

15 мин

Ноябрь

-Один дома

 -Опасность электроприборов. Травматизм

- Будь осторожен с колющими и режущими предметами

- Я потерялся

 -Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03

10 мин

15 мин

Декабрь

-Здравоохранение нашего города

-Как я устроен?

- Витамины

- Я хочу быть здоров

10 мин

15 мин

Январь

-Личная гигиена.

-Здоровая пища.

-Забота о здоровье окружающих.

10 мин

15 мин

Февраль

-Правила оказания первой помощи.

-Конфликты между детьми.

-К  кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

-Игры во дворе.

10 мин

15 мин

Март

- Улицы города

-Дорожные знаки.

-Азбука безопасности с  «Озорной Семейкой»

 -Движение по улицам города

10 мин

15 мин

Апрель

-Контакты с животными и насекомыми

  -Съедобные и несъедобные ягоды и грибы

- «Шалости с огнем»

- «Спичка»

10 мин

15 мин

Май

-Режим дня.

-На воде, на солнце…

-Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей.

10 мин

15 мин

Перспективный план занятий

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей

Октябрь

Занятие 1.Тема:  Если «чужой» приходит в дом

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя в таких ситуациях.

Содержание:

1.Моделирование ситуации: «Один дома»

2.Д.и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»

3.Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»

3.Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим -  это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет).

4.Тренинг: «Один дома»

5.Проигрывание и обсуждение ситуаций: чужой пытается открыть сам дверь; звонок незнакомого по телефону.

Занятие 2.Тема: «Незнакомец дома. Незнакомец на улице»

Задачи: формировать понятие о том, что приятная  внешность  незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить правильно себя вести в таких случаях.

Содержание:

  • Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).
  • Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).
  • Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).
  • Сочинение историй с описанием внешности персонажей.
  • Творческое задание: рисование «своих» и «чужих» людей, обсуждение рисунков.

Занятие 3. Тема: «Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого»

Задачи: рассмотреть обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

Содержание:

1.Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.

2.Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести).

3.Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок»

4.Творческое задание: изготовление настольного театра по сказке: «Петушок – золотой гребешок»

5.Разыгрывание по ролям сказки: «Петушок – золотой гребешок»

6.Дидактическая игра «Закончи фразу»

Занятие 4. Тема: «Ребенок  и его старшие приятели»

Задачи: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Содержание:

1.Беседа  на материале иллюстраций журналов «Безопасность».

2.Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие»

3.Обсуждение: почему это произошло.

4.Придумывание рассказов со счастливым случаем.

5.Игра  «Можно-нельзя».

6.Моделирование ситуации: «Опасно»

Занятие 5. Тема: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»  

Задачи: рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

Содержание:

1. «Д/и «Наблюдайка»

2.  С/р игра «Семья. Пока родителей нет дома»

3.  Игровая ситуация «Правильно ли это?»

4. Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей на улице»

Ноябрь

Занятие 1. Тема «Один дома»

Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, помочь детям хорошо запомнить основные группы опасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, помочь  сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Содержание:

  • Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.
  • Игра «Закончи правильно фразу».
  • Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
  • Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.
  • Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.
  • «Нужные телефоны».
  • Творческое задание: «По местам»

Занятие 2. Тема: «Опасность электроприборов. Травматизм» Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка,  как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать. Прививать навыки осторожного обращения с огнем, Воспитывать чувство ответственности.

Содержание:

          1.Экспериментальная деятельность: «Огонь – хорошо, огонь – плохо»

2..Разбор конкретных ситуаций.

3.Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.)

4.Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар.

5.Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре.

6.Опытническая деятельность: горящая бумага.

7.Моделирование ситуации: тушение возгорания

8.Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный»

Занятие 3. Тема: «Будь осторожен с колющими и режущими предметами»

Задачи: помочь детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья (острые, колющие, режущие и др.), помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, о хранении опасных предметов.

Содержание:

1.Загадывание загадок об опасных предметах быта.

2.Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» «Так и не  так»

2.Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей.

3.Игра с использованием мяча: «Закончи фразу»

4.Творческая работа: «Обведи красным цветом», «Вырежи потенциально опасные предметы»

5.Игра: «По местам»

Занятие 4. Тема:  «Я потерялся»

Задачи: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации ;знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память 

  • Игра-тренинг «Я потерялся»
  • Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя»
  • Моделирование ситуаций  «Если ты вдруг потерялся»
  • Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей»
  • Чтение С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»

Занятие 5. Тема: «Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03»

Задачи: научить пользоваться телефонами милиции, скорой помощи, пожарной части.

