Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру по теме

Чистякова Надежда Валерьевна

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблемам безопасности объясняется следующими причинами: увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях и осознание того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования города Первоуральска

                        Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №37»-«Детский сад №49»

Аналитический отчёт

за межаттестационный период

с 2012(начало) по 2012(конец) годы

Составитель:

Чистякова

Надежда Валерьевна

Должность:

воспитатель

г.Первоуральск, 2012

Объект анализа.

Педагогическая деятельность в межаттестационный период.

Предмет анализа.

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель.

Проанализировать и оценить педагогическую деятельность в межаттестационный период, выявить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблемам безопасности объясняется следующими причинами: увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях и осознание того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.

Анализ концептуальной и нормативно-правовой базы образования лёг в основу определения ценностно-целевых ориентиров образовательного процесса в области культуры безопасности жизнедеятельности.

Современные проблемы по безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира могут быть решены только при условии принятия убеждения в том, что главная ценность человека – его жизнь и здоровье, овладение культурой безопасности жизнедеятельности, т.е. проявление её в безопасном отношении к себе; в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других; в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни, когда нарастает двигательная активность и увеличивается физическая возможность ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

В тоже время, на период 2012 года детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, которая ориентирует педагога на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, на  знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомство с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе “Ознакомление с окружающим и развитие речи” от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.

 Возникает противоречие: с одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические условия не в полной мере соответствуют принятой идеологии.

Проблема: Какие психолого-педагогические условия будут обеспечивать формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста?

На межаттестационный период мной поставлена цель: определить, систематизировать и реализовать на практике оптимальные психолого-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели планируются следующее задачи:

1. Анализ концептуальных и нормативно-правовых документов как основы для определения целей и ценностей проектировочной деятельности.

2. Анализ теоретических и программно-методических материалов:

- систематизация оптимальных подходов, методов, приёмов и содержания формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;

- разработка структуры программно-методического комплекта.

3. Проектирование и построение развивающей среды с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Разработка и реализация модели взаимодействия с родителями и другими социальными  партнёрами.

5. Определение подходов к оценке результатов деятельности, разработка пакета контрольно-диагностических материалов, как инструмента для оценки качества образования по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

6. Определение критериев эффективности проекта.

1. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса важным является целевой ориентир в педагогической деятельности.

Анализ концептуальных, нормативно-правовых и программно-методических документов позволит разработать портрет грамотного ребёнка по безопасности жизнедеятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Разработанный портрет будет обсуждён и принят на заседании Совета педагогов, т.е. станет целевым ориентиром для всех участников образования по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Характеристика ребёнка по безопасности жизнедеятельности

на этапе завершения дошкольного образования.

Способный  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами.  Замечает и негативно относится к их несоблюдению. Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях: дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги, знает некоторые дорожные знаки и их назначение); не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами, не трогает без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывает со взрослым; включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает со взрослым). Соблюдает предусмотрительность и осторожность в  незнакомых и сложных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми. Правильно (безопасно) организует собственную двигательную активность и совместные движения и игры со сверстниками в группе и на улице. Имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные  моральные понятия (четыре-пять). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более трех) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия (принес стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.). Соблюдает  правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Владеет правилами поведения в быту, природе, на улице и в транспорте, раскрывающими безопасность жизнедеятельности, представлениями о действиях при возникновении ситуаций, опасных для своих жизни и здоровья. Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки и соблюдает правила здорового образа жизни (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде; оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания пыли, песка и др.). Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них.

Любознательный, активный. Задает вопросы морального содержания.

Эмоционально отзывчивый. Радуется или огорчается по поводу состояния своего здоровья, здоровья других.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Оказывает помощь другому (взрослому, ребенку), в том числе обучающую.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе. Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе),  способах поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях,  современной информационной среде, оказания самопомощи и помощи другому человеку. Сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения   правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы. Называет в типичных и нетипичных ситуациях свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Имеет представление о различных видах труда взрослых, связанных с обеспечением безопасности и охраны жизни и здоровья людей.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. При напоминании взрослого проявляет осторожность и предусмотрительность в незнакомой (потенциально опасной) ситуации. Ситуативно выполняет правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого). Требует от других  (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. Обслуживать себя (мыть руки, чистить зубы, умываться, обтираться (с помощью взрослого), мыть уши, причесывать волосы, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и др.); определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих, называть и показывать, что именно болит (какая часть тела, орган); различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их; соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх спортивном зале; выбирать одежду и обувь, соответствующую погоде. Самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.

Возрастной портрет ребёнка:

  • Описывает достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
  • Является целевым ориентиром в   деятельности педагога и родителей.

