Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» в разновозрастной группе «Непоседы»
план-конспект занятия по обж

Сигитова Татьяна Васильевна
Ход занятия. Воспитатель: - Давным-давно жили древние люди. Они жили в пещерах, сами добывали огонь, разжигая костер с помощью трения палочки, готовили на нем еду, обогревались. От огня зависела жизнь людей. Древние люди боялись грозы, они считали ее гневом богов. (показываю иллюстрации). Тяжело было людям постоянно поддерживать огонь в пещерах. И человек стал думать, как сделать, чтобы тепло, огонь во всех жилищах были постоянными. Шли годы. Многие ученые думали и наконец придумали… -А что они придумали? Таинственный гость прислал нам звуковую загадку: (магнитофонная запись) «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?» Дети: Электрический ток. -Правильно. Это –электричество. А вы знаете, откуда оно приходит в ваш дом? Оно рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу оно в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы. Оно – невидимое, но заставляет работать приборы, разные машины. (раздаются щелчки). Ведущий: Для чего нужен электрический ток? Мы втыкаем вилку в розетку и происходит чудо: оживают электроприборы. Можно смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер, стирать. Электроприборы окружают нас по всюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их. Дети берут рисунки бытовых электроприборов и становятся в линию ( Предлагаю детям взять картинки и если услышат ответ на мою загадку – делают шаг вперед тот ребенок, к которого отгадка окажется в руках) Стихи 1. Это чудо – белый дом И лежат продукты в нем. Может здесь, где холод, лед, Добрый Дед Мороз живет? Сколько дверь я не открывал Но Мороза не видал. - Хватит двери открывать И работать мне мешать (холодильник) 2. Этот парень обладает Необычным, странным вкусом: С аппетитом пожирает Пыль с ковра и с пола мусор. Он наестся до отвала Чтобы в доме чисто стало. (пылесос) 3. А эта красавица любит трудиться Своею работаю очень гордиться - Хорошую баню устрою белью Хозяйка оценит работу мою. (стиральная машина) 4. По одежде он плывет, Как горячий пароход. Стало все белье на диво Очень гладким и красивым! (утюг) 5. Этот идеальный Греет воду моментально. Стоит лишь его включить Вскоре чай нам можно пить. 7. Я из школы прибегаю Друга нашего включаю Там уже идет футбол Забивают нашим гол! Игра « Вилка – розетка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_realizatsii_oo.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по реализации ОО «Безопасность» с использованием ТРИЗ «Волшебное электричество» в разновозрастной группе «Непоседы»


                                                            Подготовила: Сигитова ТВ

Тема: «ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

(с использованием ТРИЗ)

Программное содержание:

Образовательные задачи.

1. Обобщить знание детей об электричестве. Дать представление о превращении электрической энергии в другие виды энергии (ТРИЗ).

2. Расширять представления о том, где живет электричество и как оно помогает человеку.

3. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи.

1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

2. Способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими предметами.

3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи.

1. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа.

1. Беседы об электричестве и его свойствах.

2.Проведение дидактических игр.

3. Разучивание стихов, физминутки.

4. Рассматривание иллюстраций.

6. Чтение «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились».

7. Знакомство с правилами электробезопасности.

Методы и приёмы.

1. Метод ТРИЗ – педагогики

2. Наглядный:

-использование иллюстраций, картинок;

- использование схем;

3. Словесный:

- художественное слово;

-рассказ воспитателя;

-пояснения;

-вопросы.

4. Игровой:

-звуковая загадка;

-дидактические игры;

-словесная игра;

-физминутка – игра

5. практический:

-проведение опытов.

Индивидуальная работа.

1. Закрепить с Глебом Ф., Настей Ш., Мишей П. правильное, отчетливое произношение слов.

2. Развивать у Ангелины И., Варвары С., Артема Т. умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Словарная работа.

1. Активизировать в речи детей слова: электричество, электроприборы, электрический ток.

Работа с родителями.

1. Беседа «Как помочь ребенку, пострадавшему от удара током».

