Использование наглядного моделирования и алгоритмов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения.
консультация по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Забота о жизни и здоровье подрастающего поколения является одной из основных задач общества и государства. Ежегодное увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей свидетельствует о низком уровне знаний дорожной грамоты и неумения детей в должной степени управлять своими поступками на улицах и дорогах города.

Формирование осознанного отношения ребенка к своей безопасности, развитие умения взаимодействовать с другими людьми в жизненно важных ситуациях, умение рассуждать, анализировать и самостоятельно делать выводы, как следует поступить, к кому обратиться за помощью - это цель нашей работы, в данном направлении. Для того, чтобы действовать сообразно поставленным целям, ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения должно быть согласованно с желанием детей применять знания и умения согласно их умственным способностям, возрастным возможностям.

Дети импульсивны, им трудно контролировать свои эмоции и действия, а оставаясь один на один с ситуациями дорожно-транспортных отношений, ребенок должен внутренне проиграть не только всю систему своих шагов, но и их последствия.

В дошкольном возрасте, в центре развития познавательной сферы ребенка, по Л.С. Выготскому, находится память. У старших дошкольников возникает намеренное запоминание, в целях последующего воспроизведения материала по памяти, с качественным использованием в постоянной жизни.

Чем больше мы «заложим» алгоритмов по правилам безопасного поведения в детскую память, тем лучше они будут работать в будущей взрослой жизни ребенка.

Освоение различных символов и знаков помогает ребенку анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. Многие психологи утверждают, что работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.

Символика может быть представлена в различных видах:

- Изобразительные символы (пиктограммы, схемы),

- Жестовые символы (пантомима, танец),

- Предметы-заместители (пуговицы-машины, спички-деревья, кубики-

дома).

Главное о чем должен помнить педагог, то, что смысл каждого символа обязательно должен быть уточнен, прежде чем включен в работу.

Мы рассматриваем моделирование, как совместную деятельность воспитателя и детей по созданию специальных ситуаций. Цель данной работы - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях улиц и дорог, их структуре, о регулировании действий всех участников дорожного движения, особенностях транспортных средств и многообразия средств регулирования. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связь, увидев их зрительно.

Одним из эффективных способов ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения являются модельные схемы - это схематичное изображение предметов или событий.

Обучение детей использованию наглядных схем - моделей должно проходить поэтапно.

К примеру, в средней группе, при прослушивании художественного произведения по правилам дорожного движения выделяются основные этапы:

1 этап - заменить «объект произведения» или «происходящее в произведении событие» на опорную картинку (дом – квадрат, машина - прямоугольник и т.д.)

2 этап - повторно читая текст, «показать» детям, как последовательно происходят события в рассказе, выкладывая последовательно опорные картинки, составляя, таким образом, готовую модельную схему для рассказывания.

3 этап – предложить ребенку рассмотреть иллюстрации, а затем самостоятельно разложить на них опорные картинки.

4 этап – самостоятельное рассказывание детьми о прочитанном событии, происшествии, по готовой модельной схеме.

В дальнейшем дети сами будут раскладывать предложенное для анализа «ситуацию» по дорожно-транспортной теме на свои поэтапные действия от начала до конечного результата.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить такие этапы:

1 этап – развивать умения детей выбирать нужные элементы и последовательно располагать элементы модельной схемы.

2 этап – развивать умения детей самостоятельно выбирать те опорные картинки, которые необходимы для пересказа литературного произведения и составления модельной схемы.

3 этап – развивать умение самостоятельно изображать модельную схему на бумаге после чтения художественного произведения.

4 этап – развивать умение самостоятельно и последовательно рассказывать о событии или происшествии в литературном произведении.

Дети подготовительной к школе группы анализируют предложенные ситуации по дорожно-транспортной теме самостоятельно, на основе умения моделировать ситуацию и прийти к самостоятельному, верному выводу.

Продумывая разнообразные «модели» следует придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщенный образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Работа с алгоритмами делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма ребёнком создает условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса специально созданных ситуаций в реальную жизнь. Такая последовательная работа позволяет развивать возрастную логичность в детских суждениях, и направленность таких суждений, в изучение правил безопасного дорожного поведения ребенком. Несомненно, алгоритм является инструментом педагога в организации деятельности ребенка, так как представляет собой точную строгую последовательность действий, в нем определено первое и последующие за ним действия.

В памяти ребенка, с возрастом сохраняется словесный алгоритм запоминания в виде пословиц, стихов, отдельных фраз, направленных на четкое выполнение действий по охране своей жизни: «Прежде чем дорогу перейти - ты налево и направо непременно посмотри!», «На красный свет - хода нет. На желтый - погоди! Когда горит зеленый свет - счастливого пути!».

При переходе дороги следует пользоваться словесным алгоритмом:

1. Подумай и найди безопасное место для перехода дороги.

2. Подойти к «переходу» дороги, остановись на тротуаре, не доходя до

края (бордюра).

3. Посмотри, какой свет горит на светофоре.

4. Если горит «желтый» не начинай перехода, дождись, следующего

сигнала.

5. Посмотри налево - направо, убедись, что нет угрозы, что все машины

стоят, (взрослый должен взять за руку ребенка).

6. Перейди дорогу, прислушиваясь к звукам вокруг.

Словесный алгоритм станет более успешным для запоминания, если его использовать в форме диалога с детьми, сопровождаемого жестами и мимикой:

Мы выходим со двора

Вспомнить правила пора!

Все идут по тротуару

С правой стороны по парам!

У дороги – раз, два, три,

Влево, вправо – посмотри!

Нет машины на дороге?

Быстрым шагом переходим!

Быстрым шагом! Не бегом!

Строго под прямым углом!

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть дети с физическими недостатками (зрительная, слуховая, опорно-двигательная патология и др.), излишне подвижные дети, или, наоборот, слишком заторможенные. С ними педагог проводит работу с учетом их индивидуальных особенностей. Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать. Задача педагога - поддержать интерес к деятельности.

Таким образом, обучение детей работе с модельными схемами и алгоритмами имеет цель, не столько ознакомить непосредственно с правилами дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность. Дети – это особая к...

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»

Программа разработана для детей   4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...

Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усв...