2. В настоящее время для дошкольных учреждений предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи образования по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Таким образом, было принято решение взять за основу парциальную программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий.  Данная программа позволяет обогатить содержание образования в области воспитания по безопасности жизнедеятельности дошкольников, избежав дублирования содержания программы под ред. Н.Е. Вераксы.

На базе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» планируется написание рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа представляет собой систему оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление основ культуры безопасности
детей старшего дошкольного возраста.

  • Организационные условия (принципы и подходы к организации образовательного процесса, организационные формы (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах).
  • Содержательные условия (комплексно-тематическое планирование содержания образования, отбор содержания, адекватного возможностям и потребностям детей).
  • Программно-методические условия (программно-методический комплект).
  • Технологические условия (принципы, методы и приёмы).
  • Материально-технические условия (компоненты развивающей среды).
  • Социокультурные  условия (взаимодействие с родителями, социальными партнёрами).
  • Мониторинговые условия (контрольные параметры оценки и формы контроля).

Программы:

- Образовательная программа ДОУ «От рождения до школы» под ред. Вераксы;

- Парциальные программы С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

- Рабочая программа.

Учебно-наглядные пособия:

Демонстрационный и раздаточный материал:

- картины;

- плакаты;

- схемы;

- карты;

- таблицы.

Аудиопособия,

Видеопособия.

ТСО:

- телевизор;

- музыкальный центр;

- видеомагнитофон;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор.

Пособия для детей:

- детская познавательная и художественная литература;

- энциклопедии;

- рабочие тетради;

- развивающие игры.

Учебно-методические пособия:

- универсальные пособия;

-справочная и энциклопедическая литература.

Периодические издания:

- для детей;

- для педагогов;

- для родителей;

- для сотрудников ДОУ.

3. Рабочая программа, в силу её особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих психолого-педагогических принципов:

  • Принцип полноты (содержание программы должно быть реализовано по всем разделам).
  • Принцип системности (работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня).
  • Принцип учёта условий городской и сельской местности (у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения).
  • Принцип научности (научно-обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей).
  • Принцип интеграции (содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Это «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).
  • Принцип последовательности (последовательного развертывания знаний – от простого к более сложному).
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи (основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса).

В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.

С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания образования по «безопасности» реализовалось:

- в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение, двигательной);

- в совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- во взаимодействии с семьями детей;

что соответствовало системному подходу – взаимосвязи различных видов деятельности. Особое внимание уделяется игровой деятельности: использование дидактических, настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных и строительных игр, тренинги (ситуативно-имитационное моделирование); чтению, продуктивной деятельности (макеты, рисунки). Эти виды деятельности способствуют формированию у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях, являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению; заставляют ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни, помогают достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

В работе использовались различные методы и приёмы:

- наглядные методы позволяли формированию у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;

- практические методы являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению;

- словесные методы заставляют ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни, помогают достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

Освоение содержания по безопасности  жизнедеятельности осуществлялось в процессе естественного для детей дошкольного возраста деятельностно-практического подхода.

Одним из важных условий реализации задач образования по безопасности жизнедеятельности является правильная организация развивающей среды. 

Развивающая среда в группе строилась в соответствии с такими принципами:

- целесообразность размещения экспонатов,

- доступность,

- эстетичность,

- научность, достоверность представленного материала.

Построение развивающей среды.

Компоненты

развивающей

среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

Модель проезжей части на территории детского сада. Участок для прогулки.

 

  • познавательная;
  • формирование практических навыков;
  • выработка навыков безопасного поведения;
  • организация наблюдений за поведением носителей нормы.

- тренировочная зона по правилам дорожного движения. Проведения игр-тренингов по соблюдению правил дорожного движения;

- игры;

- выделение объектов на участке, требующих соблюдения определённых правил. Установка этих правил.

Развивающая

среда в группе

  • познавательная;
  • формирование представлений о последствиях нарушения правил;
  • включение в активную практическую деятельность;
  • организация наблюдений за поведением носителей нормы.

- игры;

- макеты;

- тематические выставки детских работ;

- чтение художественной и энциклопедической литературы;

-поисково-познавательная деятельность.

Музыкально-физкультурный

зал

  • эстетическая
  • познавательная
  • оздоровительная

- проведение праздников;

- родительские собрания по проблемам безопасности.

- подвижные игры;

- упражнения, имитирующие правила поведения при опасной ситуации.

Приёмная

  • познавательная
  • эстетическая
  • информационная

- информационный стенд для родителей;

- выставки детских работ.

Уголок для родителей

  • познавательная
  • информационная

- методические рекомендации;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- брошюры по безопасности.

