Непосредственно – образовательная деятельность по методу ТРИЗ. Тема: « Земля. Воздух. Огонь. Вода»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Беликова Любовь Геннадьевна

                                             Программные задачи:

 

                                                      Обучающие:

 

  1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
  1.  Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
  2. Учить делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

                                            

                                                 Развивающие:

 

  1. Развивать исследовательские способности и навыки, любознательность, познавательную активность.
  2. Развивать у детей воображение. смекалку, зрительную память.
  3. Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
  4.  Расширять кругозор детей.
  5. Активизировать словарь детей.

 

                                                Воспитывающие:

 

  1. Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
  2. Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно.
  3. Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
  4. Воспитывать  усидчивость, дисциплинированность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d._nod_zemlya._vozduh._ogon._voda.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

             Непосредственно – образовательная деятельность

                                                    по методу ТРИЗ

                        Тема:  « Земля. Воздух. Огонь. Вода»

                      

                                              Возраст  детей:  5 – 6 лет

                                     

                                                                                                   Исполнитель:  Воспитатель МАДОУ «Сказка»

                                                                                                                комбинированной группы №2

                                                                                                            Беликова Любовь Геннадьевна

                                                                                          г. Лабытнанги

                                                                                             

                                                                  2

.

                                             Программные задачи:

                                                      Обучающие:

  1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
  1.  Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
  2. Учить делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

                                             

                                                 Развивающие:

  1. Развивать исследовательские способности и навыки, любознательность, познавательную активность.
  2. Развивать у детей воображение. смекалку, зрительную память.
  3. Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
  4.  Расширять кругозор детей.
  5. Активизировать словарь детей.

                                                Воспитывающие:

  1. Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
  2. Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно.
  3. Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
  4. Воспитывать  усидчивость, дисциплинированность

    Мотивация:  Пришёл мальчик Женя в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети окружили его и стали расспрашивать, что случилось? Оказывается, произошёл обрыв электрических  проводов,  из – за сильного ветра.  Вечером отключили электричество.  Мама зажгла парафиновую свечку. Жене понравился яркий огонь. Он захотел дотронуться до огонька и обжог палец. Воспитательница предложила узнать огонь – это хорошо или плохо?

                                                       Методы и приёмы:

  • Игровой
  • Проблемная ситуация
  • Наглядный
  • Словесный  (вопросы, беседа)
  • Экспериментальная деятельность
  • Анализ, поощрение

                                             Организация:

  • Сидя на стульчиках
  • Сидя напротив друг друга
  • Стоя врассыпную

                                          Формы работы:

Фронтально, индивидуально, в парах.

                                                                                       3

                                         Словарная работа:

Стихия,  оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.

                                                   Художественное  слово:

«Экологический гимн»

                                                   Индивидуальная работа:

С Таней, Алиной  – продолжать учить выслушивать ответы сверстников до конца.

                                                   Предварительная работа:

Игры с водой, песком, камнями.

                                               Демонстрационный материал:

  • Плакаты
  • Иллюстрации
  • Картины
  • Видеоролик стихии – вода
  • Видеоролик стихии – огонь

                                       Раздаточный материал:              

                                            Оборудование  для  опытов:

  • Спички
  • Свеча
  • Ёмкость с водой
  • Парусники из грецких орехов
  • Ёмкость с песком
  • Медицинская груша
  • Вода в стаканчиках
  • Лейки
  • Комнатные цветы
  • Зелёный лук в земле.

                                                    В мини-музее:

 

  • Коллекции камней
  • Гербарии льна
  • Льняные вещи
  • Видеоролики

                                                                                                4

                                         Ход    НОД:

(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями 

природы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинах?

Дети:  Земля, вода, огонь, воздух.

Воспитатель:  Подойдите к этим иллюстрациям. Как вы думаете, сравнив разные

                           сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

                 Ответы детей воспитатель обобщает и подытоживает.

Воспитатель:   Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т.д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

                       Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.

          Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне.

Воспитатель:   А теперь подойдите к первому опытному столу.

Опыт №1. (проводит воспитатель). Горящая свеча.

Воспитатель: Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или  плохо?

                               Дети отвечают,  воспитатель обобщает ответы

Воспитатель:  Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.

                        Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушится жилище человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди – муссоны затапливают целые города, реки выходят из берегов.

              Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде

.

Опыт№2. (проводят дети)

.

Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить лейки с водой

                                                                                                 5

для поливки комнатных растений, зеленого лука. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т.д.

Воспитатель:  А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо?

                              Воспитатель обобщает ответы детей

Воспитатель: Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.

                      Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья.

                  Воспитатель предлагает рассмотреть  иллюстрации про ветер

Опыт №3  (проводят дети).

Воспитатель:  Садитесь в пары напротив друг друга за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигайте парусники друг другу.

Опыт №4   (проводят дети).

Воспитатель: При помощи медицинских спринцовок мы увидим как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле контейнеров с песком.

             Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре

Воспитатель:  Осталась еще одна стихия – Земля.

                 Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации про Землю

Воспитатель:  Земля для человека - это хорошо или плохо?

 (Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель: Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т.д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.

Воспитатель: Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.

Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть.

Воспитатель: Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

Воспитатель:  Что вы узнали нового? Какой опыт понравился? Что было труднее всего?»

Какие опыты хотели бы проделать ещё раз? Какое настроение после путешествия?

Воспитатель:   Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».

А закончим путешествие         «Экологическим гимном»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Огонь - враг» для детей средней группы

Укрепить психоэмоциальное здоровье детей, формирование навыков здоровьесбережения посредством соблюдения правил противопожарной безопасности....

Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Конспект образовательной деятельности в средней группеТема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Огонь – друг, огонь- враг»

Непосредственная образовательная деятельность в средней группеТема: «Огонь – друг, огонь- враг»...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах....