Главные вкладки

    Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным костюмом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mordoviya.docx338.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по реализации  регионального компонента «Мой край родной - Мордовия»

    (подготовительная к школе группа)

    C:\Users\Ulia\Desktop\лида\природа мордовии\Культура-Мордовии.jpg

    Задачи:

      «Познавательное развитие »:

    • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

    • дать детям общее представление о   Республике Мордовии,

    • формировать представления о народах, населяющих Мордовию,

     • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского     народа.

     • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

     

    • познакомить с культурой и традициями мордовского   народа .

    • Способствовать развитию любознательности, мышления

      « Речевое развитие»:

    Развивать диалогическую речь:   учить участвовать в беседе ,передавать свое отношение средствами поэзии,  понятно для слушателя отвечать на вопросы.   Обогащать словарь детей  :   мордва,     русский, мордовский   .

      «Социально-коммуникативное развитие »:

    Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  рассматривание альбомов о Мордовии,

            о Рузаевке, экскурсии по улицам г. Рузаевки.

            Знакомство с устным народным творчеством мордовского

            народа, беседа о мордовском народном творчестве,

            рассматривание женской национальной одежды: вышивка,              

            узоры.

    МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца,

            выставка книг мордовского народного искусства, выставка

            рисунков детей.

                                    ХОД  ЗАНЯТИЯ.

                      Звучит мордовская музыка.

            - Земли есть и красивей -

            Мне не надо иной:

            Ты ведь тоже Россия,

            Край мордовский родной.

            М.Бебан

     - Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.

         - Как называется республика, в которой мы живем?

          - Мордовия.

           - Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре         России.

    -Ребята, как называется столица России?

    - Москва.

    - Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?

    - Саранск.

     - Молодцы, ребята! Посмотрите ( указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга  дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.

     - Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае,  о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

            В России средь березовых просторов,

            Полянка есть – Мордовия моя.

            Она – как песня матери,

            С которой за горы уходил и за моря.

            Мордовия моя – леса и пашни,

            Цветов и птиц привольная страна,

            Ужели стороны родимой краше

            На свете есть другая сторона.

                                   Мордовия моя – моря пшеницы,

            Волшебных зерен золотой улов,

            Суры бурливой синие зарницы,

            Дорог широких беспокойный зов.

            Мой край родной – мордовская земля,

            Тебе слагаю песни я свои.

            Люблю твои раздольные поля,

            Суры и Мокши чистые струи.

            Люблю твоих нарядов простоту,

            Твои обряды, звучный твой язык,

            Твоих сказаний смелую мечту,

            Который с детства я внимать привык.

            

                                         Здравствуй, утренняя зорька!

            Здравствуй мой, мордовский край.

            Ах, клубничная сторонка,

             Я люблю тебя, ты знай!

            Побегу босая утром

            В Мокше – речке окунусь,

            Обниму глазами небо,

            На храм божий помолюсь.

            Озорная звонким смехом

            На траву прилягу я,

            Чтобы слышать птичьи песни,

            Чтоб послушать соловья.

    На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных

       национальностей : русские, мордва: мокша и эрзя , татары и другие народы.

       Послушайте, как они говорят о родной земле  

    - Шачема крайнязе !- признаются в любви к нему мокшане.

     - Тиринь  енксонок ! – ласково и нежно называют эрзяне.

     - Родная , родная, родная земля , как клятву верности произносят

            русские.

      - Туган племне ойрэну ! – с любовью говорят о нем проживающие      

            здесь татары.

      Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.

            - Пяк пара кяленьке роднойсь,

               Сон ялганконьди седихть панжи,

               Сон шуди, кода мазы жойфсь,

                Сон оцю садса марлюкс панжи.

            -  С чем сравню тебя мордовский,

                Мой родной язык певучий?!

                Может, с юною березкой

                Или с яблоней цветущей?

            Схож ты с соловьиной трелью,

            С песней жаворонка в поле,

            Пахнешь ты землей апреля,

            Льешься речкой в водополье.

      - Ребята!  Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.

     – Ребята, как называется наш город?

       -  А  вы знаете, почему город носит такое название?

        - Давным – давно, когда нас с вами еще не было, на месте большого красивого города  стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил  ее , пожаловал за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город . И  для лучшего произношения стала называться Рузаевка.

           А еще город  Рузаевка называют городом железнодорожников,т.к. здесь живут и трудятся люди, работающие на железной дороге. Ведь Рузаевка – крупный железнодорожный пункт, отсюда отправляются поезда во все концы нашей необъятной Родины.

