Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".
учебно-методический материал по теме

Надежда Александровна Иванова

Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое стационарное учреждение социального обслуживания

 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края

Утверждена

Педсоветом ГКСУ СО СРЦ «Надежда»

«___»_______________________ 2012г. 

____________________________

Подпрограмма дополнительного образования

для детей 3-6 лет

"Безопасность для малышей"

                                                                                                                       

 

                                                                   Автор: воспитатель  

       Иванова Н.А.

                                                                                                 

Чита- 2013 г.



Содержание

Введение......................................................................................................... …......3

1.Пояснительная записка..........................................................................................5

2.Тематическое планирование.................................................................................9

3. Ожидаемый результат.........................................................................................11

4. Мониторинг..........................................................................................................12

5. Библиография.......................................................................................................13

6. Приложение 1 ……………………………………………………………..........14

7. Приложение 2 ………………………………………………………………......18


Введение

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель программы:

 Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.

Задачи программы:

1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.

4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Формы работы:

-Познавательные беседы;

-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

-Наблюдения;

-Экскурсии;

-Дидактические игры;

-Викторина;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Предварительная работа:

1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”

“Азбука безопасного поведения на природе.”

2.Цикл  бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.

3.Видеоуроки.

Методы реализации программы:

-Занятия;

-Беседы;

-Наблюдения;

-Игры;

-Викторины;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Формы реализации программы:

-Групповые занятия.                                                                                          

-Фронтальные занятия

Принципы реализации программы:

- Научность

- Доступность

- Природосообразность

- Комплексный подход

-Системность.


1 Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» является составляющим реабилитационной  программы « Раз ступенька, два ступенька», необходимость создания этой программы возникла в том, что невозможно передать детям весь объем знаний, рекомендованных основной программой. Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

 В дошкольной группе обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.

 Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Дети, лишившиеся родительского попечения, растущие без родительской любви и заботы, являются наиболее уязвимой  категорией детей, которые могут оказаться в ситуации опасной для их жизни и здоровья.                            

 Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».

Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:

Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

Программа состоит из разделов:

1. «Здоровье ребенка».

2. «Ребенок на прогулке».

3. «Ребенок на улице города. ПДД».

4. «Ребенок дома».

5. «.Ребенок и другие люди».

6. «Пожарная безопасность».

Каждый раздел предполагает  решение определенной задачи:

Таблица1- Разделы программы их задачи

Тема раздела

Задача раздела

Здоровье ребёнка

Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Ребёнок на прогулке

Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека.

Ребёнок на улице

Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах.

Ребёнок дома

Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.

Ребёнок и другие люди

Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.

Пожарная безопасность

Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми  нельзя самостоятельно пользоваться.


2 Тематическое планирование

Таблица 2- Тематический план

Здоровье ребёнка

Цель: приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Тема

Часы

1

Предметы личной гигиены

1

2

Беседа "Осторожно, грипп!"

1

3

Откуда берутся болезни.

1

4

Как беречь здоровье

1

5

Нас излечит, исцелит добрый Доктор Айболит

1

6

.Береги здоровье смолоду

1

Ребёнок на прогулке.

Цель: познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями

природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни

человека.

Тема

Часы

1

Беседа "На прогулку мы идем"

1

2.

Умеешь ли ты обращаться с животными

1

3.

Кошки и собаки - наши друзья

1

4.

Зимние каникулы

1

5.

Ядовитые грибы и ягоды

1

6.

Беседа " Как песок может стать опасным"

1

Ребёнок на улице города. ПДД

Цель: познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах, с правилами дорожного движения.

Тема

Часы

1.

Наш город

1

2.

Знакомство с правилами дорожного движения

1

3.

По дороге в детский сад

1

4.

Пешеход переходит улицу

1

5.

О безопасности на дорогах

1

6.

О правилах кошке расскажем немножко

1

Ребёнок дома

 Цель: познакомить детей с потенциально опасными для жизни и

здоровья человека предметами домашнего быта. 

Тема

Часы

1.

Опасые предметы

1

2.

Безопасный дом

1

3.

Каждому опасному предмету свое место.

1

4.

Беседа «Поплотнее кран закрой  - осторожен будь с водой»

1

5.