Структура и содержание развивающей среды в группе.

Мини центры

Оснащение, основное оборудование

Уголок

макетов.

  • Макет квартиры.
  • Макет проезжей части.
  • Макет природы.
  • Запрещающие знаки.

Библиотека.

  • Набор иллюстраций, плакатов.
  • Книги по данной тематике.
  • Энциклопедическая литература.
  • Картины о труде взрослых.
  • Картинки и иллюстрации к разделам рабочей программы.

Уголок творчества

  • Поделки из бумаги.
  • Рисунки.

Настольно-печатные игры.

  • Дидактические игры.
  • Лото.
  • Профессии.
  • Ассоциации.
  • Дорожные знаки и д.п.

Уголок разного конструктора.

  • Лего.
  • Деревянный конструктор.
  • Схемы построек.

Уголок драматизации.

  • Пальчиковый театр.
  • Шапочки героев различных сказок.
  • Атрибуты профессий.

После проведенной работы в направлении организации развивающей среды, способствующей развитию основ культуры безопасности, можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности.

4. Важную роль при реализации цели образования по безопасности играет привлечение  родителей к работе с детьми как единомышленников. Педагогами и психологами доказано, что формирование сознательного опыта ребёнка происходит «в его событии со взрослыми, в котором возникают и смыслы, и средства его самостоятельной деятельности». Поэтому должны учитываться функции взрослых как организаторов процесса передачи опыта, способов поведения. Эти функции реализуются и целенаправленно, и стихийно. Родители более склонны к стихийной форме организации такого процесса (односторонней, не последовательной, не систематической). Вместе с тем роль семьи в деле воспитания и обучения детей огромна и неоценима, когда речь идёт об их жизни и здоровье. Родители могут целенаправленно организовать процесс воспитания и обучения своих детей. Это возможно в том случае, когда они задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своём ребёнке, осознанно изучают литературу, консультируются со специалистами. Однако, существующая  практика, сложившаяся в современной семье, не способствует активному освоению опыта безопасности жизнедеятельности дошкольниками. Использование запрета как основного средства воспитания безопасного поведения детей не решает данную проблему. Дошкольное учреждение призвано оказать семье постоянную действенную помощь в воспитании детей с учётом их возраста и особенностей семейного воспитания. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

 Беседа с родителями по проблеме образования по безопасности выявила их недостаточную компетентность. Была поставлена цель: повышение культуры безопасности родителей и их компетентности в  вопросах образования по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Работа по достижению данной цели проходила в два этапа:

1. Выявление отношения родителей к вопросам образования по безопасности дошкольников в ДОУ и его реального существования в семье.

2. Подбор, систематизация и реализация содержательно-организационных форм взаимодействия с родителями.

Для выявления отношения родителей к вопросам образования по безопасности было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в помощи детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасности жизнедеятельности, необходима помощь и самим родителям в подборе методов по формированию у ребёнка основ безопасности жизнедеятельности. Процент активного включения родителей в процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей был низким.

Анкета для родителей позволила определить:

- заинтересованность родителей в обучении дошкольников правилам безопасности;

- осознают ли родители необходимость специального ознакомления своих детей с правилами безопасного поведения;

- есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях;

- как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности; позволяют ли самостоятельно пользоваться потенциально опасными предметами;

- необходима ли родителям помощь со стороны детского сада, и какая, в проведении такой работы.

Показатели заинтересованности семьи

в формировании опыта безопасной жизнедеятельности дошкольников.

Для повышения уровня знаний у родителей используются различные формы работы:

- родительские собрания;

- консультации;

- оформление информационного стенда;

- выставка литературы;

- папки-передвижки;

- выставки детских работ;

- др.

Работа с родителями строится на принципах:

  • системность и плановость;
  • дифференцированный подход к работе с родителями;
  • доброжелательность;
  • открытость.

Модель взаимодействия с семьёй.

Формы и содержание работы с родителями,

направленной на формирование культуры безопасности.

Родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации на темы:

  • «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
  • «Безопасность в доме».
  • «Пожарная безопасность».
  • «О поведении в общественном транспорте».
  • «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
  • «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения ».
  •  «Этого могло не случиться».
  • «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
  • «Улица требует к себе уважения».
  • «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.

Результативно объединение занятий с собранием – родители с большей заинтересованностью относятся к их посещениям.

Папки - передвижки:

- «Взрослые! Вам подражают!».

- «Огонь – это опасно!».

- «О значении обучения детей ПДД».

- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».

- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребёнком» и т.д.