     - И не зря на гербе Рузаевки изображен поезд ( локомотив ).

      - Ребята, вспомним стихи о родном городе.

            Рузаевка – город, как все города,

            Не слаще твой хлеб, не вкуснее вода,

            Но где бы я  ни был, ты всюду со мной,

            Рузаевка – город любимый, родной.

                           На этой большой планете,

            В огромной такой стране

            Есть город один на свете,

            Который так дорог мне.

            Он маленький, но чудесный

            В тенистой дали лесной.

            Рузаевка, как невеста,

            В цветущих садах весной.

    Да, действительно, в погожий весенний день Рузаевка утопает в цветущих садах.

           - Молодцы, ребята, красивые стихи вы знаете.                                                                                                                                

     2005 год был необычным для Рузаевки, юбилейным . Рузаевской республике  исполнилось 100 лет. Тогда Президентом Рузаевской республики был Афанасий Петрович Байкузов. Он работал машинистом.

     В честь него названы улица и училище в городе.  А еще  в сердцах людей живет память об отважном машинисте Алексее Владимировиче Ухтомском, геройски погибшем в неравном поединке с царской властью. Имя легендарного героя присвоено улице и железнодорожному клубу. Многие ,кто связал свою жизнь с Рузаевкой, навсегда увековечены в памятниках, в названиях улиц, школ. Это поэты : Александр Полежаев, Шариф Камал. Почетными гражданами города Рузаевки являются : писатель Федор Андрианов, исполнительница мордовских песен Александра Куликова.  

    Показ фотографий названных людей

         - А теперь немного отдохнем, поиграем.

            -        Дружно ткали, вышивали,

               Поиграть не забывали,

               И до нас дошла игра,

                Называется она  «Вышивание полотна»

    ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой».

            Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка» проходят под их руками. Получается волнообразное движение.

                  - Молодцы, присаживайтесь на свои места.

          - Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая , третья. Какое красивое полотно получилось ( показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.

           - Посмотрим фильм , где выступает  фольклорный ансамбль села Левжа. Участники в народных национальных костюмах, ( показ видео)

             - Глядя  на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».

        У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является : рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).                                                                

         Мокшане и зрзяне могут гордиться своим костюмом. Если сравнить мокшанский и эрзянский костюмы, в них можно найти сходство и различие. Одинаковы в них холст, шерстяные нити для вышивки и крой рубахи. Разница  в расположении вышивки на костюме, ее размере и количестве.  На мокшанском костюме больше вышивки, чем на эрзянском. У эрзянской  вышивка крупнее.                                                                                                                          

       - Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.

       - Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?

        - Правильно, красная и черная.

        - Обратите внимание, где расположена вышивка. Вышивка расположена на подоле, на рукавах.

         - Из каких геометрических фигур составлен орнамент?

          -Правильно, из треугольников, квадратов, ромбов.

          - А чем подвязывается рубашка ?  

     - Рубашка  подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите , как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.

      - А что надевается на рубашку ?

      - На рубашку надевается передник  -  рукава. Передник бывает разного цвета : красный, синий, зеленый.  

       - Что завязывали мордовские женщины на голову ?  

     -  На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями  платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки. Мордовский костюм  невозможно представить  без украшений. Их  - великое множество.

      - Какие украшения вы видели ?

     Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.  

      - Вы можете поближе посмотреть  мордовский костюм.

     

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

        - Ребята, вернемся к началу нашего путешествия. Глядя, на нашу необычную карту, вспомним , как называется наша республика?

        - Как называется столица Мордовии?

         - Какие народы живут на территории Мордовии ?

         - Как называется город , в котором мы живем ?

         - Почему его так назвали ?

                                             Литература:

    • «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

     • «Валдоня» - программа и методические рекомендации

    • Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.

    • «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

     

    http://detsad114.ucoz.ru/_pu/0/79549206.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

    Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

    Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)

    Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

    Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

    На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

    КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

    Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

    Организованная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Улицы моего города» к проекту «Мордовия – мой край родной» (в подготовительной к школе группе).

    Цель: Расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его улицах.Задачи:1. Формировать представление о том, для чего улицам дают названия, домам и квартирам – номера (чтобы можно был...

    Аналитический отчет по инновационной деятельности на тему «Мордовия – мой край Родной» в подготовительной к школе группе №5 за 2020-2021 учебный год

    Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспит...