Главные вкладки

    «Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
    учебно-методический материал

    Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель 1 кв. категории Жигальцова О.Н. МКДОУ детский сад «Радуга» село Мамонтово 2018 год

    Слайд 2

    « … игра – источник развития личности, создающий зону ближайшего развития: по существу через игровую деятельность и движется ребенок…» Л.С. Выготский

    Слайд 3

    Педагогическая технология – это процесс, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на ребенка. Игровые технологии – это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных способностей или коррекцию их недостатков.

    Слайд 4

    Характер педагогического процесса Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие Познавательные, воспитательные, развивающие Репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и т.д.

    Слайд 6

    Показатели развитого игрового интереса у детей: - желание ребенка принимать на себя определенную роль; наличие любимой роли; нежелание заканчивать игру; активное исполнение ребенком всех видов продуктивной деятельности (лепки, рисования); - желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры. длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;

    Слайд 7

    Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких игровых технологий как сюжетные игры , способствует более эффективному развитию речи, коммуникативных, социально-культурных навыков

    Слайд 8

    Игра «Диктор» Цель : Развивать связную монологическую речь, умение последовательно правильно выстраивать свою речь, активизировать словарный запас, развивать фонематические функции, упражнять в употреблении распространенных предложений . Оборудование – набор видео-слайдов на разные темы, макет камеры, микрофон. Задание для детей – ребенку предлагается стать диктором телевидения или ведущим телепередачи. Ребенок сам определяет интересующую его тему, включается «камера» и начинается увлекательный телерепортаж. В подготовке к игре понадобится родительское участие, чтобы составить свой набор слайдов для репортажа, если такого не будет у педагога.

    Слайд 9

    Игра «Маска, кто ты?» Цель : развивать логическое мышление, активизировать словарь, пополнять словарный запас, следить за правильным звукопроизношением, упражнять в употреблении прямой и косвенной речи, составлять сложноподчиненные предложения . Оборудование – маски, атрибуты карнавальных костюмов, ширма, музыкальное сопровождение, или музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки, бубны ) Задание для детей: Дети делятся на две группы. Выступающие и зрители. Ребятам, которые будут выступать, предлагается выбрать любой образ, персонаж, сказочного героя, затем каждый наряжается в соответствующий костюм и располагается за ширмой. Перед началом выступления звучит музыка или шумовые эффекты. Ребенок рассказывает о своем герое. Свое выступление выстраивает в форме загадки. Дети – зрители должны отгадать, кто спрятан за ширмой. Правильно угаданный персонаж появляется перед зрителями.

    Слайд 10

    Игра «Театральное представление» (с элементами драматизации) по сюжетам изученной художественной литературы. В процессе этой игры у детей происходит активизация речевой деятельности, развивается умение импровизировать, развивается образное мышление, актерские способности, мимическая активность, умение строить диалог. Оборудование – декорация, фонограмма шумовых эффектов, музыкальное сопровождение, костюмы. Задание для детей – Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочному лесу, на своем пути дети встречают разные препятствия, которые они преодолевают, выполняя задания, связанные с развитием речи. В последнем задании находится загадка про героев сказки или зашифровано само название сказки. После отгадывания дети принимают участие в драматизации сказки.

    Слайд 11

    Игра-викторина «Космическое путешествие»» Цель: закреплять знания о космосе, развивать речевую активность, пополнять словарный запас, развивать коммуникативное общение, развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками, развивать двигательную активность . Оборудование – атрибуты к конкурсным заданиям, эмблемы для двух команд, спортивные снаряды, мультимедиа, фонограмма космической музыки, наградные грамоты и медали. Задание для детей – педагог наводящими вопросами подводит детей к космической теме, вспоминают события, связанные с космосом, имена космонавтов и т.д. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие на двух звездолетах. Дети делятся на две команды, и начинается увлекательное путешествие, с выполнением разных заданий. Каждый ребенок должен ощущать себя частью команды (коллектива) и прилагать все свои знания и умения, которые помогут привести команду к победе. В таких играх – соревнованиях важен момент награждения всех участников игры.

