"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx84.17 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\IMG-20231016-WA0015.jpg

Пояснительная записка

 Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная основная программа дошкольного образования направлены на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.

Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Современный век- век компьютерных технологий. У детей, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но не хватает общения. Все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Решила, что исходя, из этого нужно создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством игровых технологий.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.

Учитывая важность проблемы по развитию речи детей дошкольного возраста, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы: 

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);

-  способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
  • родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты для детей:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями;

- консультативная работа с педагогами;

План работы на год на 2023 -2024 учебный год.

Сроки

Содержание работы

Итоги

Сентябрь - май

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб.

4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.

7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00

Анализ изученной литературы

Сентябрь

Подборка материала

Изготовление мнемотаблиц

Картотеки

Мнемотаблицы

Октябрь

Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве.

Наличие «Библиотеки»

Ноябрь

Подбор материала для лэпбука

Лэпбук

Декабрь

 «Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Разработать мастер - класс для педагогов

Январь

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Публикация на сайтах, районной газете.

В течение года

Февраль

Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Мастер класс на педсовете

Март

Изготовление лэпбука «Речевичок»

 Презентация на семинаре

Апрель

«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультацию для педагогов

Май

 «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Мастер класс для педагогов на педсовете

Отчёт о проделанной работе

 по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на

педсовете.

Ожидаемые результаты для воспитателя

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием инновационных технологий

• посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и района;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка ОД в своей группе;

• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Работа  родителями

  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Сентябрь

«Использование современных игровых технологий для развития речи»

Оформление папки передвижки

Октябрь

 «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию»

Консультация

Ноябрь

 «Речевичок»

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Декабрь

 «Пальчиковая и дыхательная гимнастика, Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

Мастер-класс для родителей

Январь

 «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Консультация для родителей

Февраль

 «Буквобук»

Изготовление пособия

Март

 «Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания».

Буклет для родителей.

Апрель

Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май

Выставка фото-коллаж о проделанной работе.

Родительское собрание

Работа с детьми

1.Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

2.Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

3.Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях с использованием инновационных технологий

Сентябрь

Использование мнемотехники

1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы

2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки»

3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы

-развитие творческого воображения и речи-фантазии.

- определение овощей и фруктов на ощупь.

Октябрь

Использование камешков «Марблс»

1. «Фрукты» - камушки «Марблс»

2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»

3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл».

4. «Гриб» камушки «Марблс»

(украшение трафарета пуговицами и бусинами)

- учить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы

Ноябрь

 Использование

 Су-Джок терапии (массажные шарики)

1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок

2. Сказка «Ежик» Су-Джок

3.Упражнение «Один-много» Су-Джок

4.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок

развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Декабрь

Использование лэтбука

1.«Знакомство с волшебной книгой»

2. «Речевичок»

3. «Профессии»

4. «Времена года»

Ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.

Январь

Использование «Волшебные кольца Луллия»

1.«Зима».

2.«Зимующие птицы».

3.«Виды транспорта».

4. «Семья»

Развитие познавательных интересов ребенка,

расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Февраль

Использование здоровьесберегающих технологии

1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).

2.  Логоритмика.

3. Сказкатерапия

4.Артикуляционная гимнастика

Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.

Март

Использование элементов ТРИЗ – технологий

1.Волшебный телевизор.

 2.«Хорошо плохо»

3.Составление загадок

4. «Что из чего?»

– активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами);

–повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.

Апрель

Использование LEGO- технологии

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

3. «Городские и сельские постройки»

4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Май

Использование 

технологии «Арт – терапия»

1. Тестопластика.

2.Рисование телом.

Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.

Литература по теме самообразования:

1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие Ростов: Феникс, 2008.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детейРазвитие диалогического общения: метод. Мозаика-Синтез, 2005.

3. Баннов, А. М. Учимся думать вместе. М.: Интуит. ру, 2007.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи. М.: Просвещение, 1985г.

6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники СПб.: Детство-Пресс, 2001.

7. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших. М. АРКТИ, 2003.

8. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. М. : Вита-Пресс, 2003.

9. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед. 2005. – С. 34 – 39.

10. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000.

 11. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения». М.:2005г.

     12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. 2020.

13.Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2014.

14. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
     15. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера. 2004.
      16. Фадеева, Ю. А., Пичугина, Г. А. Творим и говорим М. ТЦ «Сфера», 2012.

17. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М. Айрис-Пресс, 2008.

18. Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Цель: показать значение  игр по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха и мелкой моторики на развитие речи детей.Предварительная работа:оформление приглашений ...

Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...

«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...

«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет

Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...