Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".
учебно-методический материал по теме

Надежда Александровна Иванова

Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое стационарное учреждение социального обслуживания

 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края

Утверждена

Педсоветом ГКСУ СО СРЦ «Надежда»

«___»_______________________ 2012г. 

____________________________

Подпрограмма дополнительного образования

для детей 3-6 лет

"Безопасность для малышей"

                                                                                                                       

 

                                                                   Автор: воспитатель  

       Иванова Н.А.

                                                                                                 

Чита- 2013 г.



Содержание

Введение......................................................................................................... …......3

1.Пояснительная записка..........................................................................................5

2.Тематическое планирование.................................................................................9

3. Ожидаемый результат.........................................................................................11

4. Мониторинг..........................................................................................................12

5. Библиография.......................................................................................................13

6. Приложение 1 ……………………………………………………………..........14

7. Приложение 2 ………………………………………………………………......18


Введение

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель программы:

 Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.

Задачи программы:

1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.

4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Формы работы:

-Познавательные беседы;

-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

-Наблюдения;

-Экскурсии;

-Дидактические игры;

-Викторина;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Предварительная работа:

1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”

“Азбука безопасного поведения на природе.”

2.Цикл  бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.

3.Видеоуроки.

Методы реализации программы:

-Занятия;

-Беседы;

-Наблюдения;

-Игры;

-Викторины;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Формы реализации программы:

-Групповые занятия.                                                                                          

-Фронтальные занятия

Принципы реализации программы:

- Научность

- Доступность

- Природосообразность

- Комплексный подход

-Системность.


1 Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» является составляющим реабилитационной  программы « Раз ступенька, два ступенька», необходимость создания этой программы возникла в том, что невозможно передать детям весь объем знаний, рекомендованных основной программой. Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

 В дошкольной группе обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.

 Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Дети, лишившиеся родительского попечения, растущие без родительской любви и заботы, являются наиболее уязвимой  категорией детей, которые могут оказаться в ситуации опасной для их жизни и здоровья.                            

 Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».

Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:

Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

Программа состоит из разделов:

1. «Здоровье ребенка».

2. «Ребенок на прогулке».

3. «Ребенок на улице города. ПДД».

4. «Ребенок дома».

5. «.Ребенок и другие люди».

6. «Пожарная безопасность».

Каждый раздел предполагает  решение определенной задачи:

Таблица1- Разделы программы их задачи

Тема раздела

Задача раздела

Здоровье ребёнка

Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Ребёнок на прогулке

Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека.

Ребёнок на улице

Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах.

Ребёнок дома

Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.

Ребёнок и другие люди

Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.

Пожарная безопасность

Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми  нельзя самостоятельно пользоваться.


2 Тематическое планирование

Таблица 2- Тематический план

Здоровье ребёнка

Цель: приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Тема

Часы

1

Предметы личной гигиены

1

2

Беседа "Осторожно, грипп!"

1

3

Откуда берутся болезни.

1

4

Как беречь здоровье

1

5

Нас излечит, исцелит добрый Доктор Айболит

1

6

.Береги здоровье смолоду

1

Ребёнок на прогулке.

Цель: познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями

природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни

человека.

Тема

Часы

1

Беседа "На прогулку мы идем"

1

2.

Умеешь ли ты обращаться с животными

1

3.

Кошки и собаки - наши друзья

1

4.

Зимние каникулы

1

5.

Ядовитые грибы и ягоды

1

6.

Беседа " Как песок может стать опасным"

1

Ребёнок на улице города. ПДД

Цель: познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах, с правилами дорожного движения.

Тема

Часы

1.

Наш город

1

2.

Знакомство с правилами дорожного движения

1

3.

По дороге в детский сад

1

4.

Пешеход переходит улицу

1

5.

О безопасности на дорогах

1

6.

О правилах кошке расскажем немножко

1

Ребёнок дома

 Цель: познакомить детей с потенциально опасными для жизни и

здоровья человека предметами домашнего быта. 

Тема

Часы

1.

Опасые предметы

1

2.

Безопасный дом

1

3.

Каждому опасному предмету свое место.

1

4.

Беседа «Поплотнее кран закрой  - осторожен будь с водой»

1

5.

Беседа "Электроприборы"

1

6.

