«Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?»
проект по обж (подготовительная группа)

Мочалова Наталия Алексеевна

МОДЕЛЬ ПРОЕКТА  РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_raboty_s_roditelyami_pdd.docx55.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»

МОДЕЛЬ ПРОЕКТА  РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?»

                 

Разработчики: Мочалова Н.А.

п. Харп, 2018


Паспорт

Тема

Модель работы с родителями по безопасности дошкольника на дороге.

Вид

Познавательно- практический.  Долгосрочный

Участники

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели подготовительной группы
  • педагог психолог,
  • музыкальный руководитель,
  • инструктор по физическому воспитанию
  • инспектор ГИБДД

Актуальность

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Цель. Задачи

Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе всестороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Новизна

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников  ПДД, сколько формирование у их родителей основ безопасного поведения Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников и социума.

Ожидаемые результаты

  • Тесное сотрудничество ДОУ и семьи, способствующее грамотности ПДД.

Пояснительная записка.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Актуальность нашей модели состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов . Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В основе нашей модели находится определенная система взаимодействия ДОУ, родителей, детей и социума.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.

Тема / цель

Форма проведения

Сроки

Работа с родителями

Ответственный

«Транспорт».

Расширять представления детей о появлении первых машин. Развивать умение классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Игровая деятельность

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Измерь тормозной путь», «Транспорт» (пазлы).

Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром».

Подвижная: «Лодочка». Ситуации: «Звуки улицы», «Мир города».

Сюжетно-ролевая: «Автосалон»

Целевая прогулка

К нерегулируемому переходу; на шоссе

Беседа

«Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка»

Чтение художественной литературы

Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль»

Досуги, развлечения

Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства»

Октябрь

Художественно -творческая деятельность

Оформление стендов для родителей

Развитие речи «Классификация транспорта».

Знакомство с энциклопедией «Автомобили».

Конструирование «Модель самолета».

Лепка «Дорожный каток».

Рисование «Гараж спецтранспорта». Эксперимент «Самолетик», «Лодочка»

Воспитатель

«Улица».

Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Игровая деятельность

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик».

Строительная: «Новый район города».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД»

Целевая прогулка

К проезжей части, к посту работников ГИБДД

Беседа

«Моя дорога в детский сад», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Милиционер-регулировщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД», встреча-беседа с работником ГИБДД

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД»

Досуги, развлечения

Вечер развлечения «Папа, мама, я на улицах города»

Ноябрь

Комплексное и рисование «Моя улица».

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Рисование «На посту в любую погоду»

Воспитатель

«Движение транспорта и пешеходов».

Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Игровая деятельность

Дидактические: «Угадай транспорт», «Играй да смекай!», « Подумай – отгадай»

Строительная: «Новый район города».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД»

Целевая прогулка

К Т-образному перекрестку

Беседа

«Загадки "пустынной улицы"», «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...»

Досуги, развлечения

Диафильм «Не играй на мостовой», театр би-ба-бо «Осторожные сказки»

Декабрь

Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение».

Аппликация «Подземный переход».

Ручной труд «Машины спецтранспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Ознакомление с окружающим «Крестообразные и Т-образные перекрестки»

Воспитатель

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Игровая деятельность

Дидактические: «Мы – водители», «Веселый жезл»

Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный».

Ситуация: «Пробка на дороге»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К светофору»

Беседа

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Чтение художественной литературы

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Досуги, развлечения

Драматизация «Одна простая сказка»

Январь

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала».

Развитие элементарных математических представлений «Часы»

Воспитатель

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Игровая деятельность

Дидактические: «Красный - зеленый» «Светофор»

«Стрелка, стрелка, покружись…»

«Автомульти»

Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая: «Автошкола»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К ближайшим знакам»

Беседа

«Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Шагая осторожно»

Досуги, развлечения

Театр картинок «Пешеходный светофор», кукольный театр «Дорожные истории»

Февраль

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры»

Воспитатель

«Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий

Игровая деятельность

Дидактические: «Вопросы и ответы»

«Отремонтируй светофор»

«Да, нет» «Улица города»

Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине»

Целевая прогулка

К проезжей части

Беседа

«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Чтение художественной литературы

А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога»

Досуги, развлечения

Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы»

Март

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Воспитатель

«Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках

Игровая деятельность

Дидактические: « Это я, это я, это все мои друзья!» «Ты – большой, я - маленький»

«Наша улица»

Ситуация: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах»

Целевая прогулка

К проезжей части

Беседа

«Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Скверная история»

Досуги, развлечения

Открытие городка «Светофория»

Апрель

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Воспитатели

«Железнодорожный переезд».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума

Игровая деятельность

Дидактические: «Пешеходы и водители»

«Наш друг постовой»

«Найди безопасный путь» «Где мое место?»

Строительная: «Железнодорожная магистраль».

