Консультация для педагогов "Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасност"
консультация на тему

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksivnyy_podhod.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 61»

Муниципального образования города Братска

665717, Иркутская область, г. Братск,  ул. Комсомольская, 40Б

телефон  8 (3953)415-852     E-mail: mdou_dskv_61@mail.ru

ОКПО 35622057 ОГРН 1023800837390 ИНН 3803203532 КПП 380401001

Консультация для педагогов.

«Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности».

Подготовила:

Моринова Е. Н.

Воспитатель

Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности.

                                                                                         

Для безопасного взаимодействия с окружающим миром, адекватного реагирования на опасные и непредвиденные ситуации ребенок нуждается в рефлексивных умениях и навыках. Предпосылки их развития складываются в дошкольном возрасте. На совершенствование этих умений и навыков и направлена серия методик, стимулирующих к проявлению активности, осознанию цели и смысла деятельности. В развитии рефлексии ребенка ключевую роль играет взрослый, который владеет рефлексивными навыками и становится образцом осознанного отношения к своим решениям и действиям.

Вопросы безопасности в современном мире выходят на первое место. Образованию детей и взрослых в этой области уделяется все большее внимание, так как общество начинает осознавать зависимость здоровья, жизни и состояния среды обитания от уровня образования и культуры личности. Дошкольное детство – благодатное время для формирования личностных качеств, позволяющих активно и безопасно взаимодействовать с природой и людьми в изменяющемся мире: это экологическое сознание, внимательное и осторожное отношение к окружающему миру, в том числе к его опасностям, а также толерантность. Раннее формирование основ культуры безопасности будет способствовать сохранению жизни и здоровья, а в дальнейшем и решению глобальных проблем безопасности и экологических проблем. Важной составляющей культуры безопасности является формирование рефлексивных умений, проявляющихся в осознанности и оценке своих действий, умении анализировать, эмпатии, понимании причин действий другого человека.

  Рефлексивность – это свойство практического мышления, необходимое для реализации безопасного поведения в реальной жизни. Рефлексия, на наш взгляд, становится важнейшим, определяющим  звеном между знанием и личным опытом человека. Для дошкольников это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности. Без рефлексивной проработки теоретические знания, из которых складываются концептуальные представления, «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Проблема познавательной рефлексии в отечественной психологии рассматривается в работах А.В. Захаровой и М.Э. Боцмановой], И.А. Кайдановской, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана. Под познавательной рефлексией психологи понимают способность субъекта к осознанию процесса познавательной деятельности, к учету своих возможностей в ее выполнении и выбору продуктивного способа достижения цели, а также умение оценивать, анализировать собственные действия и соотносить их с предметной ситуацией.

Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного обучения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом (если не в основном) связана с умением понимать суть взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной жизни.

Психическое развитие дошкольников и младших школьников объединяется одной эпохой жизни ребенка – детством. Если мы рассматриваем необходимость формирования рефлексивных умений в дошкольном возрасте, то необходимо понимать, что психологически ребенок будет к этому готов только в младшем школьном возрасте, когда рефлексия является новообразованием. В исследовании Е.С. Князевой оценивались особенности рефлексивного процесса у детей разных возрастных групп, динамика развития рефлексивных способностей у дошкольников, предпосылки познавательной рефлексии.

Максимальное проявление предпосылок познавательной рефлексии наблюдалось при выполнении детьми заданий, связанных с ориентировкой на продуктивный способ выполнения задачи и с использованием его в дальнейшем. Наименее интенсивно в дошкольном возрасте развиваются предпосылки познавательной рефлексии, связанные с ориентировкой на результат и на условия задачи. Выявленные особенности развития предпосылок познавательной рефлексии предположительно связаны не только с возрастными особенностями детей, но и со спецификой организации познавательной деятельности в образовательных организациях. Как правило, дошкольники не сталкиваются с необходимостью анализировать условия заданий, соотносить свои возможности с условиями и оценивать результаты выполнения заданий, вследствие чего их возможности ориентироваться, на данные этапы познавательной деятельности минимальны.

В дошкольном возрасте рефлексивные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и деятельности. Рефлексия своего социального поведения лежит и в основе становления субъективности дошкольника. Современные исследования доказывают возможность ее становления в разных видах деятельности через формирование рефлексивных представлений о себе на основе внутренних ценностных ориентаций. Ребенок пытается управлять своим поведением, участвуя в жизненных и игровых ситуациях, осознает себя как личность, способную к активности различного рода.

К концу дошкольного возраста социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и условием, которое обеспечивает мотивацию его поступков. В дошкольном возрасте источником построения своего образа выступает опыт индивидуальной деятельности ребенка, а также опыт его общения с окружающими людьми, с взрослыми и сверстниками.

Можно полагать, что определенная организация образовательной работы с дошкольниками оказывает существенное влияние на развитие предпосылок познавательной рефлексии и рефлексивных умений в целом.

Если главными компонентами содержания образования являются надпредметные умения и навыки, то руководством к действию для педагога становится в первую очередь программа формирования надпредметных умений, в нашем случае – рефлексивных. Эта программа должна содержать, в‐первых, некоторое обобщенное качество ребенка с точки зрения рефлексивных умений, которое необходимо получить на выходе из детского сада, а во‐вторых, перечень микроумений и этапы их освоения.

 Развитие рефлексивных умений дошкольника может идти по разным направлениям, но в любом случае важно инициировать собственную активность ребенка, осознание и достижение им оставленных целей. Н.Н. Поддьяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка, которая в повседневной жизни и на занятиях в детском саду сменяется совместной с взрослым активностью, а затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности. Организуя деятельность с ребенком в зоне ближайшего развития, воспитатели и родители могут стать образцами для организации рефлексивного поведения. В результате научения ребенок начинает демонстрировать образцы активности взрослого. Затем, уже без помощи со стороны, он может научиться корректировать свою деятельность, если многократно наблюдал, как это делают его родители и другие, значимые для него взрослые.

Приемы в играх и упражнениях, используемые для обучения дошкольников безопасному поведению, направленные на развитие рефлексивных умений и навыков.

Прием «Схематизация»

Рассказываем детям сказку «Красная Шапочка». Далее предлагается схематизировать ее, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Затем изобразить на схеме, что происходило в сказке, обозначив условными знаками девочку, бабушку, волка, охотников, их передвижение, результат сказки. После этого просим детей рассказать, что нарисовано на схеме, обсуждаем результат.

Метод «Моделирование»

Основная цель моделирования – вызвать у ребенка эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого. Решение проблемных ситуаций и задач способствует развитию субъектного опыта и формированию рефлексивных навыков детей. Выделяют два способа моделирования.

1. Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Дети должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т.д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

2. Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Дети должны не только сформулировать проблему, но и разобрать варианты ее решения. Примерами таких проблемных задач могут выступать различные ситуации.

Ситуация 1. На крыльце дачного домика стояла бутылка, на которой был нарисован веселый Буратино и написано «Лимонад». Вадик очень любил этот напиток и подумал, что бабушка оставила его здесь для того, чтобы обрадовать внука. Сделав один глоток, мальчик понял, что это не лимонад: неприятный запах и вкус бензина ему совсем не понравились. Он громко заревел и побежал к бабушке. В ходе моделирования этой ситуации играем в игры «Что так пахнет?», «Съедобное – несъедобное».

Ситуация 2. Четырехлетнему Мите вовсе не казалось, что он мал. Утром, когда родители еще спали, он решил самостоятельно позавтракать. Согреть чайник не составило проблемы, а вот налить кипяток в кружку оказалось очень непросто: чайник упал, и горячая вода попала прямо Мите на ноги. От боли малыш закричал и заплакал. Родители подоспели на помощь, но боль и слезы продолжались еще несколько часов.

В ходе моделирования этой ситуации используем игры «Холодно, тепло, горячо», «Приятные и неприятные прикосновения».

Прием «Рассказ в рассказе»

Первоначально прием выполняется на анализе текстов, воссоздается несколько позиций, несколько пространств, например: «Герой, как он сам себя видит», «Герой, как его описывает автор», «Герой, как его видят другие действующие лица произведения» (здесь много вариантов), «Герой, изображающий из себя того героя, каким его видит тот или иной персонаж».

Далее прием переносится на конкретные жизненные ситуации, например: «Расскажи, что говорила бабушка о том, какой ты сегодня внук (внучка)», «Расскажи о делах, за которые тебя хвалит папа (мама)», «Расскажи, какой ты пешеход (водитель). А что об этом говорит мама?».

Анализ текстов и реальных жизненных ситуаций дает детям возможность перенести рефлексивные позиции на самих себя и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

Прием «Демонстрация»

Во время общения педагог и родители сами должны демонстрировать рефлексию своей деятельности.

«Мы смогли выжить на необитаемом острове, потому что всё хорошо продумали и предусмотрели возможные трудности. Давайте создадим список полезных советов для людей, оказавшихся на необитаемом острове». Изготавливаем рекомендации, наклеивая на бумагу схематические картинки в той последовательности, в какой произведены действия на острове.  

«Я очень волнуюсь, потому что Ваня сегодня кашляет и чихает, вирусы могут попасть к окружающим здоровым детям и заразить их. Айболит научит нас, как не заразиться, когда рядом кто‐то чихает...».

«Ребята, все задания Волшебника дорожных наук мы выполнили правильно, и он отпустил Незнайку. Сегодня мы все очень быстро и хорошо эвакуировались из помещения детского сада, и я уверена, что в случае пожара тоже сможем так сделать. Это, наверное, потому, что вначале мы много тренировались самостоятельно быстро одеваться, знали, что нам делать, если угрожает опасность, и внимательно слушали воспитателя...».

Прием «Прогнозирование»

Этот прием применяют на материале художественных и документальных текстов. Детям предлагается ответить на вопросы: «Что будет дальше?», «О чем, по-вашему, рассказ с данным заголовком?», «Чем закончится рассказ?» и т.д. Вопросы активизируют ребенка, непосредственно выводят его в рефлексивную позицию.

 Варианты текстов к приему «Прогнозирование»: С. Михалков. «Про мимозу», «Прививка»; К. Чуковский. «Мойдодыр», «Доктор Айболит» (по Хью Лофтингу), «Федорино горе»; В. Осеева. «Волшебное слово»; Л. Толстой. «Акула», «Волк и журавль».

Пословицы и поговорки для рефлексивных размышлений детей.

Предложите детям поразмышлять над теми или иными высказываниями, «примерить» их на себя.

У страха глаза велики.

Знал бы, где упадешь, – соломки постелил бы.

Тише едешь – дальше будешь.

Опасенье – половина спасенья.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках.

Не зная броду, не суйся в воду.

Берегись бед, пока их нет.

Тише воды, ниже травы.

Береженого бог бережет.

Прием «Пролонгация»

Пролонгация тематики занятия по безопасности проводится на территории вне ДОО. Закрепление полученных знаний, умений, навыков происходит с помощью родителей в домашних условиях, на улице, в общественных местах путем обсуждения, воспоминания, совместного творчества, оценки родителями значимости достигнутых ребенком результатов. Активное участие родителей в развитии рефлексивных навыков позволяет корректировать этот процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, можно определить два направления в развития рефлексии в дошкольном возрасте. В первом случае работа взрослого должна быть направлена на то, что ‐ бы ребенок овладел деятельностью, достиг цели, проявлял активность (сначала совместную с взрослым, а затем и собственную). Второе направление в развитии рефлексии ребенка связано с примерами рефлексии взрослого, который становится образцом для подражания и тем самым прививает ребенку навык осознанного отношения к своим решениям и действиям.

Литература: Д./В.№12.2014г. стр. 112 - 116