2. Беседа «Как вести себя при возгорании электроприборов».

Атрибуты:

1. Д/игра «Собери картинку».

2. Картинки «Электроприборы».

3. Карточки «Правила пользования электроприборами»

4. Карточки –схемы: молния, рупор, костер, солнце, схема обозначающая движение: круг и линии движения, направленные влево

5. Стекло, воздушные шары.

6. Кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, расчески.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Безопасность».

-Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, утюг, плита и д. р.)

-Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.

-Уточнение знаний детей о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

-Воспитание чуткости к художественному слову; зачитывания отрывков с наиболее яркими, запоминающимися описаниями.

-Развивать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать стихотворение.

Образовательная область «Здоровье»

-Знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в обращении с электроприборами.

Образовательная область «Познания»

-Обогащение представлений детей о мире предметов. Рассказы о предметах облегчающих труд человека в быту (пылесос, мясорубка, создающих комфорт (бра,торшер).

Ход занятия.

Воспитатель: - Давным-давно жили древние люди. Они жили в пещерах, сами добывали огонь, разжигая костер с помощью трения палочки, готовили на нем еду, обогревались. От огня зависела жизнь людей. Древние люди боялись грозы, они считали ее гневом богов. (показываю иллюстрации). Тяжело было людям постоянно поддерживать огонь в пещерах. И человек стал думать, как сделать, чтобы тепло, огонь во всех жилищах были постоянными.

Шли годы. Многие ученые думали и наконец придумали…

-А что они придумали?

Таинственный гость прислал нам звуковую загадку: (магнитофонная запись) «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»

Дети: Электрический ток.

-Правильно. Это –электричество. А вы знаете, откуда оно приходит в ваш дом? Оно рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу оно в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы. Оно – невидимое, но заставляет работать приборы, разные машины. (раздаются щелчки).

Ведущий: Для чего нужен электрический ток? Мы втыкаем вилку в розетку и происходит чудо: оживают электроприборы. Можно смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер, стирать. Электроприборы окружают нас по всюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

 Дети берут рисунки   бытовых электроприборов и становятся в линию ( Предлагаю детям взять картинки и если услышат ответ на мою загадку – делают шаг вперед тот ребенок, к которого отгадка окажется в руках)

Стихи

1. Это чудо – белый дом

И лежат продукты в нем.

Может здесь, где холод, лед,

Добрый Дед Мороз живет?

Сколько дверь я не открывал

Но Мороза не видал.

- Хватит двери открывать

И работать мне мешать           (холодильник)

2. Этот парень  обладает

Необычным, странным вкусом:

С аппетитом пожирает

Пыль с ковра и с пола мусор.

Он  наестся  до отвала

Чтобы в доме чисто стало.              (пылесос)

3. А эта красавица  любит трудиться

Своею работаю очень гордиться

- Хорошую баню устрою белью

Хозяйка оценит работу мою.          (стиральная машина)

4. По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!                (утюг)

5. Этот  идеальный

Греет воду моментально.

Стоит лишь его включить

Вскоре чай нам можно пить.

7. Я из школы прибегаю

Друга  нашего  включаю

Там уже идет футбол

Забивают нашим гол!

Игра « Вилка – розетка»

(Предлагаю детям встать в круг, взявшись за руки. Водящему закрываем глаза шарфом, кружится на месте, и на ощупь ищет с вытянутыми руками свою «розетку» Произносит слова: «Я хожу, хожу , хожу и розеточку ищу». Как только коснется рукой , он к тому же должен угадать кто пред ним)

Ведущий: Чтобы электроприборы работали, они должны получать электрическую энергию. Но электроэнергия имеет одну особенность. Она все время превращается. Во что же может превращаться электричество?

Ответы: (Свет, тепло, движение, звук).

Молния, которую боялись древние люди – это тоже природное электричество.

Я покажу схему, а вы мне называйте приборы, для которых эта схема верна.

