Консультация для воспитателей Современные подходы к обучению дошкольников математике.
консультация по математике (старшая группа) на тему

Аллахвердян Жанна Владимировна

Данная консультация поможет правильно организовать работу по математическому развитию дошкольников согласно современным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения .  Вхождение детей в мир математики начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.

     Математика дает огромные возможности для развития мышления. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнения, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

    Центральное место занимает содержание, направленное на формирование понятия «число». Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребенком математики. Материал, включенный в содержание и направленный на развитие у детей понятия числа, включает три этапа.

   1этап – дочисловая деятельность (3-4,5г). На данном этапе работы решаются следующие задачи: выделять величину предмета и определять ее словом (длинный – короткий, большой – маленький, тяжелый – легкий и т.д); сравнивать величину, пользуясь приемами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше- ниже, больше-меньше, равные по количеству и т.д); раскладывать предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать предметы по величине.

   2 этап –введение ребенка в мир числа на основе выполнения  действий с величинами (4,5-5,5л). На  данном этапе дети учатся сравнивать величину предметов с помощью «мерки»,  равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов – числительных («мерка уложилась пять раз»); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объем жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; понимать принцип сохранения величины (протяженности, количества, объема, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.

     3 этап – совершенствование понятия о числе (5,5 – 6,5 л). Данный этап работы включает решение следующих задач: научить понимать отношение между числами (5 меньше 6 на 1; 8 больше 7 на 1); производить счет по разным основаниям (например: дана  полоска, разделенная на 8 квадратов, если производить счет по одному квадрату, получится число 8, а если по 2, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принципы сохранения величины (количество, протяженность, объем и др).

    В дальнейшем старшие дошкольники (6,5 -   7лет) осваивают выполнения арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров.

    В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно - дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова); строительно – конструктивные игры. В работе с детьми использовались дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрешки, кубы), пирамидки, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую, в большой куб – маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого  из частей; приобретали практический, чувственный опыт, различение величины, цвета, формы предмета, умения обозначать эти качества словом. С детьми проводятся сюжетно-дидактические  игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

    Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие – кукол в магазин брать нельзя; воспроизводить такую же величину (строим дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома – образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки по всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами – числительными).

    В ходе работы проводились элементарные опыты. Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков, взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

     Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используется предметная и иллюстративная наглядность: знакомые игрушки и их изображения (ёлки разной высоты, кубики разной величины, матрешки разные по массе и др.). В средних и старших группах используются еще и геометрические фигуры, схемы, таблицы.  Организация взаимоотношений «педагог – дети»,  «дети – дети». В практике работы дошкольных учреждений  имеется положительный опыт организации взаимоотношений  «педагог – дети» в процессе обучения. Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты её выполнения. Практика показывает, что на занятиях не поощряется взаимодействие детей со сверстниками. А ведь именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, умения разрешить конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.

  Изучение психолого – педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий.

 

       

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения .  Вхождение детей в мир математики начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.

     Математика дает огромные возможности для развития мышления. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнения, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

    Центральное место занимает содержание, направленное на формирование понятия «число». Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребенком математики. Материал, включенный в содержание и направленный на развитие у детей понятия числа, включает три этапа.

   1этап – дочисловая деятельность (3-4,5г). На данном этапе работы решаются следующие задачи: выделять величину предмета и определять ее словом (длинный – короткий, большой – маленький, тяжелый – легкий и т.д); сравнивать величину, пользуясь приемами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше- ниже, больше-меньше, равные по количеству и т.д); раскладывать предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать предметы по величине.

   2 этап –введение ребенка в мир числа на основе выполнения  действий с величинами (4,5-5,5л). На  данном этапе дети учатся сравнивать величину предметов с помощью «мерки»,  равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов – числительных («мерка уложилась пять раз»); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объем жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; понимать принцип сохранения величины (протяженности, количества, объема, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.

     3 этап – совершенствование понятия о числе (5,5 – 6,5 л). Данный этап работы включает решение следующих задач: научить понимать отношение между числами (5 меньше 6 на 1; 8 больше 7 на 1); производить счет по разным основаниям (например: дана  полоска, разделенная на 8 квадратов, если производить счет по одному квадрату, получится число 8, а если по 2, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принципы сохранения величины (количество, протяженность, объем и др).

    В дальнейшем старшие дошкольники (6,5 -   7лет) осваивают выполнения арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров.

    В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно - дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова); строительно – конструктивные игры. В работе с детьми использовались дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрешки, кубы), пирамидки, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую, в большой куб – маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого  из частей; приобретали практический, чувственный опыт, различение величины, цвета, формы предмета, умения обозначать эти качества словом. С детьми проводятся сюжетно-дидактические  игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

    Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие – кукол в магазин брать нельзя; воспроизводить такую же величину (строим дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома – образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки по всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами – числительными).

    В ходе работы проводились элементарные опыты. Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков, взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

     Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используется предметная и иллюстративная наглядность: знакомые игрушки и их изображения (ёлки разной высоты, кубики разной величины, матрешки разные по массе и др.). В средних и старших группах используются еще и геометрические фигуры, схемы, таблицы.  Организация взаимоотношений «педагог – дети»,  «дети – дети». В практике работы дошкольных учреждений  имеется положительный опыт организации взаимоотношений  «педагог – дети» в процессе обучения. Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты её выполнения. Практика показывает, что на занятиях не поощряется взаимодействие детей со сверстниками. А ведь именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, умения разрешить конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.

  Изучение психолого – педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают ге...

Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны,...

Консультация для воспитателей "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только ...

Консультация для воспитателей: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольни...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящ...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...