Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным костюмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordoviya.docx338.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по реализации  регионального компонента «Мой край родной - Мордовия»

(подготовительная к школе группа)

C:\Users\Ulia\Desktop\лида\природа мордовии\Культура-Мордовии.jpg

Задачи:

  «Познавательное развитие »:

• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

• дать детям общее представление о   Республике Мордовии,

• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,

 • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского     народа.

 • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

 

• познакомить с культурой и традициями мордовского   народа .

• Способствовать развитию любознательности, мышления

  « Речевое развитие»:

Развивать диалогическую речь:   учить участвовать в беседе ,передавать свое отношение средствами поэзии,  понятно для слушателя отвечать на вопросы.   Обогащать словарь детей  :   мордва,     русский, мордовский   .

  «Социально-коммуникативное развитие »:

Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  рассматривание альбомов о Мордовии,

        о Рузаевке, экскурсии по улицам г. Рузаевки.

        Знакомство с устным народным творчеством мордовского

        народа, беседа о мордовском народном творчестве,

        рассматривание женской национальной одежды: вышивка,              

        узоры.

МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца,

        выставка книг мордовского народного искусства, выставка

        рисунков детей.

                                ХОД  ЗАНЯТИЯ.

                  Звучит мордовская музыка.

        - Земли есть и красивей -

        Мне не надо иной:

        Ты ведь тоже Россия,

        Край мордовский родной.

        М.Бебан

 - Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.

     - Как называется республика, в которой мы живем?

      - Мордовия.

       - Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре         России.

-Ребята, как называется столица России?

- Москва.

- Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?

- Саранск.

 - Молодцы, ребята! Посмотрите ( указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга  дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.

 - Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае,  о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

        В России средь березовых просторов,

        Полянка есть – Мордовия моя.

        Она – как песня матери,

        С которой за горы уходил и за моря.

        Мордовия моя – леса и пашни,

        Цветов и птиц привольная страна,

        Ужели стороны родимой краше

        На свете есть другая сторона.

                               Мордовия моя – моря пшеницы,

        Волшебных зерен золотой улов,

        Суры бурливой синие зарницы,

        Дорог широких беспокойный зов.

        Мой край родной – мордовская земля,

        Тебе слагаю песни я свои.

        Люблю твои раздольные поля,

        Суры и Мокши чистые струи.

        Люблю твоих нарядов простоту,

        Твои обряды, звучный твой язык,

        Твоих сказаний смелую мечту,

        Который с детства я внимать привык.

        

                                     Здравствуй, утренняя зорька!

        Здравствуй мой, мордовский край.

        Ах, клубничная сторонка,

         Я люблю тебя, ты знай!

        Побегу босая утром

        В Мокше – речке окунусь,

        Обниму глазами небо,

        На храм божий помолюсь.

        Озорная звонким смехом

        На траву прилягу я,

        Чтобы слышать птичьи песни,

        Чтоб послушать соловья.

На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных

   национальностей : русские, мордва: мокша и эрзя , татары и другие народы.

   Послушайте, как они говорят о родной земле  

- Шачема крайнязе !- признаются в любви к нему мокшане.

 - Тиринь  енксонок ! – ласково и нежно называют эрзяне.

 - Родная , родная, родная земля , как клятву верности произносят

        русские.

  - Туган племне ойрэну ! – с любовью говорят о нем проживающие      

        здесь татары.

  Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.

        - Пяк пара кяленьке роднойсь,

           Сон ялганконьди седихть панжи,

           Сон шуди, кода мазы жойфсь,

            Сон оцю садса марлюкс панжи.

        -  С чем сравню тебя мордовский,

            Мой родной язык певучий?!

            Может, с юною березкой

            Или с яблоней цветущей?

        Схож ты с соловьиной трелью,

        С песней жаворонка в поле,

        Пахнешь ты землей апреля,

        Льешься речкой в водополье.

  - Ребята!  Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.

 – Ребята, как называется наш город?

   -  А  вы знаете, почему город носит такое название?

    - Давным – давно, когда нас с вами еще не было, на месте большого красивого города  стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил  ее , пожаловал за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город . И  для лучшего произношения стала называться Рузаевка.

       А еще город  Рузаевка называют городом железнодорожников,т.к. здесь живут и трудятся люди, работающие на железной дороге. Ведь Рузаевка – крупный железнодорожный пункт, отсюда отправляются поезда во все концы нашей необъятной Родины.

