Главные вкладки

    Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.
    консультация по развитию речи по теме

    Ломова Елена Анатольевна

    Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Тема: «Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста»

    На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности и  предметного мира.

    Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

    Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. В связи с этим формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

    В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.

    В дошкольной  ᴨедагогике  сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно - ᴨечатные, словесные.

    Так же принято выделять четыре основные задачи по формированию словарного запаса детей:

    1 задача:  Обогащение словаря  (т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнку  

    слов. Обогащение словаря идёт за счёт общеупотребительной лексики:  

    названия предметов, признаков, качеств).

    2 задача:  Уточнение словаря (т.е. наполнение содержанием слов, известных  

    детям, усвоение многозначности, словами-синонимами, словами- антонимами).

    3 задача:   Активизация словаря (т.е. перенесение как можно больше слов из  

    пассивного словаря в активный, включение этих слов в предложения и

    словосочетания).

    4 задача:   Устранение нелитературных слов  (т.е. перевод их в пассивный  

    словарь).

    В старшем  дошкольном возрасте  необходимо расширять запас слов за счёт:

    1. названий предметов, качеств, действий;

    2. активизации словаря;

    3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении  

        признаков и качеств предметов;

    4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением  

        (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),

    5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый –

        радостный, прыгать - скакать и др.);

    6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло,  

        пластмасса и др.);

    7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

    8. формирования умения подбирать разные по значению, но одинаково звучащие  

        слова (коса- это и причёска и орудие труда; шляпка – грибная и головной убор и  т.д).

               В современном мире очень активно развивается технический прогресс. В связи с этим использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.   В своей практике я широко использую  игры и игровые упражнения , разработанные на основе медиатехнологий.

    Применение интерактивных игр очень интересно дошкольникам.

              Преимущество таких игр в том, что они способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий и выполнить задание.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, общая атмосфера доброжелательности позволяет привлечь внимание детей.  

    Использование интерактивной доски  предполагает:

    1. Наличие феномена удивления (редкое явление)
    2. Раскрепощение детей  (снятие напряжения)
    3. Вариативность (выбор действий)
    4. Интерактивность (взаимодействие между объектами)

    Предлагаю вашему вниманию  примеры нескольких интерактивных игр  по ознакомлению с окружающим  и формированию словаря старших дошкольников.

    Первая игра называется «Переезжаем на новую квартиру». Цель игры состоит в том, что бы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь. В ходе игры детям предлагается рассортировать предметы по коробкам (в зелёную коробку сложить посуду, а в голубую вещи: одежду и обувь), попросить детей быть внимательными и не путать внешне похожие предметы (платье-сарафан и т. д.). 

    ActivInspire - Studio

     Цель следующей игры заключается в том, чтобы научить детей различать тёплые и холодные цвета и их оттенки, закрепить обобщающие слова: тёплые, холодные, закрепить в активном словаре их названия и упражнять в употреблении этих слов.  Детям нужно составит два букета: один с цветами холодных цветов и оттенков, другой букет с цветками тёплых.

    ActivInspire - Studio

                Занятия с детьми с использованием интерактивных дидактических игр помогают ребёнку испытывать радость познания, открывать новое.

    Старший воспитатель: Ломова Е.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

    Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

    Влияние социальной среды ДОУ на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста

    Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структу...

    Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

    Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности  в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей кул...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

    «Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....