Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
статья по обж

Самотканова Эмма Геннадьевна

     Первостепенная задача педагогов дошкольного учреждения – сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также работа с родителями в этом направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

 С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования многое изменилось в работе педагогов, но первоочередные задачи руководителя и педагогического коллектива дошкольного учреждения сохранение жизни и здоровья своих воспитанников, остаются неизменными. Создавая необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей, педагоги нашего детского сада, уделяют много внимания работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Исходя из этого, необходимо начинать обучение детей правилам безопасного поведения уже с младшего дошкольного возраста, не забывая о работе с родителями в этом направлении.

 Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары.

Пожар – одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате  беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер, эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков.

Обучение правилам пожарной безопасности, как мы уже отметили выше, должно начинаться с детских дошкольных учреждений, продолжаться в школе, техникуме, институте, других образовательных учреждениях.

К сожалению, к этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнем зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре, в ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: «Спички – не игрушка», «Шалость с огнем опасна» и т. п. Мы порой забываем, что запретное вызывают интерес у ребят.

Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни – она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме безусловной рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно, и для контроля над ними необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе.

Исходя из этого, в дошкольных учреждениях и в начальных классах школ в тематические планы включены мероприятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.

Научить ребят сознательно выполнять дома, на улице правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, вызвать пожарную помощь – обязанность воспитателя и всех взрослых.

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.

Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Одной из форм ознакомления детей с огнем и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира [4, с.6].

Список литературы

  1. Азбука вашей безопасности: Методическое пособие для учителей начальной и средней общеобразовательной школы и работников дошкольных учреждений. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1999. – 224 с.
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008. – 72 с.
  3.  Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА,  2008. – 64 с.
  4.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников  «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...