    Слайд 12

    Игра «Интервью» Цель: развивать диалогическую речь, умение слушать собеседника, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, развивать партнерские отношения . Оборудование – набор тематических картинок, микрофон . Задание для детей – Ребенку предлагается выбрать себе партнера по игровой ситуации, дети сами решают – кто будет брать интервью, а кто отвечать, тему и место дети так же выбирают сами ( это может быть – лес, мастерская, больница, спортивный стадион или зоопарк)

    Слайд 13

    Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения . Помогайте им придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов . Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников . - Старайтесь найти индивидуальный подход к детям разрушителям, сочинителям и детям наблюдателям, активизируйте исполнителей, обеспечивая комфортность в игре каждому. -

    Слайд 14

    - Стимулируйте детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа. - Поощряйте детскую инициативу. - Уделяйте внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры. - Ориентируйте детей на сотрудничество в совместной игре, регулируйте их поведение на основе творческих игровых замыслов. - Поддерживайте интерес детей к свободной игре – импровизации. - Организовывайте с небольшими подгруппами детей игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

    Слайд 15

    - Дети легче усваивают и запоминают материал занятия - В процессе игр они приобретают специальные знания, умения, навыки; - У них повышается уровень развития познавательной активности, творческих способностей; - Дети получают удовольствие от игр, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    МКДОУ детский сад «Радуга» село Мамонтово

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

    (Районное методическое объединение)

    «Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории

    Жигальцова Ольга Николаевна

    2018год

     Слайд 1

    Лев Семенович Выготский говорил: « игра – источник развития личности, создающий зону ближайшего развития: по существу через игровую деятельность и движется ребенок».

      С  помощью игры, ребенок  начинает видеть форму, цвет, расстояние, чувствовать запахи, слышать мелодию, разные звуки. Малыш ощущает себя частью огромного мира, очень интересного и разнообразного, при этом постигая  правила поведения в окружающем его мире.

    Стандарты, которые ставят перед  нами ФГОС ДОУ, требуют  использование в работе с детьми  инновационных технологий, в том числе и  игровых педагогических технологий в целях повышения эффективности образовательного процесса.

    Эта тема была выбрана мной не случайно. В этом году мои воспитанники пошли в школу. И чтобы процесс адаптации к школьной жизни, к новому обществу, к новому режиму и ответственности  у бывших дошкольников был  плавный и спокойный, я более тщательно занялась изучением игровых педагогических технологий.

    Слайд 2

    Организация непосредственной образовательной деятельности в детском саду подразумевает эмоционально благоприятную психологическую обстановку и атмосферу доброжелательности и свободного общения. И только в таких условиях возможна реализация игровых технологий.  Как и другая технология, педагогическая – это процесс, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на ребенка. Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе. Такая организация совместной деятельности воспитателя и детей становится средством для преодоления некоторого разрыва, который возникает при переходе от ведущей игровой деятельности к обучающей. Элементы игры, которые целесообразно включены в обучение придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл,  это помогает детям мобилизовать мыслительные, эмоциональные и волевые силы для решения поставленных задач.

    С общепринятой точки зрения, игровые технологии – это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных  способностей или коррекции их недостатков.

    В основу классификации детских игр в зарубежной дошкольной педагогике положено влияние игр на психическое развитие детей. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, где основой является самостоятельность  и творческий подход ребенка к игре.

    Слайд 3

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

    - познавательные, воспитательные, развивающие;

    - репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

    При проведении игровых занятий с детьми достигаются определенные педагогические цели. Поэтому любую игровую деятельность, которая ведет к решению педагогических задач можно называть педагогической игрой.

    Слайд 4

    Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:

    1.        По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.

    2.        По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

    3.        По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

    4.        По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

    5.        По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

    Слайд 6

    При использовании педагогических игровых технологий важно не упустить заинтересованности ребенка происходящим. Показатели развитого игрового интереса таковы:

    - длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;

    - желание ребенка принимать на себя определенную роль;

    - наличие любимой роли;

    - нежелание заканчивать игру;

    - активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования);

    - желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

    С правильным использованием игровых педагогических технологий можно регулировать качество образовательной и воспитательной деятельности в детском саду, с их помощью возможно сглаживание отрицательных факторов, влияющих на снижение эффективности обучающей деятельности.