Беседа "Электроприборы"

1

6.

О правилах пользования электроприборами

1

 «Ребенок и другие люди»

 Цель: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.

Тема

Часы

1

Не открывай чужому дверь

1

2.

Если чужой приходит в дом

1

3.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

1

4.

Что делать, если ты потерялся

1

5.

Внешность человека может быть обманчива

1

6.

Ребенок и его старшие приятели

1

Пожарная безопасность

Цель:  помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми  нельзя самостоятельно пользоваться.

Тема

Часы

1.

Огонь – друг или враг.

1

2.

Как Зайка тушил пожар

1

3.

Юный пожарный

1

4.

Спички детям не игрушки

1

5.

Беседа "Эта спичка невеличка"

1

6.

Викторина "Пожарным можешь ты не быть"

1

Всего часов по программе

36


3 Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:

1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

5. Знает правила пожарной безопасности.

6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.


4 Мониторинг

Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий.

Критерии педагогической оценки:

  1. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепит
  2. Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными .
  3. Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге

4.  Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций.

5. Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

6. Знает правила пожарной безопасности.

   

Количественная оценка результатов обследования:

Нет знаний — 0 баллов

Поверхностные знания — 1 балл

Имеет знания — 2 балла


5 Библиография

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»- С-Пб: «Детство-пресс», 2008.

2.  Авдеева Н.К, Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб: Детство-ПРЕСС, 2005 - 144 с.

 3Ананьева. В.А.,  «Основы безопасности дошкольника» - С-Пб: «Детство-пресс», 2008.

4. Грезина О. Ю.,  Пятаева С. А., « Работа с детьми в дошкольных учреждения по обучению правилам дорожного движения»: метод, разраб. / сост. . – Волгоград: «Перемена», 2009. - 48 с. - ISBN 5-88234-292.

5.Зайцев, Г. К., Уроки Мойдодыра: учеб. пособие по валеологии для детей 5-8 лет. - М.: «Детство-ПРЕСС», 1999. - 32 с. - ISBN 5-89814-008-5; ISBN 13: 978-5-8914-008-5.

6. Кузьмина М. В., Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни // Педсовет. - 2007. - № 4.

7. Осипенко Л. С., Друзья здоровья // Педсовет. - 2007. - № 4.

8. Поляков В. В., Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 1 кл. - М: «Дрофа»; ДиК, 2007. - 80 с: ил. - ISBN 5-7107-0846-1.

 9. Салова С. В., Познакомьтесь с Гигиеной! // Педсовет. - 2007. -№2.

 10. Статмэн П., Безопасность вашего ребенка / пер. с англ. -СПб.: «Респекс, Дельта, Кристалл,» 2007. - 384 с.


Приложение

Приложение 1 - Краткое содержание занятий

I. Здоровье ребёнка

1.Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.

2.Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

3.Формирование представления о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей

4.Формировать представление о профессии врача; сообщить детям элементарные сведения о лекарствах; дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно; сформировать представление о главной ценности жизни –здоровье.

5.Собщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.

6. Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.

II. Ребёнок на прогулке.

1. Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.

2. Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

3. Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.

4. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными

5. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя

6.Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.

III. Ребёнок на улице города. ПДД.

1.Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

2. Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

3.Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети»,«Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу.

4. Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;.

5. Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным переходом.

6. Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и авиадорожном транспорте»; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

IV. Ребёнок дома

1.Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.

2. Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей отгадывать загадки

3.Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

4. Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

5.Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.

6. Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.

V.  Ребенок и другие люди.

1.В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет дома.

2. Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

3. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

4. Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся».Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.

5. Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

6. Научить детей говорить „НЕТ,, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

VI. Пожарная безопасность.

1. Формирование у детей понятие “пожарная безопасность”;дать общее представление назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;

2. Рассмотреть и обсудить причины  возникновения пожаров в результате детских шалостей с огнем, научить детей, как действовать во время пожара.

3. Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии«пожарный»; развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

4. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

5. Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.

  1. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность

 скромность. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Приложение 2

Таблица 3 – Оценка полученных результатов

ФИО ребенка

Начало реализации программы

Середина реализации программы

Окончание реализации программы

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"

        С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...

Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира»

Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира» для детей 4-5 лет...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"

Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"...