Игровой тренинг для педагогов
методическая разработка по обж

Кирюшкина Елена Викторовна

В документе представлен игровой тренинг "Безопасность и здоровье детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_dlya_pedagogov.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для педагогов  «Безопасность и здоровье детей»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и

повышение их педагогического мастерства.

Задачи:

- теоретически обосновать формирование основ безопасности

жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста;

- сплочение педагогического коллектива, совершенствование навыков

коммуникации и рефлексии.

Форма проведения: игровой тренинг

Ход игрового тренинга

 

Обоснование актуальности  темы  тренинга.

Проблема  защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том,

чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к

встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными

ситуациями,  не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а  подготовить к полноценной жизни.  Для решения этих задач необходимо:

  • Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей во время НОД и в свободной деятельности;
  • Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
  • Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

В ДОУ эти задачи  можно решать, используя вариативную  программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»  Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б., которая  стимулирует  развитие у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное  поведение в различных ситуациях.

Безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие разделы:

  • ребёнок в общении с другими людьми;
  • ребёнок и природа;
  • ребёнок дома;
  • здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка;
  • ребёнок на улице.

     А сейчас приглашаем поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.

Старший воспитатель. 

Уважаемые коллеги! Для нашего игрового тренинга предлагаю  разделиться на две команды.

(Нужно взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)

 

Задание 1. «Сказка ложь, да в ней намек»

Кто   назовет больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?

 («Колобок», «»Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым;  «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших ; «Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности; «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим; «Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами; «Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт), «Три медведя»- заходить в чужой дом и др.

Задание 2. «Собери букет».

На экране появляются  неядовитые и ядовитые растения. Надо отобрать из «букета» неядовитые растения и растения, употребление или контакт с которыми могут быть опасными. Если команда правильно назовёт растение и его использование в медицине, то получит дополнительно 2 очка.

Задание 3. «Работа с перфокартами»

Уважаемые педагоги, Вам нужно соединить стрелочкой пословицы и поговорки о пожарной безопасности.

Вода и огонь – хорошие слуги

беду отводи до удара

Огонь маслом заливать

большой пожар бывает

Искру туши до пожара

охватит – не выплывешь

Кто огня не бережется

но и страшные господа

От маленькой искры

тот скоро обожжется

Огонь – не вода

лишь огня добавлять

Задание 4. «Использование шуточных вопросов».

  1. Когда человек может двигаться со скоростью  машины?(когда едет в машине)
  2. Почему ездят машины? (по дороге)
  3. Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву? (один)
  4. Что общего между лейкой и пожарной машиной? (вода)
  5. Что общего между пожарной машиной и свечой? (огонь)
  6. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)

В чём польза  этих, простых на первый взгляд, вопросов в работе с детьми?

(Весёлые вопросы помогут сделать праздник более интересным. Это большое поле деятельности для фантазии. Шутка неизбежно связана с весельем и смехом, а также с положительными эмоциями. Важно только правильно подобрать вопросы.)

Задание 4. «Отгадай ребусы»

Задание 5. «Нарисуй пожарный щит по памяти»

Задание 6. «Отгадай кроссворд»

Вопросы к кроссворду:

  1. Безрельсовое механическое моторное транспортное средство, технически предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров и способное маневрировать на дороге...
  2. Специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей.
  3. Комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. 
  4. Домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкойживотных-компаньонов.
  5. Материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук, естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
  6. Путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры.
  7. Палочка из горючего материала, снабжённая зажигательной головкой, служащая для получения открытого огня.
  8. Неизвестный, незнакомый человек.
  9. Состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  10.  Вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.
  11.  Аппарат для передачи и приёма звука (в основном — человеческой речи) на расстоянии.
  12.  Интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В научном смысле — совокупность раскалённых газов

Музыкальная пауза

Командам педагогов предлагается исполнить песню на знакомую мелодию.                                       

На мелодию песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих

Припев: И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой

Старый или молодой

Станет другом для девчонок и мальчишек.

 На мелодию песни  «Облака - белогривые лошадки»

Мимо белых полосок  «переход»,

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет,

Попадает в беду он очень скоро.

Припев: Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

Уважаемые педагоги! Наша игра окончена. Спасибо за внимание!

(Вручаются памятки «Азбука для воспитателей»)

Подведение итогов игрового тренинга.

Использованная литература:

  1. И. М. Бушнева, И.М.Якунина «Педагогические советы» Волгоград Издательство «Учитель», 2011г.
  2. Материалы интернета

«Азбука для воспитателей»

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для педагогов

В материале предложены психологические игры, которые можно применять в работе с родителями и детьми....

Игровой тренинг для педагогов

Роль семьи в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной.В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводи...

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Игровой тренинг с педагогами.

Профилактика и коррекция здоровья педагогов психологическими ресурсами....

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-...