Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности.
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Ракова Ольга Ивановна

Рефлексивность – это свойство практического мышления, необходимое для реализации безопасного поведения в реальной жизни. Развитие рефлексивных умений дошкольника может идти по разным направлениям, но в любом случае важно инициировать собственную активность ребенка, осознание и достижение им поставленных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивный подход  в обучении дошкольников безопасности.

Для безопасного взаимодействия с окружающим мором, адекватного реагирования на опасные и непредвиденные ситуации ребёнка нуждается в рефлексивных умениях и навыках. Предпосылки их развития складываются в дошкольном возрасте. На совершенствование этих умений и навыков и направлена серия методик, стимулирующих к проявлению активности, осознанию цели и смысла деятельности. В развитии рефлексии ребенка ключевую роль играет взрослый, который владеет рефлексивными навыками и становится образцом осознанного отношения к своим рениям и действиям.

Дошкольное детство – благодатное время для формирования личностных качеств, позволяющих активно и безопасно взаимодействовать с природой и людьми в изменяющемся мире: это экологическое сознание, внимательное и осторожное к окружающему миру, в том числе к его опасностям, а также толерантность. Раннее формирование основ культуры безопасности будет способствовать сохранению жизни и здоровья, а в дальнейшем и рению глобальных проблем безопасности и экологических проблем. Важно составляющей культуры безопасности является формирование рефлексивных умений, проявляющихся в осознанности и оценке своих действий, умении анализировать, эмпатии, понимании причин действий другого человека.

Рефлексивность – это свойство практического мышления, необходимое для реализации безопасного поведения в реальной жизни. Развитие рефлексивных умений дошкольника может идти по разным направлениям, но в любом случае важно инициировать собственную активность ребенка, осознание и достижение им поставленных целей.

Организуя деятельность с ребёнком в зоне ближайшего развития, воспитатели и родители могут стать образцами для организации рефлексивного поведения. В результате научения ребёнок начинает демонстрировать образцы активности взрослого. Затем, уже без помощи со стороны, он может учиться корректировать свою деятельность, если многократно наблюдал, как это делают его родители и другие значимее для него взрослые.

В игре и упражнения, используемые для обучения дошкольников безопасному поведению, мы включили приемы, направленные на развитие рефлексивных умений и навыков.

Приём «Схематизация»

Рассказываем детям сказку «Красная  Шапочка». Далее предлагается схематизировать её, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Затем изобразить, происходило в сказке, означив условными знаками девочку, бабушку, волка, охотников, их передвижения, результат сказки. После этого просим детей рассказать, что нарисовано по схеме, осуждаем результат.

Метод «Моделирования»

Основная цель моделирования – вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, помочь «войти» в вооружаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого. Выделяют два способа моделирования.

1.Анализ конкретной ситуации.

Задаётся реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Дети должны вычленить проблему, определить, каковы были условия. В данном случае анализируется уже сверившееся действие.

2. Решение ситуации

Моделируется  нерешенная ситуация.  Дети должны не только сформулировать проблему, но и разобрать варианты её рения. Примерами таких проблемных задач могут выступать различные ситуации.

Ситуация: На крыльце дачного домика стоит бутылка, на которой был нарисован весёлый Буратино и написано «Лимонад». Вова очень любит этот напиток и подумал, что бабушка оставила его здесь для того, чтобы обрадовать внука. Сделав один глоток, мальчик понял, что это не лимонад: неприятный запах и вкус бензина ему совсем не понравились. Он громко заревел и побежал к бабушке.                                  

В ходе моделирования этой ситуации играем в игры «Что так пахнет?», «Съедобное – несъедобное».

Приём «Рассказ в рассказе»

Первоначально приём выполняется на анализе текстов, воссоздаётся несколько позиций, несколько пространств, например: «Герой, как он сам себя видит», «Герой, как его описывает автор». Далее приём переносится на конкретную жизненные ситуации, например: «Расскажи, что говорила бабушка  о том, какой ты сегодня внук?»

Анализ текстов и реальных жизненных ситуаций даёт детям возможность перенести рефлексивные позиции на самих себя и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

Приём «Демонстрация»

Во время общения педагог сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности. «Мы сможем выжить на необитаемом острове, потому что всё хорошо продумали и предусмотрели возможные трудности. Давайте создадим список полезных советов для людей, оказавшихся на необитаемом острове»

Приём «Прогнозирования»

Этот прием применяют на материале художественных и документальных текстов. Детям предлагается ответить на вопросы: «Что будет дальше?», «о чём, по-вашему, рассказ с данным заголовком?», «Чем закончится рассказ?» Варианты текстов: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе»; Л. Толстой «Акула», «Волк и журавль».

Приём «Пролонгации»

Пролонгация тематики занятия по безопасности проводится на территории вне ДОО. Закрепление полученных знаний, умений, навыков производится с помощью родителей в домашних условиях, на улице, в общественных местах путём осуждения, воспоминания, совместного творчества, оценки родителями значимости достигнутых ребёнком результатов.

Таким образом, можно определить два направления  развития рефлексии в дошкольном возрасте. В первом случае работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы ребёнок овладел деятельностью, достиг цели, проявлял активность. Второе направление в развитии рефлексии ребёнка связано с примерами рефлексии взрослого, который становится образцом для подражания и тем самым прививает ребёнку навык осознанного отношения к своим рениям и действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"

В докладе содержатся методы, приёмы и мероприятия по обучению дошкольников безопасному поведению на улице....

Значение дидактической игры в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге

Самое  ценное для взрослых – здоровье и жизнь ребенка, поэтому и в нашем в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.Как рассказать дошкольника...

Методические рекомендации для воспитателей по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.

В методических рекомендациях для воспитателей собран материал по привлечению внимания родителей и  обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.В сообщении рассказывается о причина...

Обучение дошкольников безопасному поведению на улице

Консультация для родителей по теме "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"...

Сообщение «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

Сообщение«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»...

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ»

Наша задача - информировать родителей о состоянии и причинах детского травматизма в районе, городе, подсказать эффективные меры его профилактики.Родителям объясняется, что обеспечение безопасности каж...