Статья на тему «Дети на дороге. Кто в ответе за их безопасность?»
статья по обж (средняя группа)

Лебедева Наталья Викторовна

Обучение правилам дорожного движения в детском саду - это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны. Данный материал будет интересен воспитателям, активным родителям.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фокинский детский сад №11 «Волжанка»

Статья на тему

 «Дети на дороге. Кто в ответе за их безопасность?»

                                                                     Составитель:

                                                                               воспитатель Лебедева Н.В.

с. Фокино

2019 год 

Укрепление здоровья и обеспечение безопасной жизнедеятельности детей всегда были и остаются приоритетными направлениями в деятельности педагогов ДОУ. Важное место в работе с детьми принадлежит изучению правил безопасного поведения на дорогах, что нацеливает на то, чтобы выработать устойчивые знания, обогатить жизненный опыт, овладеть основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня общей культуры.

Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге.  Уличное движение  делает дороги всё более опасными для детей. Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми  происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. А задача воспитателя - прививать детям навыки и умения, связанные с безопасностью  дорожного движения.

      Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия  дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

              У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует  учить его находить быстрое решение выхода из сложной ситуации.

     Важно ребенка не пугать улицей, движением транспорта, а наоборот, развивать в нем ответственность, уверенность, внимание, собранность. Ребенок должен осознать понятие «близко», «далеко», «слева – справа», «сзади», «по ходу движения». Ведь часто отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

      Моя задача, как педагога, дать базовые знания по правилам дорожного движения. Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог ориентироваться в пространственном окружении, умел наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в различных ситуациях.

      Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Дома родители могут своими словами рассказать о правилах дорожного движения. Идя по улице из детского сада, говорить с малышом о транспортных средствах, объяснять их особенности. На процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на водителей или на пешеходов, которые нарушили эти правила. Во время прогулки с ребенком можно использовать вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации. Главной задачей родителей и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.

Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, я уделяю особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. Работу по обучению детей правилам дорожного движения я начинаю с младших групп. В младших группах у детей формируется представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем; знакомство с некоторыми видами транспорта, провожу игры на ориентирование в окружающем мире. В своей работе я использую иллюстрации, игрушки; с детьми играю в подвижные игры: «Автомобиль и воробушки», «Найди свой домик» и т.д.

Далее работа усложняется, знакомлю с такими понятиями, как «улица», «дорога», «тротуар», с работой водителя, со светофором, провожу игры на ориентировку в окружающем пространстве и целевые прогулки. В течение года проводятся прогулки, развлечения, игры, в которых закрепляются знания, умения, навыки детей.

В средней группе расширяются знания детей об улице, дороге, перекрестке, о работе светофора. Детей знакомлю с разными видами транспорта, с правилами пешеходов.

Знания детей закрепляются в играх: «Светофор», «Сложи знак», «Лучший пешеход», «Дети и машина», «Цветные автомобили». Проводятся для закрепления знаний досуги и развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «На перекрестке» и т.д.

           При обучении детей я использую различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, плакаты, картины, показ мультфильмов по правилам дорожного движения, дидактические игры, подвижные игры, физминутки, стихи, загадки. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах проводится систематически, охватывая  все виды детской деятельности, чтобы полученные знания  дети «пропускали» через продуктивную  деятельность, а затем реализовывали в играх и в повседневной жизни, за пределами детского сада. Знания детей о правилах дорожного движения хорошо закрепляются на творческих занятиях. Мы с ребятами лепили из пластилина различные машины, пешеходов, светофор.

       На занятиях по изобразительной деятельности рисовали «Дома на нашей улице», где рисовали и пешеходные переходы, и дорожные знаки, и конечно, светофор.

        Прошло занятие по теме: «Азбука улиц, проспектов, дорог», «Здравствуй друг – дорожный знак!».

       В группе оформили макет «Наша улица» с макетами домов и перекрестков, автомобилей, дорожных знаков и светофора.

     Прошел тематический досуг «Азбука безопасности».

      В нашей группе  создан «Уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Дети самостоятельно играют в игры и рассматривают  иллюстрации. Знакомим детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:  С. Михалкова  «Дядя Стёпа - милиционер», «Светофор», «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр»,  А. Барто  «Грузовик» и т.д. Оформили папку с загадками о пешеходном переходе, светофоре, дорожных знаках, дети сами берут для самостоятельного  просмотра.   С детьми проводим  дидактические игры и словесные игры: «Зажги светофор», « Мы шофёры», «Угадай знак». Играем в подвижные игры: «Автобус», «Грузовик», «Воробушки и автомобиль», в сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Я шофёр».  Проводим беседы: Зачем нужен светофор, зачем нужны дорожные знаки, можно ли на дороге играть, почему нельзя на дороге играть?  Вместе с детьми рисовали ватными палочкам «Светофор»,  с целью закрепления  сигналов светофора. Проводим наблюдения на прогулке за движущимся транспортом.

Формируя интерес у детей к процессу обучения ПДД, особое внимание уделяю разработке дидактических игр и пособий познавательного и развивающего характера: “Дорожные знаки”, “Говорящие знаки”,  “Угадай знак”, “Как разговаривает улица”; “Узнай и расскажи”; “Лабиринт”; “Запомни номер телефона”; “Четвертый лишний” и др.
       Чтобы привить нашим детям навыки правильного поведения на улице, дороге, нужна кропотливая, повседневная разъяснительная работа с участием родителей. Знания, полученные детьми в  детском саду, должны закрепляться дома, в семье, так как, в первую очередь, родители в ответе за все, что происходит на дороге с их детьми и ответственность должны брать на себя. Мы, воспитатели, убеждаем их, что эта ответственность возникает не тогда, когда что-то произошло. Они ответственны за предупреждение несчастного случая и должны прогнозировать возможность его возникновения, предвидеть эту возможность и ее предотвратить.
В приемной для родителей оформили стенд «Безопасное поведение на улицах нашего села», где мы вывешиваем консультации для родителей «Соблюдаем правила дорожного движения: взрослые и дети», «Детское автокресло», «Законы улиц и дорог» и т.д. Регулярно обновляем и дополняем материал в папках-передвижках, разработали памятки для родителей, рекомендации по организации ПДД с детьми дома.

Прежде всего, родители должны помнить о силе личного примера: если мама, папа или бабушка переходят улицу в неразрешённом месте, не обращают внимания на сигналы светофора, бегут через дорогу на близком расстоянии от транспорта, то самая добросовестная работа воспитателя окажется недейственной. Нужно помнить, вы на улице не одни! Примеру взрослых следуют дети!

               Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте. Только в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и дорожно-патрульной службы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

     Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дети 2-3 лет, что важно для детей и что необходимо знать родителям"

В этой  статье приведены возрасные особенности детей 2-3 лет, чемм важен этот период развития для ребенка и для родителей....

Консультация для родителей на тему «Дети и дороги»

В детском саду ведется работа по ознакомлению с правилами дорожного движения. Но больше всего на улице, в транспорте с Вашими детьми бываете Вы сами. А, как известно, ребенок усваивает быстро то, что ...

Конспект НОД по безопасности на тему: «Дети, автомобиль, дорога»

формирование навыков безопасного поведения на дороге...

Дети на дорогах. Кто в ответе за их безопасность?

Презентация по правилам дорожного движения...

Статья по безопасности детей на дороге

Статья по безопасности детей на дороге...

Проект по ПДД для детей старшей группы на тему: «Дети и дорога»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 138 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга ...