Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
статья по обж (старшая группа)

Голик Мария Сергеевна

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор приходит к выводу о том, что для более интенсивной работы по формированию основ по безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо выбрать эффективные методы обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golik_ms-ds-16.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

М.С. Голик, воспитатель 1 кв.к.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЙТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор приходит к выводу о том, что для более интенсивной работы по формированию основ по безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо выбрать эффективные методы обучения детей.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей. Уже в детском саду воспитатели знакомят детей с вопросами безопасного поведения детей в обществе и в природе. Безопасность жизни и здоровья ребёнка является одной из самых актуальнейших задач дошкольного воспитания. Цель воспитания и формирования у детей навыков безопасного поведения состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить его, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность является не только важной характеристикой, но и критерием функционирования, стабильности и развития любой системы.

Прежде чем говорить о формировании основ безопасности жизнедеятельности, нужно рассмотреть некоторые основополагающие понятия «БЖД».

Безопасность жизнедеятельности (в условиях производства имеет и другое устаревшее название – охрана труда) – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.

Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Формирование безопасного поведения у детей с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности детской психики, физиологических возможностей и жизненного опыта ребенка.

Однако в педагогическом процессе детского сада проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Педагоги и родители  в основном используют разъяснительную работу с детьми, не закрепляя данные положения в опыте практического поведения ребенка. Это и определило проблему нашего исследования.

Для выяснения педагогических условий необходимых при использовании игровых ситуаций для формирования опыта безопасного поведения ребенка-дошкольника мы провели  эмпирическое исследование,  целью которого явилось изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности была проведена. В ходе нашего исследования была проведена беседа на основе программы «Безопасность», Н.Н. Авдеевой ,   в которой   приняли участие 15 детей  старшего дошкольного возраста МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко»  д. Кайбалы.

Беседа включала в себя 16 вопросов, направленных на   выяснения уровня полноты знаний о правилах безопасного поведения. Обследование проводилось в индивидуальной форме в свободное время. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка. Анализ  ответов  детей показал следующие результаты. 13% детей владеют содержанием беседы, проявляют активность в общении с взрослым, с интересом отвечали на вопросы и решали проблемные ситуации. Практически на все вопросы по шести направлениям дали правильные и исчерпывающие ответы. Их представления о безопасном поведении носят целостный характер. 53% не на все вопросы по шести направлениям дети дали правильные ответы, допускали ошибки, затруднялись отвечать. Давали правильные ответы, но при небольшой помощи взрослого. Часть ответов все же сопровождается детскими комментариями, это позволяет сделать вывод об избирательности знаний ребенка, о разрозненности его представлений в некоторых вопросах  34%, дети слабо владели содержанием беседы, на большинство вопросов по шести направлениям, давали неверные ответы, допускали множество ошибок, затрудняется ответить или не отвечает совсем на поставленные вопросы.

Следующим этапом нашего исследования была методика «Моделирование проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности». В методику  отобралось 10 различных жизненных ситуаций, которые требовали немедленного ее разрешения, как бы ребенок поступил в данной ситуации.  Ответы детей по заданным ситуациям просмотрим по следующим примерам:

В ситуации «звонок в дверь» дети говорили, что нельзя открывать дверь незнакомым: «Папа занят, он не может подойти». « Извините, мама спит, придите позже», «Мама просила ее не беспокоить» и др. ответы детей. Некоторые дети на фразу а, что  надо делать, если незнакомцы не уходят? Отвечали «Нужно звать на помощь взрослых, звонить по телефону родителям или в службу спасения». В ситуации «Незнакомка» дети говорили: «позову на помощь людей»; «громко закричу» «убегу», «спрячусь за дерево».

Интересными были ответы детей в следующие ситуации: «Забытый пакет» дети давали следующие ответы: «зарою пакет в песке»; «расскажу маме и папе о находки», «Пну пакет», «Мне пакетами не нравится играть». В ситуации «Берегись насекомых» большинство детей отвечали: «прогоню рукой», «подую на пчёлку», «закричу или заплачу», «Побегу к маме».  В следующей ситуации «Соблюдай правила дорожного движения» большинство дошкольников давали следующие ответы: «перебегу дорогу посмотрев по сторонам»; «перейду дорогу по полосатой дорожки», «меня мама одного не отпускает», «Перейду дорогу по пешеходному переходу». Из ответов детей можно сделать вывод, что дети знают правила дорожного движения, но не всегда могут их соблюдать. В ситуации «Осторожно сосулька» дети говорили: «сказать о сосульки маме»; «полюбуюсь красотой сосульки» «убегу», «попытаюсь сорвать сосульку». По результатам методики «Моделирование проблемных ситуаций», большинство ответов детей старшего дошкольного возраста свидетельствовали о среднем уровне сформированности представлений по основам безопасности жизнедеятельности. Дети с низким уровнем сформированности представлений по основам безопасности жизнедеятельности чаще всего давали односложные ответы: «не знаю»; «не помню»; «не могу ответить» или вообще не давали не какого ответа.

Таким образом, в основном детей заинтересовали предложенные методики, обобщая результаты беседы можно констатировать, что общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на улицах города, правильного обращения с огнем, взаимодействия с другими людьми схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (значение цветов светофора, правила поведения в лесу, как себя вести с бездомными животными). При этом они затруднялись ответить на вопрос о важности режима дня. Большей степени затруднения вызывали вопросы о правилах поведения с незнакомыми людьми.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что для более интенсивной работы по формированию основ по безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо выбрать эффективные методы обучения детей

Библиографический список

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина//СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей /К.Ю. Белая//– М.: Мозаика-синтез, 2014. –64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности  в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей кул...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...

Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...

Картотека проблемных ситуаций по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Данная картотека поможет в решении проблемных ситуаций между детьми старшего дошкольного возраста:взаимодейтсиве между сверстниками, умению сотрудничать, доужить,помогать друг другу....