Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Симкина Галина Владимировна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_no_2.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.

Из опыта работы
В развитии речи детей младшего дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат дидактические игры, например игра «Пузырь». Играющие стоят тесным кругом и раздувают «пузырь» — наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании выпрямляются, набирают воздух, а потом, наклонившись, произносят «ф-ф-ф», выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3 раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс-тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз.

Следующей предпосылкой к овладению родным языком является развитие у детей слуховых восприятий. Содержание и игровые действия ряда дидактических игр ставят ребенка перед необходимостью определить на слух, что делают другие дети (хлопают в ладоши, шуршат бумагой, звонят в колокольчик, стучат в барабан и т. п.). Такие задачи решаются в играх «Угадай, на чем играют», «Угадай, что я сказала» и в ряде других.

Для формирования звуковой культуры речи детей на занятии рекомендуется проводить дидактические игры не только для развития речедвигательного аппарата, но и правильного произношения звуков родного языка.
Разберем наиболее характерную как по содержанию, так и по игровому действию игру «Поезд». Дети стоят друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз» (ведущий). Все дети вместе с ведущим изображают действиями и звуками ход поезда: «По-шел-по-шел» — постепенно поезд ускоряет ход. Затем «При-шел-при-шел» — ход замедляется, «ш-ш-ш» — паровоз выпускает пар.

 Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука «ш». Дети, развертывая игровое действие, вслед за воспитателем повторяют звук ш и незаметно обучаются его правильному произношению.
В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). К этой игре придумывается различное содержание (дети переезжают на дачу, едут в лес, в гости и т. п.).

 Практика работы по родному языку показывает, что значительная часть детей трехлетнего возраста хорошо понимает речь взрослого, однако нередко малыши заменяют слово указательным жестом. На этой ступени дошкольного возраста задача педагогов заключается в том, чтобы всемерно побуждать детей к речевой активности. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь.

Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

В ряде дидактических игр для младшего дошкольного возраста решаются задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.
В дидактической игре «Найдем игрушку» ребенок отыскивает знакомую игрушку, заранее спрятанную воспитателем, а когда находит, то называет ее и рассказывает, какого она цвета, формы, величины.
В игре «Что делает Мишка» дети упражняются в составлении простых предложений. Взрослый проводит с Мишкой несложные действия, а дети рассказывают: «Мишка спит», Мишка умывается», «Мишка пошел гулять» (мячик прыгает, собака бежит).
Задача развития связной речи и умение соотнести слово с нарисованным животным разрешается в таких играх, как «Домашние животные», «Кубики». В процессе игрового действия дети складывают из частей целое, а затем рассказывают, что получилось на общей картинке.
Дети трех лет могут при правильном использовании дидактических игр освоить наименование предметов, вычленить их особенности (цвет, форму, величину), назвать действия, которые производятся в процессе игры с игрушкой.

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с дидактической куклой, созданных Е. И. Тихеевой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей.
Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности. В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д.), осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить».

Воспитателям необходимо широко использовать в дидактических играх природный материал: камешки, листья, семена, ягоды, цветы, овощи, фрукты, снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными (когда это возможно), а если такой возможности нет, то использовать картинки. В группе младшего дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в которой дети должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук Развивающие игры В.В. Воскобовича в образовательном процессе детского сада Игры-эксперименты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...

Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"

Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Непременным  условием для всестороннего  развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот о...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Консультация для родителей «Дидактические игры в развитии речи детей» в старшей группе

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...

Дидактическая игра по развитию речи во второй группе раннего возраста «Кто пришёл? Кто ушёл?»

Дидактическая игра по развитию речи во второй группе раннего возраста «Кто пришёл? Кто ушёл?»...

Консультация для родителей «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей раннего возраста»

Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. В игре выстраивается система вза...