План самообразования на 2022-2023 учебный год Тема: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Шингина Юлия Александровна

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2022-2023 учебный год

Тема: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

Шингина Юлия Александровна

Пояснительная записка

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.

Цель работы: Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДОУ. Задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

 — использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)

Ожидаемые результаты для воспитателя:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей; достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога. родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты для детей:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.

Формы и средства развития речи в старшем дошкольном возрасте.

-Консультация для воспитателей

-Мастер класс для педагогов ДОУ.

 -Консультации для родителей.

- Мастер класс для родителей

План работы на год на 2022 -2023 учебный год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб

4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.

7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Изучение пособия

Работа с родителями

Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Сентябрь

«Использование современных игровых технологий для развития речи» Оформление папок передвижек

Октябрь

 «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» Консультация

Ноябрь

«Речевичек»

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Декабрь

«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

 мастер-класс для родителей

Январь

«Правильная речь – залог успешного обучения в школе» консультация для родителей

Февраль

«Буквобук»

Изготовление пособия

Март

«Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания».

Буклет для родителей.

Апрель

Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия»

 Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май

Выставка фото-коллаж о проделанной работе.

родительское собрание

Ожидаемые результаты для воспитателя

 Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием инновационных технологий. Изучение литературы по теме

• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Октябрь

1.Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по устному народному творчеству

2.Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве.

Перспективный план

Наличие «Библиотеки»

Ноябрь

1.Изготовление мнемотаблиц

Дидактический материал.

2. «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

Открытое занятие

Декабрь

«Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Разработать мастер класс для педагогов

Январь

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Публикация на сайтах, районной газете.

В течение года

Февраль

Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Мастер класс на педсовете

Март

Изготовление лэтбука «Речевичок»

Презентация на семинаре

Апрель

«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

консультацию для педагогов

Май

«Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников» мастер класс для педагогов на педсовете

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Работа с детьми

1.Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности. 2.Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат. 3.Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях с использованием инновационных технологий.

Сентябрь

Использование мнемотехники

1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы

2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки» 3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы

-развитие творческого воображения и речи-фантазии.

 - определение овощей и фруктов на ощупь.

Октябрь

Использование камешков «Марблс»

1. «Недошитое платье» - камушки «Марблс»

2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»

3. «Моя любимая буква» - камушки «Марблс».

4.»Гриб» камушки «Марблс» (украшение трафарета пуговицами и бусинами) - учить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы

Ноябрь

Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)

1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок

2. Сказка «Приятель и ёж» Су-Джок

3.Упражнение «Один-много» Су-Джок

4.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок

- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Декабрь

Использование лэтбука

 1.«Знакомство с волшебной книгой» 2. «Речевичок»

3. «Профессии»

4. «Времена года»

Ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэтбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.

Январь

Использование «Волшебные кольца Луллия»

1.«Зима».

2.«Зимующие птицы».

3.«Виды транспорта».

4. «Семья»

Развитие познавательных интересов ребенка, расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Февраль

Использование здоровьесберегающих технологии

1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). 2. Логоритмика.

3. Сказкатерапия

4.Артикуляционная гимнастика Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.

Март

Использование элементов ТРИЗ – технологий

1.Волшебный телевизор.

 2.«Хорошо плохо»

3.Составление загадок

4. «Что из чего?»

– активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами); –повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.

Апрель

 Использование LEGO- технологии

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

 3. «Городские и сельские постройки»

4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Май

Использование технологии «Арт – терапия»

1. Тестопластика.

2.Рисование телом.

Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...

Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных п...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...

Доклад на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Доклад на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...