НОД "Наводнение"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Кондратьева Ирина Сергеевна

Задачи: Формирование у детей предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям в природе (наводнение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_navodnenie.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для подготовительной группы, тема "Наводнение"

Задачи: Формирование у детей предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям в природе (наводнение).

Ход:

- Ребята, к нам пришел Незнайка, он очень взволнован. Оказывается, в Цветочном городе ожидается наводнение, говорят, что Огурцовая река может затопить весь городок. Незнайка не знает, что нужно делать? Давайте расскажем ему, что же такое наводнение и как помочь жителям Цветочного города?

-  А сейчас, ребята, мы вместе с Незнайкой посмотрим слайды о наводнении (просмотр слайдов). Наводнение происходит по нескольким причинам. Первая причина – это таяние снега весной, когда снега очень много и он очень быстро в теплую погоду тает.

А вторая причина - это сильные и частые дожди, когда в реках прибывает вода, а земля не успевает ее впитывать. При наводнении разрушаются дамбы - это такие сооружения, насыпи вдоль рек, ограждающие реку от населенных пунктов. Эти дамбы   при большом наводнении разрушаются, и мощный поток воды быстро размывает устойчивую преграду и вызывает наводнение. Наводнения приносят большую беду и природе, когда вода с силой выдергивает прибрежные деревья, размывает грунт, подтопляет и затопляет жилища, гибнут животные, люди. Многие люди остаются без крова, им некуда пойти, негде жить. Недавно такая беда случилась в Японии. Там произошло сильное наводнение, вызванное цунами - это огромная волна, больше девятиэтажного дома, она накатилась на берега Японии и смыла с лица земли многие города и поселки, погибло много людей. Спаслись только те, кто успел убежать в горы или подняться на какую-либо возвышенность. Во время наводнения и после него людям помогают спасатели. Послушайте стихотворение о людях этой героической профессии:

Они придут на помощь нам, когда бушует океан,

 Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение.

 Рискуя жизнью нас спасут, такой у них опасный труд.

- Ребята,  какие кадры  из  этой  серии фотографий вас  поразили больше  всего, почему?

Игра «Спасатели». Задачи: вызвать эмоциональный отклик, чувство сострадания, желание прийти на помощь пострадавшим, понимание ценности и неповторимости жизни.

- Я предлагаю поиграть в игру «Спасатели». Посмотрите: дом, стоящий на берегу реки попал в наводнение. Там остались люди, животные и разные предметы (куклы, игрушки).  Вы – спасатели, ваша задача - провести спасательную операцию. Итак, к работе приступает первая группа спасателей.

(Дети первой подгруппы спасают из дома людей, животных или какие-либо предметы объясняя, почему «спасли» именно его).

- Да, ребята, все живое имеет право на жизнь. Главное - спасти людей и живые существа, а все остальное у человека еще может появиться.

-   Послушайте рассказ девочки, которая попала в наводнение, которое было в нашем городе несколько лет назад, ее звали Оля.

« В мае в реке  поднялась вода выше обычного уровня. Однажды утром я проснулась от сильного шума хлынувшей в дверь воды и внезапно очутилась на руках у папы, который нес меня к  лестнице, ведущей на чердак. Там уже сидела моя сестра Таня. Вскоре к нам  поднялась мама. А папа продолжал передавать вещи  наверх. И только когда вода поднялась значительно выше, присоединился к нам. Мы сидели и смотрели на разлившееся вокруг нас море вдоль всей улицы. Наступил вечер, но мы не знали, что может случиться, если вода  опять станет прибывать и затопит нас. Когда совсем стемнело и показались  первые звезды, мы вдруг увидели приближающуюся лодку. Кто-то нас спросил: «Есть на крыше дети?». Мама закричала: «Есть, есть! У меня двое детей. Помогите нам!». Лодка быстро приблизилась к нам, и один человек вскочил к нам наверх и, схватив меня на руки, бросил прямо на руки другому, который находился в лодке. Вскоре и мама с Таней оказались рядышком со мной, а папа остался сидеть на крыше, так как спасали в первую очередь забирали   детей. Нас привезли в город к знакомым. Сколько дней мы там пробыли, я не помню. Мы очень волновались за отца, так как не знали  ничего о нем. Только на второй день он нас разыскал. Когда мы его увидели, счастью нашему не было границ. Пока мы с мамой жили у знакомых, папа  навещал нас каждый день, а когда полностью ушла вода, он перевез нас  домой. Наш дом за время наводнения почти не пострадал, так как был  сделан из крепких бревен. Мне помнится, что из всех комнат у нас образовалась одна большая, заваленная разбитой мебелью.»

 - Дети, наш город окружают две реки. Какие? (Кан и Барга) Служба спасения в нашем городе делает все для того, чтобы избежать наводнения  или снизить  величину ущерба в случае резкого подъема воды: устраивают  дежурства на реках и наблюдают за уровнем воды, взрывают заранее ледяные заторы, готовят специальные помещения для спасенных людей, где для них готовы и постель, и еда, и питье. Для нашего  детского  сада так же подготовлен  такой пункт временного размещения . У нас с вами собраны пакеты запасных вещей и нас, в случае малейшей опасности, сразу же доствят в этот пункт – школа №172! Ваши родители об этом занют, поэтому именно там вас и будут забирать!

-  А сейчас к работе приступает вторая группа спасателей. Наступила весна, и река затопила стоящий неподалеку березовый лес. Крупные звери, почуяв беду, ушли на возвышенность, а мелкие звери  оказались в беде. Зайца Серое ушко вода застала возле тонкой молодой  березки, растущей рядом с большим ивовым кустом. Как помочь зайцу  Серое ушко не утонуть в половодье? Подумайте о возможных способах спасения и обоснуйте, почему именно так вы решили спасти зайца. А вот эти подсказки на картинках помогут (бревно, бочка, воздушный шар, веревка, дверь и др.). (Дети второй подгруппы по очереди подходят к столу и выбирают объект, объясняют свой выбор).

- А теперь, ребята, давайте все вместе составим для Незнайки и его друзей правила поведения при наводнении.

Первое правило: при наводнении нужно перевезти людей в безопасные места.

Второе  правило: ожидая наводнения, у вас должны быть собраны документы, запасные вещи и подготовлены запасы еды и питья.

Третье правило: домашних животных нужно перевезти на возвышенные места.

Четвертое правило: если  наводнение все-таки случилось, человек оказался в воде, а лодки рядом нет, можно воспользоваться тем, что плывет по воде (бочки, двери, бревна, заборы, автомобильные  шины).

- Вот, милый Незнайка, мы и рассказали тебе про наводнение. Давайте еще раз напомним Незнайке о правилах поведения при наводнении. Теперь Незнайка знает, что нужно делать. До свидания, приходи к нам еще, когда тебе будет что-то непонятно.