Содержание:

  • Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
  • Игра «Пожарные на учении».
  • Моделирование ситуации: «В доме пожар» (действия при пожаре)
  • Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»),  скорую  помощь  («03»).
  • Творческое задание: «Дорисуй картинку»
  • Разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев»
  • Изготовление настольного театра для тренировки безопасного поведения: макет комнаты, фигурки персонажей.

Декабрь

Занятие 1. Тема  «Здравоохранение нашего города»

Задачи: дать детям представление о здравоохранении нашего города (больницы, поликлиники, аптеки, травмпункты), их необходимости в жизни людей

Содержание:

  • С/р игра «Больница»
  • Беседа «Какие врачи в нашем городе»
  • Чтение рассказа Д. Орловой «Не бойтесь уколов, ребята»
  • Физкультминутка «Доктор Айболит»

Занятие 2. «Как я устроен?»

Задачи: познакомить детей со строением человеческого тела, назначением и работой системы пищеварения, формировать  основы здорового образа жизни.

Содержание:

  • Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».
  • Д/и  «О какой части тела говорю?»
  • Решение головоломки: что общего в людях.
  • Моделирование:«Путешествие морковки» (выкладывание схемы из бросового материала).
  • Беседа «Полезные и вредные продукты».
  • Д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек».
  • Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что нельзя?».
  • Игра «Покажи на себе»

Занятие 3.Тема:«Витамины»»

Задачи: дать детям знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить детям как витамины влияют на организм человека

Содержание:

  • Беседа «Фрукты полезны взрослым и детям».
  • Разучивание стихотворения: Л. Зильберга

«Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С».

3. Работа с рабочей тетрадью: творческое задание «Отбери продукты».

4.Творческое задание: влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.

5.Театрализованная игра «Витаминная семья»

6.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»

7. Развлечение «Дорога к доброму здоровью»

Занятие 4. Тема:  «Я хочу  быть здоров»

Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.

Содержание:

  • Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
  • Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
  • Подвижная игра «Два Мороза».
  • Развивающая игра «Сравни картинки».
  • Дидактическая игра «Что одеть на улицу».
  • Игровые обучающие ситуации: предлагается съесть немытые овощи др.

Январь

Занятие 1.Тема:  «Личная гигиена»

Задачи: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Содержание:

  • Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ.
  • Беседа на материале произведения А.Барто «Девочка чумазая»
  • Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.
  • Игра «Зеркальце, скажи!»
  • Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности)
  • Игра – драматизация по сказке К. Чуковского « Мойдодыр»

Занятие 2.Тема:  «Здоровая пища»

Задачи: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда  должна быть не только вкусной, но и полезной.

Содержание:

1.Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка»

2.Беседа на примере жизненного опыта детей.

3.Творческое задание: «Вырежи продукты питания»

4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение.

5.Загадывание загадок о полезных продуктах

6.Чтение: «Ю.Тувим «Овощи».

7.Игра: «Овощи – фрукты»

8.Настольный таатр: «Накроем на стол»

Занятие 3. Тема: «Забота о здоровье окружающих»

Задачи: дать знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности, стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

Содержание:

1.Беседа «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».

2.Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни.

3.Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку).

4.Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле»

 Февраль

Занятие 1.Тема: «Правила оказания первой помощи»

Задачи: научить  детей оказанию первой помощи нуждающему больному, самопомощи.

Содержание:

1.Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо)

2.Анализ заданной ситуации.

3.Тренинг: «Вызываем скорую помощь»

4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Останавливаем кровь»

5.Практическое задание: «Бинтуем руку (ногу).

Занятие 2.Тема: «Конфликты между детьми»

Задачи: учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами-регуляторами.

Содержание:

  • «Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).
  • Беседа о  способах решения конфликтных ситуаций.
  • Несиловые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.
  • Приемы профилактики конфликтов и ссор.
  • Мимические упражнения.
  • Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку»

Занятие 3. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

Задачи: помочь усвоить, что, если потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Содержание:

  • Беседа на основе жизненного опыта детей.
  • Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.
  • Разыгрывание тематических сценок.
  • Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?».
  • «Назови свой адрес и номер телефона».

