СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
проект по обж (старшая группа)

Козлова Наталья Григорьевна

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ,  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Поэтому, мной, Козловой Н.Г. был разработан проект «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ,  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ».

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.

Содержание образовательной области «Безопасность», которая включает в себя раздел «Дорожная безопасность»:

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Одним из направлений работы по разделу «Дорожная безопасность» является: формирование здорового образа жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и привитие детям навыка травмобезопасного поведения на улицах города.

Цель: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повышения компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.

 

Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения их уровня знаний правил дорожного движения;
  • развитие психофизических качеств ребенка;
  • формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. 

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – является самой важной.

Данная задача в ходе обучения правилам дорожного движения подразделяется на ряд частных задач: 

 Воспитывать у детей :

-       потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.

Формировать у детей:

-       представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

-       знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-       знания о мерах предосторожности в разных ситуациях, в разных общественных местах;

-       знания осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;

-       представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте.

-       умение сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение;

-       способность к правильному моральному выбору и тем самым к моральным поступкам;

-       представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения;

-       представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;

-       представления о важности соблюдения правил дорожного движения;

-       умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;

-       представления о важности соблюдения правил пользования пассажирским транспортом;

-       умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления в транспорте, на остановках транспорта;

-       представления о важности соблюдения  правил пользования велосипедом и самокатом;

-       правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры.

Развивать:

-       способность к овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях;

-       представления о нормах культурной жизни и закрепить на практике правила поведения;

-       представления о видах транспорта;

-       интерес к разным видам транспорта;

-       способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;

-       психофизиологические качества, мотивационно-поведенческой культуры, которые обеспечивали безопасность ребенка на улице.

 

Прогнозируемый результат реализации проекта «Дорога и дети»: 

 

Дети:

-       осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-       проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

-       умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

-       знание правил безопасного поведения на улицах города.

-       умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

-       умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

-       умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

-       способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

-       представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 

Родители:

-        осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

 

Педагоги:

-       сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам  формирования навыков обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта  взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике детского дорожного травматизма.

Задачи:  подбор инновационных методов работы по организации профилактики детского дорожного травматизма; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах профилактики детского травматизма; использование активных форм организации детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Разнообразные организационные формы развития основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

- игры с правилами

*

- настольно- печатные игры

*

- речетворчество

*

- чтение художественной литературы

*

- подвижные игры

*

- нормотворчество

*

- совместные проекты

*

- экскурсии

*

- выставки детских работ

*

- развлечения и досуги

*

- праздники

*

Образовательный процесс  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма строится на основе программно-методического обеспечения: Комплексная программа - Радуга / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993; Авдеева М.А., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.,  «Основы безопасности  детей дошкольного возраста». -  М.: АСТ ЛТД, 1998. Работа ведется систематически

В своей работе я использую: модели по формированию безопасного образа жизни; сценарии музыкальных и спортивных досугов и развлечений; разработки по организации сюжетно-ролевой игры «Правила дорожного движения», «Мой микрорайон», «Улицы нашего города»ит.д.

Выбор материалов, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходит в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Развивающая среда открытая, динамично изменяемая.

Центры активности «ПДД» в группах оснащены:

дидактическими играми по правилам уличного движения;

учебными макетами, перекрестками;

книгами разных авторов на соответствующую тематику;

справочной литературой: энциклопедии, справочники;

строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

транспортом: специальный транспорт

настольно-печатными играми;

моделями машин: легковых и грузовых;

макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

«маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;

аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

семейными проектами: «Дорожные знаки»;    «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.

Особенность получения детьми основ безопасного поведения зависит от  сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются нашими заинтересованными  партнерами в обучении и развитии детей  взаимодействуя с родителями, использовала различные формы работы:

- индивидуальный диалог;

- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;  

- знакомство с публикацией из местной прессы;

- проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

- информированность родителей о положительной динамике сформированности  правил безопасного поведения;    

- участие в конкурсах;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Пожар — беда!» Формирование Основ Безопасности Жизнедеятельности детей дошкольного возраста вторая младшая группа

Муниципальное автономное образовательное учреждениегорода Набережные ЧелныДетский сад комбинированного вида №110 «Курочка Ряба»                 ...

Дидактические игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении

Дидактические игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении...

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...