«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
материал (младшая группа)

Хмелёва Ирина Николаевна

«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        детский сад №

Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель группы «Цыплята»

Хмелёва И.Н

Санкт-Петербург

     2021 - 2022

 

Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

 Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использовалав своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как вижу необходимость повысить свой теоретический уровень. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст — это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно - эстетическом развитии детей в сензитивном периоде. В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

- эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

- правильной, отчетливой, неспешной;

- понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

- более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Реализация поставленной цели и задач:

 Для реализации цели и задач большое внимание уделяла предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр к сказкам: «Курочка-Ряба», «Репка», театр би-ба-бо и другие. (согласно возрасту) Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

 В своей работе я использовала игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:

  • потешки,  хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой - «топ- топ», «да- да», -----звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)
  • чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)
  • игры - занятия с предметными и сюжетными картинками («угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики (они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, двигательного центра мозга)

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.              Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.                                                                                                                  Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Произносить тексты пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.                                         Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки, ротик.                                           Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, когда ребенок придумывает к текстам свои движения.                                                             Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить»:

- на закрепление КГН

- для обогащения словарного запаса.

Для родителей своей группы были представлены консультации (группа в Контакте) «Для чего нужны пальчиковые игры?», «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Ум на кончиках пальцев», «Развитие речи в первой младшей группе».

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями:

- Даны методические рекомендации по проведению пальчиковых игр, массаж ручек массажными мячиками, зубными щетками.

- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук».

Советы родителям: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей», «Пальчиковые игры с пением» (подпевать можно на любую мелодию).

Результаты: сформировался эмоциональный отклик на потешки, пальчиковые игры и др. К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада. Есть над чем работать и трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...

Занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием пальчиковой гимнастики

конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе  с использованием пальчиковых игр и гимнастики....

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Непременным  условием для всестороннего  развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот о...

Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием ИКТ технологий

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием ИКТ технологий«В гостях у зверей»Цель: формирование представлений о диких животных (заяц, лиса, волк, б...