1. молния - свет

Дети: Настольная лампа, фонарь, прожектор, люстра

2. молния – звук

Дети: Телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, радио, телефон.

3. молния - тепло

Дети: Обогреватель, электроплита, утюг.

Воспитатель: А еще электрическая энергия может превращаться в энергию движения. Что это значит?

4. молния - движение

Дети: трамвай едет на электричестве, метро, миксер.

Воспитатель: А может быть так? (схемы на доске)

5. молния – свет + тепло

Дети: Лампочка нагревается, когда светит.

Воспитатель: А так

6. молния – свет + звук

Дети: Телевизор.

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, эту схему:

7. молния – движение + тепло

Дети: Пылесос нагревается, когда долго работает. У мамы фен работает и

горячий воздух дает.

Воспитатель: (у доски ребенок)

-Составь схему…….

8. молния – звук + тепло

Дети: Пылесос шумит и нагревается.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что электричество может превращаться в звук, свет, тепло и в движение

Электрический ток – наш помощник. Но электрический ток может быть

опасным и даже вызвать пожар.

-Что же может стать причиной пожара?

1. Причиной пожара может быть наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, телевизор.

2. Пожар возникает тогда, когда одновременно в розетку включены несколько электроприборов (т. к. электричество выделяет тепло, возникает перегрев в сети).

Ребята, ни в коем случае не заливайте включенный телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Четко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.

Отвечают дети: Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Все это может привести к пожару!

Электрический ток может быть сильным и слабым. Молния – это силный ток. Если молния попадет в человека, он может потерять сознание, и даже погибнуть, поэтому нельзя стоять на открытом месте или под одиноким деревом во время грозы. От сильного тока можно получить ожоги.

А сейчас мы расскажем о правилах безопасности при пользовании электроприборами.

«Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте».

1. Не дергай шнур и не тяни

Затея выйдет боком

Порвется провод и тебя

Ударить может током.

2. От короткого замыкания

Может произойти возгорание.

3. Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

4. Если ты включил утюг

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил, проверь.

5. Нельзя оставлять без присмотра

Включенные электроприборы

6. Ты малыш запомнить должен

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть

Гвоздики в нее совать.

7. Сунешь гвоздик ненароком

И тебя ударит током.

Дело кончится бедой

Ток в розетки очень злой.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами!

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам, будет ожог.

Физминутка

Игра «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки, говорят слова:

Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиры нам.

Чтоб работали приборы, холодильник, мониторы, кофемолка, пылесос, Ток энергию принес.

Воспитатель: Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.

• А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).

Опыт 1.

Воспитатель: Возьмите с подноса ручки  и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?

Дети: Лежат спокойно

Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные ручки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите ее. Что произошло с бабочкой?

Дети: Бабочки притянулись, прилипли.

Воспитатель: Как ты считаешь, Вова почему бабочка притянулась к палочкам?

Примерные ответы детей: Палочки натерли кусочком шерстяной ткани

и они стали электрическими.

Опыт 2 (с расческами).

Доброе и волшебное электричество живет и в одежде, в волосах, но оно маленькое, слабое и потому не опасно.

Итог:

Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?

Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.

Электричество может быть опасным.

Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах).

Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали на занятии.

ЛИТЕРАТУРА

1. К. П. Нефедова. «Бытовые приборы. Какие они?»: пособие для воспитателей, родителей. – М.: Издательство Гном и Д, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Озеро Байкал». В подготовительной группе «Непоседы».

Подолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Что мы знаем о воде»Разновозрастная группа 4-6 г.

Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал эколог...

Конспект занятия по развитию речи с современными технологиями ТРИЗ и ТРКМ в средней группе на закрепление темы «Животные».

Конспект занятия по развитию речи с современными технологиями ТРИЗ и ТРКМ в средней группе на закрепление темы «Животные».  Цель: закрепление знаний о домашних и диких животных.З...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей и средней подгрупп разновозрастной группы Тема: « Наш друг Снеговик »

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей и средней подгрупп  разновозрастной группыТема: « Наш друг Снеговик »...