План самообразования на 2022-2023 учебный год Тема: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2022-2023 учебный год
Тема: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Шингина Юлия Александровна
Пояснительная записка
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность выбранной темы
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.
Цель работы: Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДОУ. Задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)
Ожидаемые результаты для воспитателя:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей; достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога. родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты для детей:
- умение владеть навыками выразительной речи;
- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.
Формы и средства развития речи в старшем дошкольном возрасте.
-Консультация для воспитателей
-Мастер класс для педагогов ДОУ.
-Консультации для родителей.
- Мастер класс для родителей
План работы на год на 2022 -2023 учебный год.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб
4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.
7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)
Изучение пособия
Работа с родителями
Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Сентябрь
«Использование современных игровых технологий для развития речи» Оформление папок передвижек
Октябрь
«Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» Консультация
Ноябрь
«Речевичек»
Изготовление Лэпбука по развитию речи
Декабрь
«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»
мастер-класс для родителей
Январь
«Правильная речь – залог успешного обучения в школе» консультация для родителей
Февраль
«Буквобук»
Изготовление пособия
Март
«Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания».
Буклет для родителей.
Апрель
Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Май
Выставка фото-коллаж о проделанной работе.
родительское собрание
Ожидаемые результаты для воспитателя
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием инновационных технологий. Изучение литературы по теме
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.
Октябрь
1.Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по устному народному творчеству
2.Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве.
Перспективный план
Наличие «Библиотеки»
Ноябрь
1.Изготовление мнемотаблиц
Дидактический материал.
2. «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Открытое занятие
Декабрь
«Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Разработать мастер класс для педагогов
Январь
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Публикация на сайтах, районной газете.
В течение года
Февраль
Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Мастер класс на педсовете
Март
Изготовление лэтбука «Речевичок»
Презентация на семинаре
Апрель
«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
консультацию для педагогов
Май
«Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников» мастер класс для педагогов на педсовете
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.
Работа с детьми
1.Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности. 2.Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат. 3.Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях с использованием инновационных технологий.
Сентябрь
Использование мнемотехники
1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы
2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки» 3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.
4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы
-развитие творческого воображения и речи-фантазии.
- определение овощей и фруктов на ощупь.
Октябрь
Использование камешков «Марблс»
1. «Недошитое платье» - камушки «Марблс»
2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»
3. «Моя любимая буква» - камушки «Марблс».
4.»Гриб» камушки «Марблс» (украшение трафарета пуговицами и бусинами) - учить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы
Ноябрь
Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)
1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок
2. Сказка «Приятель и ёж» Су-Джок
3.Упражнение «Один-много» Су-Джок
4.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок
- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Декабрь
Использование лэтбука
1.«Знакомство с волшебной книгой» 2. «Речевичок»
3. «Профессии»
4. «Времена года»
Ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэтбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.
Январь
Использование «Волшебные кольца Луллия»
1.«Зима».
2.«Зимующие птицы».
3.«Виды транспорта».
4. «Семья»
Развитие познавательных интересов ребенка, расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
Февраль
Использование здоровьесберегающих технологии
1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). 2. Логоритмика.
3. Сказкатерапия
4.Артикуляционная гимнастика Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.
Март
Использование элементов ТРИЗ – технологий
1.Волшебный телевизор.
2.«Хорошо плохо»
3.Составление загадок
4. «Что из чего?»
– активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами); –повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.
Апрель
Использование LEGO- технологии
1.«Волшебные Лего-сказки».
2. «Построй свою историю»
3. «Городские и сельские постройки»
4. «Безопасность»
Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.
Май
Использование технологии «Арт – терапия»
1. Тестопластика.
2.Рисование телом.
Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...

Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных п...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...
Доклад на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Доклад на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...


