Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
статья по теме

Шакурская Ирина Анатольевна

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

В.В.Гюго

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Анатольевна Шакурская,

воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 142  ОАО «РЖД» г. Тобольск Тюменской области

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

В.В.Гюго

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения. Поэтому перед собой я поставила цель - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге. Для достижения цели определила  задачи:

  1. Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
  2. Развивать у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке.
  3. Формировать у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

Для знакомства дошкольников с правилами дорожного движения в своей работе я использую следующие инновационные технологии.

  1. Технологию проектной деятельности.
  2. Игровую технологию.
  3. Технологию проблемного обучения.
  4. Технологию теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  5. Здоровьесберегающие технологии.

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  «Эти разные и интересные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы «Умные машины», дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», изготовление машин из бросового материала и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей  я направляю на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, лепке, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге я осуществляла совместно с родителями. Использовала консультации, беседы,  папки-передвижки.

           Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, я осуществляю целенаправленное взаимодействие и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Моё общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования мои и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

В своей работе с родителями я использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлениюанкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.

В своих сообщениях рассказываю им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаю внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют мне установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Предлагаю им прочитать специально разработанные памятки.

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:

- «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».

На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваю моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Моя роль заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

  • Сюжетно-ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы - водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии,  даёт советы дорожной безопасности).
  • Настольно-печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.  Выполняют разные задания:  помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
  • Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Распредели знаки по группам и др.
  • Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
  • В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.

Технология проблемного обучения помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. Например: ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показывая картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему. Можно показать иллюстрацию, где ребёнок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чём опасность такого поведения. В своей работе чаще всего использую такие проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т.д.

При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:

– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

– предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет использовать мне нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии  является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Я использую в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? И др.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаю ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников я использую интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

В процессе обучении детей правилам дорожного движения использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Хочу рассмотреть использование двигательных игр на занятиях физической культуры. Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений и т.д. Например, можно отрабатывать путём многократных упражнений действия с поворотами  головы при переходе проезжей части. С детьми определяем, где правая и где левая сторона. Чтобы закрепить с детьми, где левая и правая сторона, я детям надеваю на руки цветные браслеты, чтобы детям было легче ориентироваться. Затем из бумаги делаем пешеходный переход «зебра». Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу. Делают повороты налево, вправо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот на право, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Для закрепления пройденного материала, например «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей),  выполняют  различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак и больше их назовёт и другие.

Вывод:        

Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, позволила сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создала модель поведения на дороге; привлекла родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приёмов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

Литература.

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: методическое пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.
  3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  4. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 70 с. Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
  5. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора
  6. Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Программа формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах «Светофорик»

Программаформирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах«Светофорик»...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

РОЛЬ НАРОДНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И В ТРАНСПОРТЕ

Статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого  безопасного поведения на дороге и в транспорте посредством народных и литературных сказок и мультфильмов....

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...