 - И не зря на гербе Рузаевки изображен поезд ( локомотив ).

  - Ребята, вспомним стихи о родном городе.

        Рузаевка – город, как все города,

        Не слаще твой хлеб, не вкуснее вода,

        Но где бы я  ни был, ты всюду со мной,

        Рузаевка – город любимый, родной.

                       На этой большой планете,

        В огромной такой стране

        Есть город один на свете,

        Который так дорог мне.

        Он маленький, но чудесный

        В тенистой дали лесной.

        Рузаевка, как невеста,

        В цветущих садах весной.

Да, действительно, в погожий весенний день Рузаевка утопает в цветущих садах.

       - Молодцы, ребята, красивые стихи вы знаете.                                                                                                                                

 2005 год был необычным для Рузаевки, юбилейным . Рузаевской республике  исполнилось 100 лет. Тогда Президентом Рузаевской республики был Афанасий Петрович Байкузов. Он работал машинистом.

 В честь него названы улица и училище в городе.  А еще  в сердцах людей живет память об отважном машинисте Алексее Владимировиче Ухтомском, геройски погибшем в неравном поединке с царской властью. Имя легендарного героя присвоено улице и железнодорожному клубу. Многие ,кто связал свою жизнь с Рузаевкой, навсегда увековечены в памятниках, в названиях улиц, школ. Это поэты : Александр Полежаев, Шариф Камал. Почетными гражданами города Рузаевки являются : писатель Федор Андрианов, исполнительница мордовских песен Александра Куликова.  

Показ фотографий названных людей

     - А теперь немного отдохнем, поиграем.

        -        Дружно ткали, вышивали,

           Поиграть не забывали,

           И до нас дошла игра,

            Называется она  «Вышивание полотна»

ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой».

        Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка» проходят под их руками. Получается волнообразное движение.

              - Молодцы, присаживайтесь на свои места.

      - Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая , третья. Какое красивое полотно получилось ( показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.

       - Посмотрим фильм , где выступает  фольклорный ансамбль села Левжа. Участники в народных национальных костюмах, ( показ видео)

         - Глядя  на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».

    У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является : рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).                                                                

     Мокшане и зрзяне могут гордиться своим костюмом. Если сравнить мокшанский и эрзянский костюмы, в них можно найти сходство и различие. Одинаковы в них холст, шерстяные нити для вышивки и крой рубахи. Разница  в расположении вышивки на костюме, ее размере и количестве.  На мокшанском костюме больше вышивки, чем на эрзянском. У эрзянской  вышивка крупнее.                                                                                                                          

   - Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.

   - Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?

    - Правильно, красная и черная.

    - Обратите внимание, где расположена вышивка. Вышивка расположена на подоле, на рукавах.

     - Из каких геометрических фигур составлен орнамент?

      -Правильно, из треугольников, квадратов, ромбов.

      - А чем подвязывается рубашка ?  

 - Рубашка  подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите , как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.

  - А что надевается на рубашку ?

  - На рубашку надевается передник  -  рукава. Передник бывает разного цвета : красный, синий, зеленый.  

   - Что завязывали мордовские женщины на голову ?  

 -  На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями  платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки. Мордовский костюм  невозможно представить  без украшений. Их  - великое множество.

  - Какие украшения вы видели ?

 Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.  

  - Вы можете поближе посмотреть  мордовский костюм.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

    - Ребята, вернемся к началу нашего путешествия. Глядя, на нашу необычную карту, вспомним , как называется наша республика?

    - Как называется столица Мордовии?

     - Какие народы живут на территории Мордовии ?

     - Как называется город , в котором мы живем ?

     - Почему его так назвали ?

                                         Литература:

• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

 • «Валдоня» - программа и методические рекомендации

• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.

• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

 

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/0/79549206.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)

Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Улицы моего города» к проекту «Мордовия – мой край родной» (в подготовительной к школе группе).

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его улицах.Задачи:1. Формировать представление о том, для чего улицам дают названия, домам и квартирам – номера (чтобы можно был...

Аналитический отчет по инновационной деятельности на тему «Мордовия – мой край Родной» в подготовительной к школе группе №5 за 2020-2021 учебный год

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспит...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...