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

Целевая прогулка

К железнодорожному переезду

Беседа

«Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов»

Чтение художественной литературы

А. Дорохов «Шлагбаум»

Досуги, развлечения

Выпуск книги для будущих дошколят «Старые сказки, рассказанные по-новому»

Май

Лепка «Шлагбаум»

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Воспитатели

План-программа обучения родителей методам формирования у детей

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Тема

Ответственный

Сроки

Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП

Зам. зав. по безопасности

Сентябрь

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте

воспитатели

Октябрь

Обеспечение безопасности движения детей по пути в детский сад и домой (принципы определения безопасного маршрута движения)

Воспитатель

Ноябрь

Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода ("ловушки" на дорогах), формы и методы их изучения в семье

Зам.зав. по безопасности

Декабрь

Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе. Основные законы безопасного движения

Воспитатели

Январь

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте

Воспитатели

Февраль

Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения

 Зам.зав. по безопасности

Март

Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов

Зам.зав. по безопасности

Апрель

Обеспечение безопасности движения детей вне детского сада (анализ и изучение организации дорожного движения по пути в учреждения и домой) и взаимодействие с воспитателями этих учреждений

Зам.зав. по безопасности

Май

Правила поведения детей в общественном транспорте. Правила движения детей организованными группами

Воспитатели

Июнь

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями

Зам.зав. по безопасности

Июль

Итоговое занятие. Особенности поведения детей на улице вне детского сада

Воспитатели

Август

План работы с родителями по формированию у детей

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Содержание

деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

Результат

Наглядная информация

«Оперативная сводка о состоянии ДДТТ»

Инспектор ГИБДД

Ежемесячно

Информированность родителей

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями на родительском собрании)

Воспитатели

Сентябрь

Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения

Укрепление материально-технической базы: — приобретение пособий, новых игр; — оформление асфальтированных дорожек с поворотами, светофорами, разметкой

Воспитатели, администрация ДОУ, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД, родители

Сентябрь

Укрепление материально- технической базы

Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»: — выступление инспектора ГИБДД; — решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах; — вопросы родителей к педагогам, инспектору ГИБДД

Воспитатели

инспектор ГИБДД

Октябрь

Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения

Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников»

Администрация ДОУ,

инспектор ГИБДД

Сентябрь —

октябрь

Информированность родителей

Семинар для родителей «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатели

инспектор ГИБДД

Ноябрь

Закрепление знаний

Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного города»

Руководитель изостудии,

воспитатели,

дети,

родители

Декабрь

Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей

Анкетирование родителей

"Грамотный пешеход".

Воспитатели , инспектор ГИБДД

Январь

Закрепление знаний

Заочное консультирование

«Ребенок в автомобиле»

Инспектор ГИБДД

Февраль

Закрепление знаний

Ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом

Воспитатели

Май

Информированность родителей

Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено»

Воспитатели

Июнь

Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей

Мониторинг

Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________

Дата заполнения «_____»____________20 __ г.

                             «_____»____________20 __ г.

Вопрос

Ответ ребенка

Балл

Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,

об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

1. Что такое улица?

2. Как регулируется движение на улице?

3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

4. Какие светофоры стоят на улицах города?

5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

8. Что помогает регулировщику управлять движением?

9. Где должны ходить пешеходы?

10. Что такое перекресток?

11. Где и как нужно переходить дорогу?

12. Как называется место где останавливается автобус?

13. Как обозначается пешеходный переход?

14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

17. Где должны ездить автомобили?

18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?

19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?

20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

21. Что такое тормозной путь?

Знание дорожных знаков

(с использованием наглядного материала - дорожных знаков)

22. Для чего нужны дорожные знаки?

23. Какие дорожные знаки ты знаешь?

24. Покажи и назови запрещающие знаки.

25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.

26. Покажи и назови предупреждающие знаки.

27. Покажи и назови знаки сервиса.

Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте

28. Что такое общественный транспорт?

29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

30. Чего нельзя делать в транспорте?

31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?

32. Чего нельзя делать на дороге?

33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?

34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?

Знание правил поведения на железной дороге

35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?

36. Что такое шлагбаум?

37. Для чего нужен семафор?

38. Как регулируется движение поезда и электричек?

                         

    «_____»____________20__ г.

Примечания:

  • Опрос проводиться в несколько этапов.
  • Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

ФИ ребёнка

Критерии

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. –М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.. – СПб «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. »
  3. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
  5. Данилова Т.И.Программа «Светофорик». Обучение дошкольного возраста ПДД
  6. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  7. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  8. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  9. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  10. Петрова К.В. Как научить детей ПДД?. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.»
  11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования безопасного поведения на дороге через реализацию проекта «Безопасный маршрут дошкольника».

Ни для кого не секрет, что знать и соблюдать правила дорожного движения очень важно и нужно. И чем раньше ребёнок усвоит дорожные хитрости, тем безопаснее  будет его жизнь. Муниципальное дошкольн...

Консультация "Безопасность дошкольника на дорогах города"

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не со...

Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".

Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....

Программа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасность дошкольника на дороге»

Данная программа направлена на формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях...

"Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?" ноябрь 2020 год.

Методическая разработка занятия - с детьми младшего дошкольного возраста....

Проект по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в старшей логопедической группе "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ"

Детский дорожно-транспортный травматизм – болезненная проблема современного общества. Связано с возрастными особенностями детей,у дошкольников сектор обзора намного уже, чем у взрослых. Внимание...

Квест по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге «Приключения на дороге Маши и Медведя»

Квест по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге «Приключения на дороге  Маши и Медведя» формирует у детей устойчивые умения  и навыки безопасного поведения н...