 Занятие 4. Тема: «Игры во дворе»

Задачи: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить  детей  необходимым мерам предосторожности.

Содержание:

  • Беседа: «Мои любимые игры».
  • Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как  их избежать?».
  • Игра «Можно - нельзя»
  • Тренинг: «Игры во дворе»

Март

Занятие 1.Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»

Задачи: ознакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать культуру поведения в транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым.

Содержание:

1.Беседа на материале жизненного опыта детей.

2.Игра на классификацию транспорта.

3.Игра: «Можно – нельзя»

4.Разбор конкретных ситуаций на материале иллюстраций.

5.Игра: «Разрешается – запрещается»

Занятие 2. «Дорожные знаки»

Задачи: учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Содержание:

  • Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?».
  • Знакомство с предупреждающими знаками.
  • Знакомство с запрещающими знаками.
  • Предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо»).
  • Информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и т.д.).

Занятие 3.Тема: «Азбука безопасности с «Озорной семейкой»

Задачи:

Содержание:

1.Просмотр мультфильма «Озорная семейка» - учить соблюдать правила безопасности на морозе.

2. Имитационное моделирование: «Опасные ситуации»

3.Работа с рабочей тетрадью: творческое задание (правильное  – неправильное поведение)

4.Беседа о службе сотрудников «ГИБДД»

5.П/ и «Пешеходы и транспорт»

6.Просмотр мультфильма «Робокар Поли»

Занятие 4. Тема: «Движение по улицам города»

Задачи: учить правилам поведения на улице, закрепить представление о том, где можно и где нельзя играть.

Содержание:

  • Рассказы из жизни, сюжеты из  литературы или мультфильмов.
  • Разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице.
  • «Нарисуй плакат».
  • Моделирование ситуации: «Я играю с мячом»

Апрель

Занятие 1. Тема: «Контакты с животными и насекомыми »

Задачи: объяснить детям, что контакты с животными и насекомыми  иногда могут быть опасны.

Содержание:

1.Беседа на материале жизненного опыта детей.

            2Анализ заданных ситуаций.

3.Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету.

4.Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием.

5.Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия»

Занятие 2. Тема: «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы»

Задачи: Познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами, а также научить различать их и правильно называть.

Содержание:

1.Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые грибы»

2.Игра: «Найди ответ на картинке»

3.Беседа на материале личного опыта детей.

4.Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу.

5.Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды»

6.Настольная игра: «Сбор грибов и ягод»

Занятие 3. Тема: «Шалости с огнем»

Задачи: познакомить детей с последствиями шалостей с огнем ; познакомить детей с огнетушителем, закрепить знания о том, что огонь боится песка и воды;

Содержание:

  • Игра – беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
  • П/и « При пожаре не зевай, огонь водою заливай»
  • Просмотр и анализ мультфильмов на тему «Шалости с огнем»
  • Рисование на тему «Что может случиться если…»
  • Игра-ситуация «Вызови пожарных»

Занятие 4. Тема: «Спичка»

Задачи: формировать представление о спичках, как об опасном предмете, воспитывать чувство самосохранения

Содержание:

1.Драматизация «Спичка – невеличка»

2. Д/и «Разложи по порядку»

3. П\и «На пожаре»

4. Беседа «спичка- опасный предмет»

5. С/р игра «Кошкин дом»

6. Аппликация «Спичка»

Май

Занятие 1. «Режим дня»

Задачи: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Содержание:

1.Решение проблемных ситуаций.

2.Сочинение историй с описанием личных прогулок.

3.Моделирование режима дня с помощью картинок, часов, магнитных фигурок детей и.т.д.

4.Дидактическая игра: «Правильный – не правильный режим».

5.Сочинение детей: «Как лучше построить режим»

Занятие 2. «На воде, на солнце…»

Задачи: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.

Содержание:

1.Беседа на материале из личного опыта детей.

2.Творческое задание в рабочей тетради.

3.Обсуждение ситуаций.

4.Копилка правил.

3-4 занятие «Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".

Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре....

Программа по дополнительному образованию (кружковая работа) «Добрая дорога к безопасной жизни" (ОБЖ)

На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и эколо...

Программа по дополнительному образованию (кружковая работа) «Добрая дорога к безопасной жизни»

На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и эколо...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука безопасности»

Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открываю...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"

Оглавление1.     Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....