О правилах пользования электроприборами

1

 «Ребенок и другие люди»

 Цель: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.

Тема

Часы

1

Не открывай чужому дверь

1

2.

Если чужой приходит в дом

1

3.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

1

4.

Что делать, если ты потерялся

1

5.

Внешность человека может быть обманчива

1

6.

Ребенок и его старшие приятели

1

Пожарная безопасность

Цель:  помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми  нельзя самостоятельно пользоваться.

Тема

Часы

1.

Огонь – друг или враг.

1

2.

Как Зайка тушил пожар

1

3.

Юный пожарный

1

4.

Спички детям не игрушки

1

5.

Беседа "Эта спичка невеличка"

1

6.

Викторина "Пожарным можешь ты не быть"

1

Всего часов по программе

36


3 Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:

1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

5. Знает правила пожарной безопасности.

6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.


4 Мониторинг

Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий.

Критерии педагогической оценки:

  1. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепит
  2. Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными .
  3. Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге

4.  Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций.

5. Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

6. Знает правила пожарной безопасности.

   

Количественная оценка результатов обследования:

Нет знаний — 0 баллов

Поверхностные знания — 1 балл

Имеет знания — 2 балла


5 Библиография

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»- С-Пб: «Детство-пресс», 2008.

2.  Авдеева Н.К, Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб: Детство-ПРЕСС, 2005 - 144 с.

 3Ананьева. В.А.,  «Основы безопасности дошкольника» - С-Пб: «Детство-пресс», 2008.

4. Грезина О. Ю.,  Пятаева С. А., « Работа с детьми в дошкольных учреждения по обучению правилам дорожного движения»: метод, разраб. / сост. . – Волгоград: «Перемена», 2009. - 48 с. - ISBN 5-88234-292.

5.Зайцев, Г. К., Уроки Мойдодыра: учеб. пособие по валеологии для детей 5-8 лет. - М.: «Детство-ПРЕСС», 1999. - 32 с. - ISBN 5-89814-008-5; ISBN 13: 978-5-8914-008-5.

6. Кузьмина М. В., Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни // Педсовет. - 2007. - № 4.

7. Осипенко Л. С., Друзья здоровья // Педсовет. - 2007. - № 4.

8. Поляков В. В., Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 1 кл. - М: «Дрофа»; ДиК, 2007. - 80 с: ил. - ISBN 5-7107-0846-1.

 9. Салова С. В., Познакомьтесь с Гигиеной! // Педсовет. - 2007. -№2.

 10. Статмэн П., Безопасность вашего ребенка / пер. с англ. -СПб.: «Респекс, Дельта, Кристалл,» 2007. - 384 с.


Приложение

Приложение 1 - Краткое содержание занятий

I. Здоровье ребёнка

1.Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.

2.Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

3.Формирование представления о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей

4.Формировать представление о профессии врача; сообщить детям элементарные сведения о лекарствах; дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно; сформировать представление о главной ценности жизни –здоровье.

5.Собщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.

6. Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.

II. Ребёнок на прогулке.

1. Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.

2. Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

3. Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.

4. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными

5. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя

6.Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.

III. Ребёнок на улице города. ПДД.

1.Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

2. Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

3.Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети»,«Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу.

4. Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;.

5. Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным переходом.

6. Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и авиадорожном транспорте»; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

IV. Ребёнок дома

1.Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.

2. Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей отгадывать загадки

3.Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

4. Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

5.Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.

6. Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.

V.  Ребенок и другие люди.

1.В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет дома.

2. Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

3. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

4. Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся».Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.

5. Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

6. Научить детей говорить „НЕТ,, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

VI. Пожарная безопасность.

1. Формирование у детей понятие “пожарная безопасность”;дать общее представление назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;

2. Рассмотреть и обсудить причины  возникновения пожаров в результате детских шалостей с огнем, научить детей, как действовать во время пожара.

3. Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии«пожарный»; развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

4. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

5. Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.

  1. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность

 скромность. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Приложение 2

Таблица 3 – Оценка полученных результатов

ФИО ребенка

Начало реализации программы

Середина реализации программы

Окончание реализации программы

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"

        С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"

Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"...

Программа дополнительного образования "Логика для малышей"средняя группа

Программа дополнительно образования "Логика для малышей"средняя. ...