Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Смолякова Валентина Витальевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»

 

 

                   Использование

современных игровых технологий

             в развитии речи детей

 второй группы раннего возраста

                                  (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Воспитатель:

Смолякова В.В.

г.Малоархангельск. 2020 г.

Одним из важнейших направление развития ребёнка является речь.

       На сегодняшний день формирования правильной речи у детей – чрезвычайно актуальный вопрос, стоящий перед воспитателями и родителями. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком.

      Новая образовательная ситуация ориентирует на овладение речью дошкольниками как средством общения, обогащения словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

        В речевом развитии ребёнка особое значение имеет возраст 2-3 года – возраст интенсивного развития активной речи, в это время малыш овладевает способами обращения с предметами и их назначением, понимает обращённую к нему речь.

         «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,- и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения – эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому.

            Наблюдения из практики показывают, что ежегодно увеличивается количество дошкольников с низкой речевой активностью. Речь многих детей бедна и примитивна, непонятна для окружающих, т.е. не соответствует возрастным особенностям.

             В своей группе особое внимание уделяем речевому развитию детей через использование игровых методов обучения.

             Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. При этом игровая технология выполняет следующий ряд задач:

             -дидактические (становление деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых для применения на практике);

            -развивающие (обогащение словаря, мышления; развития грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической речи как способа коммуникации);

            -социализирующие (развитие активности, инициативности, самостоятельности, адаптации в детском саду);

            -воспитательная (воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания).

             В качестве наиболее распространённых методов развития речи используем народные игры, песенки, потешки, приговоры в совместной деятельности, которые доставляют малышам огромную радость. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью формирования речевой активности.

            При отборе произведений фольклора для занятий с детьми раннего возраста, мы учитываем, чтобы они охватывали все стороны жизни человека, способствовали развитию взаимоотношений с окружающей действительностью, общению со взрослыми.

           Произведения устного народного творчества (заклички, потешки, песенки, сказка) развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать понижение и повышение голоса.

           Для развития речевой активности используем народные игры («Курочка-Хохлатка», «Раздувайся, пузырь»); игры- заводилки («ножками потопаем, ручками похлопаем»). Такие игры развивают слуховое восприятие, пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Активно используем пальчиковые игры. Ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения. Сопровождая это пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идёт и развитие речи. Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, активно используем, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, мозаикой, конструктором, а также различные виды театров: пальчикового, настольного, перчаточных кукол.

           Организуя игровую деятельность своих воспитанников, стараемся найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей, направить на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников мне показалась идея создания бизиборда. В группе на сегодняшний день их два.

         Для детей нашей группы доступны настольно-печатные игры, словесные игры, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками) при участии в которых ребёнок с помощью наводящих вопросов должен словесно сопровождать свои действия (петушок –ку-ка-ре-ку; вкладыши-большой-маленький, красный и т.д.)

          Но современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа средой. Интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютеры занимают всё большее место в деятельности дошкольников. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

         Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс в дошкольном образовательном учреждении –это одна из новых и актуальных проблем в логике ФГОС ДО.

         Информационно- коммуникативные технологии обладают следующими преимуществами:

         - представление информации на экране несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

         - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;

         - проблемные задачи, поощрение ребёнка при правильном решении компьютером является стимулом познавательной активности детей;

         - предоставляет возможность индивидуального обучения.

         В связи с этим, в своей работе используем мультимедийные презентации на занятиях по развитию речи, что вызывает у детей живой интерес. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует результативности занятия.

           Для развития речи в повседневной жизни нам помогают компьютерные игры и интерактивные уроки: цикл занятий «Школа кролика Бобо» от 0 до 3 лет; сборник развивающих мультфильмов «Учимся говорить»; логопедические песенки «Запуск речи у неговорящего ребёнка», где подобраны занятия на развитие звуковой культуры речи, формирование слов, грамматически правильной речи, отгадывание загадок и т.д. Яркие, красочные персонажи привлекают детей, помогают сосредоточиться, повторять за героем правильно.

             К сожалению, у нас ещё нет системы включения ИКТ в образовательную и игровую среду, но в будущем она будет сформирована.

                Но ни одна даже самая замечательная игра не заменит живого общения с ребёнком, поэтому все информационно-коммуникативные технологии включаем в образовательный процесс дозированно (до 10 мин.) в соответствии с технологией здоровьесбережения.

                 Таким образом, развитие речи в игровой форме, чтение и заучивание потешек, закличек и т.д., использование дидактической, театрализованной, пальчиковой игры и включение информационно- коммуникативных технологий позволяет увлечь детей к участию в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, развивает умение строить предложения, правильно произносить звуки, способствует накоплению знаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельск». Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Воспитатель: Смолякова В.В г.Малоархангельск , 2021 г.

Слайд 2

« Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения ». Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 3

В своей группе особое внимание уделяем речевому развитию детей через использование игровых методов обучения. Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и переживании взрослого.

Слайд 4

Игровая технология выполняет следующий ряд задач: - дидактические (становление деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых для применения на практике); - развивающие (обогащение словаря, мышления; развитие грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической речи как способа коммуникации); - социализирующие (развитие активности, инициативности, самостоятельности, адаптации в детском саду); - воспитательные (воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания).

Слайд 5

Специальные игры направленные на развитие речи доставляют малышам огромную радость и развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать понижение и повышение голоса.

Слайд 6

Народные игры: Игры-потешки; Хороводные игры; Игры-песенки; Приговоры в совместной деятельности;

Слайд 7

Игры с сюжетными игрушками ; Игры-инсценировки ; Звукоподражательные игры; Театрализованная игра.

Слайд 8

Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, пересказывание их с детьми.

Слайд 9

Игры и занятия с предметными и сюжетными картинками: Тематические наборы: Посуда, Одежда, Овощи, Животные. Времена года. Кто что делает. И др.

Слайд 10

Игры на развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры; Настольно-печатные;

Слайд 11

Игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными башенками, пирамидками)

Слайд 12

Бизиборды.(развивающая доска с множеством предметов) Игры: (Кто в домике живёт? Обведи фигуру. Назови фигуру. Графомоторные дорожки. Завяжи ботинок. Назови цвет. Посчитай. Включи-выключи. Прокати шарик . Укрась бабочку. Застегни кнопочки.)

Слайд 13

Использование интерактивных технологий Представление информации на экране несёт в себе образный тип информации. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребёнка. Предоставляет возможность индивидуального обучения. Цикл занятий « Ш кола кролика Бо-Бо» Сборник развивающих мультфильмов «Учимся говорить» Логопедические песенки «Запуск речи у не говорящего ребёнка»

Слайд 14

Развитие речи в игровой форме, чтение и заучивание потешек, использование дидактической, театрализованной, пальчиковой игры и включение ИКТ позволяет увлечь детей к участию в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, развивает умение строить предложения, правильно произносить звуки, способствует накоплению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...

Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"

Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Непременным  условием для всестороннего  развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот о...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

laquo;Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...