«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зубко Наталья Викторовна

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

 

Дети – это особая категория участников дорожного движения, даже происшествия с их участием выделены отдельной строкой – детский дорожный травматизм. И, конечно же, профилактике данного вида происшествий должно уделяться особое внимание. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает, а это в первую очередь вина нас, взрослых.

Сложившаяся ситуация требует от педагогов и родителей более серьезного и основательного подхода к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и только мы можем, чтобы эти  показатели были сведены к нулю.

Несомненно, безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека может выручить инстинкт самосохранения, ловкость, быстрая реакция, то ребенок дошкольного возраста, к сожалению, такими качествами пока не обладает и, оказавшись в критической ситуации, не зная правил безопасного поведения на дорогах, не сумеет принять быстрое и правильное решении.

            Работая по данной теме, я преследую следующие задачи:

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

          - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

          И так как игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях.

     Я своей практике  для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения активно использую дидактические игры, которые помогают мне знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника.

Обучая детей игровым правилам, я действую как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания детей, сближают меня с моими ребятишками. Играя вместе с детьми, я стараюсь осуществлять руководство умственной деятельностью, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что я  не ставлю перед ребенком прямой познавательной задачи, а  она заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Дидактические игры имеют  цель не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Использую такие дидактические игры как «Светофор», «Собери знак»,  «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Поступи правильно» которые    помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
          Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдѐт и составит подходящие половинки для всех своих карточек. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определѐнных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для меня является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

 В организованной образовательной деятельности использую с дошкольниками новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Реализую эти технологии, так же при помощи игры

При работе с детьми необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения к нам в гости приходят сотрудники  Госавтоинспекции, которые не только  рассказывают  детям о правилах дорожного движения,  но и  становятся участниками игр, на специально расчерченной площадке.

    В заключении хочу сказать, обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития  у них самостоятельности и ответственности.
       

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_s_igroy_po_pdd_got.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Дети – это особая категория участников дорожного движения, даже происшествия с их участием выделены отдельной строкой – детский дорожный травматизм. И, конечно же, профилактике данного вида происшествий должно уделяться особое внимание. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает, а это в первую очередь вина нас, взрослых.

Сложившаяся ситуация требует от педагогов и родителей более серьезного и основательного подхода к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и только мы можем, чтобы эти  показатели были сведены к нулю.

Несомненно, безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека может выручить инстинкт самосохранения, ловкость, быстрая реакция, то ребенок дошкольного возраста, к сожалению, такими качествами пока не обладает и, оказавшись в критической ситуации, не зная правил безопасного поведения на дорогах, не сумеет принять быстрое и правильное решении.

            Работая по данной теме, я преследую следующие задачи:

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

          - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

          И так как игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях.

     Я своей практике  для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения активно использую дидактические игры, которые помогают мне знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника.

Обучая детей игровым правилам, я действую как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания детей, сближают меня с моими ребятишками. Играя вместе с детьми, я стараюсь осуществлять руководство умственной деятельностью, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что я  не ставлю перед ребенком прямой познавательной задачи, а  она заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Дидактические игры имеют  цель не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Использую такие дидактические игры как «Светофор», «Собери знак»,  «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Поступи правильно» которые    помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
          Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдѐт и составит подходящие половинки для всех своих карточек. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определѐнных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для меня является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

 В организованной образовательной деятельности использую с дошкольниками новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Реализую эти технологии, так же при помощи игры

При работе с детьми необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения к нам в гости приходят сотрудники  Госавтоинспекции, которые не только  рассказывают  детям о правилах дорожного движения,  но и  становятся участниками игр, на специально расчерченной площадке.

    В заключении хочу сказать, обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование    

 развития  у них самостоятельности и ответственности.
       

 


Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад общеразвивающего вида №6

ст. Калининской

Мастер – класс

для воспитателей детского сада на тему:

«Использование дидактических игр

по ознакомлению дошкольников

с правилами дорожного движения»

                                            Воспитатель:

                              Зубко Наталья Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Использование наглядного моделирования и алгоритмов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения.

Забота о жизни и здоровье подрастающего поколения является одной из основных задач общества и государства. Ежегодное увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей свидетельствует о низ...

Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усв...