Наиболее результативным явилось привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: рисуют плакаты, изготавливают макеты, участвуют в совместных мероприятиях. Проведены выставки  «Огонь –  это не игрушка», «Безопасный Новый год», «Пешеходом быть – наука!»; весёлые старты «Юные пожарные»; развлечение «Безопасное лето».

Эффективность работы с родителями во многом зависела от психологического настроя, который возникал в процессе повседневных контактов с родителями.

На данный момент более 50% родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на формирование опыта безопасного поведения у детей. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

5. Для осуществления мониторинга эффективности созданных условий и результативности образованности  детей по безопасности были определены подходы к педагогической оценке.

Для выявления степени сформированности основ культуры безопасности у дошкольников используются диагностические методики, которые позволяют выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения:

 - знаниевый компонент (уровень сформированности знаний и представлений о правилах безопасности);

- деятельностный компонент (наличие умений и навыков безопасного поведения);

- ценностный компонент (сформированность ценностных отношений к необходимости соблюдения мер предосторожности, умение действовать с опасными предметами, в опасных ситуациях).

Для сбора информации о качестве образованности детей применялись:

  • длительные, кратковременные, специально-организованные наблюдения за детьми;
  • диагностические методики (беседы, игровые задания, решение проблемных ситуаций в вербальном плане);
  • специально организованные мероприятия (КВН, викторины, конкурсы, досуги) и проблемные ситуации;
  • организация тренингов, ситуаций предметно-практического характера..

При проведении педагогической диагностики используются методики автора  Т.Г. Хромцовой.

Результаты диагностики обрабатывались, фиксировались в таблице, в дальнейшем использовались при планировании индивидуальных методов, приёмов в соответствии с возможностями детей.

Анализируя и оценивая достижения детей, можно говорить об эффективности созданных психолого-педагогических условий:

- у детей в соответствии с их возможностями развиты представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- воспитанники овладели правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- у детей сформированы элементарные знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитанники проявляют осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Динамика уровня сформированности культуры безопасности детей за период с 2012(начало) по 2012(конец) гг. (%)

 

1 уровень (допустимый)  – дети могут назвать лишь отдельные источники опасности на знают мер предосторожности и действия в случае опасности;

2 уровень (средний)  – старшие дошкольники выделяют некоторое количество (до 25%) потенциально опасных предметов, ситуаций; называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности; имеют поверхностное представление о действиях в опасных ситуациях.

3 уровень (выше среднего) – дети называют половину объектов опасности дома, на улице, на природе; объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности, знают отдельные способы безопасного обращения с данными объектами, информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления не полные.

4 уровень (высокий) – старшие дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода, опасных ситуаций на улице и природе (доступный детям дошкольного возраста); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).

Работа по воспитанию культуры безопасности положительно повлияла на развитие у воспитанников познавательных, творческих, личностных способностей.

Наблюдаются позитивные тенденции в улучшении состояния психофизического здоровья детей.

Показатели уровня развития детей.
( данные за 2012г. на начало и конец года в сравнении)

6. В рамках межаттестационного периода планируется достигнуть следующих результатов на различных уровнях:

  1. На уровне условий:

- содержательных, организационных, технологических;

- материально-технических (развивающая среда);

- социокультурных (взаимодействие с родителями);

- контрольно-диагностических;

- нормативных (Рабочая программа)

2. На уровне детей: повышение основ безопасности жизнедеятельности, что проявится в активной жизненной позиции детей, в желании демонстрировать свои достижения. Анализируя и оценивая достижения детей, можно говорить об эффективности созданных психолого-педагогических условий: старшие дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода, опасных ситуаций на улице и природе в соответствии с их возрастными возможностями; имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; практически применяют знания при опасности и находят выход из сложившейся ситуации. Группа получила оценку отлично, при тестировании знаний ПДД инспектором ГИБДД (май 2012).

3.На уровне собственного профессионализма: большое внимание уделяется повышению собственного профессионализма, так как от профессионализма педагога зависит грамотность планирования и реализации задач деятельности.

Перспективное направление деятельности на следующий межаттестационный период.

Большое внимание будет уделено обеспечению условий социально-личностного развития (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»): содержательных, организационных, технологических, материально-технических, программно-методических, социокультурных, контрольно-диагностических и нормативных.

В следующий межаттестационный период планируется завершение и обобщение опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, а также социально-личностных качеств детей дошкольного возраста.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ТЕМЕ

-Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.

-Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. –М.: Мозаика-синтез,2011.-64с.

 -Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

-Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

-Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.

 -Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.:Просвещение, 2007.

 - Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996.

-Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

-Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

-Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

-Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

-Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Теория формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

В докладе освещаются основные аспекты основ безопасности жизнедеятеьности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот ...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...