    Сущность игровой педагогической технологии состоит в том, что являясь отдыхом и развлечением, она плавно переходит в обучение, творчество, терапию, в воспитание личности ребенка.

    Слайд 7

    Особенно актуальной проблемой в наше время стало речевое развитие детей. Сегодня дети живут в мощном потоке информации. Этот поток вливается в маленькие головки. Одни справляются с этим, у других тормозится не только речевое развитие, но и общее. С каждым годом процент детей с речевыми нарушениями, с задержкой развития речи растет. А речь является одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

    Результаты осеннего мониторинга в подготовительной группе меня не очень радовали. Большое количество детей  испытывали трудности в звукопроизношении, имели скудный словарный запас,  не умели правильно выстраивать предложения из-за нарушений связной речи. Речевой язык  отличался невыразительностью и  скудностью образных выражений.

    И  использование игровых педагогических технологий на всех этапах обучающего процесса помогло решить проблемы связанные со снижением речевой активности детей.

    На протяжении учебного года, в работе с детьми,  я  проводила занятия с использованием сюжетных игр. Стандартный набор сюжетно-ролеых игр вам всем известен: -«Семья», «Магазин», «Ателье» и т.д. Сюжеты этих игр стали для моих ребят скучными и однообразными. Во время свободной игровой деятельности сюжетно-ролевые игры ими игнорировались.

    Я хочу познакомить вас с некоторыми сюжетными играми, в которые мы играли на протяжении учебного года.  Я старалась планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности детей, но и в других  формах работы. Эти игры я использовала как часть   интегрированного занятия в первой половине дня, во время режимных моментов, и как полноценную сюжетно- ролевую игру во второй половине дня.

    Слайд 8

    1.Игра «Диктор»

    Для этой игры понадобится оборудование – набор видео-слайдов на разные темы, макет камеры, микрофон.

    Ставится задание перед  детьми – им предлагается стать дикторами телевидения или ведущим телепередачи. Ребенок сам определяет интересующую его тему, включается «камера» и начинается увлекательный телерепортаж.

    В подготовке к такому занятии понадобится родительское участие, чтобы составить свой набор слайдов для репортажа, если такого не будет у педагога.

    В результате этой игровой деятельности у детей развивается связная монологическая речь, умение последовательно правильно выстраивать свою речь, активизируется словарный запас, развиваются фонематические функции, дети упражняются в употреблении распространенных предложений.

    Слайд 9

    2. Игра «Маска, кто ты?»

    Оборудование – маски, атрибуты карнавальных костюмов, ширма, музыкальное сопровождение,(колокольчики, погремушки, бубны)

    Задание для детей: Дети делятся на две группы. Выступающие и зрители.  Ребятам, которые будут выступать, предлагается выбрать любой образ, персонаж, сказочного героя, затем каждый наряжается в соответствующий костюм и располагается за ширмой.  Перед началом выступления звучит музыка или шумовые эффекты. Ребенок рассказывает о своем герое. Свое выступление выстраивает в форме загадки. Дети – зрители должны отгадать, кто спрятан за ширмой. Правильно угаданный персонаж появляется перед зрителями.

    Эта игра помогает развивать логическое мышление, активизировать словарь, следить за правильным звукопроизношением, упражнять в употреблении прямой и косвенной речи, составлять сложноподчиненные предложения.

    Слайд 10

    3. Игра  «Театральное представление» (с элементами драматизации) по сюжетам изученной художественной литературы.

    Оборудование – декорация, фонограмма шумовых эффектов, музыкальное сопровождение, костюмы.

    Задание для детей – Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочному лесу или по страницам книги, на своем пути дети встречают разные препятствия, которые они преодолевают, выполняя задания, связанные с развитием речи. В последнем задании находится загадка про героев сказки или зашифровано  название сказки. После отгадывания дети принимают участие в драматизации сказки.

    В процессе этой игры   у детей  происходит активизация речевой  деятельности, развивается умение импровизировать, развивается образное мышление, актерские способности, мимическая активность, умение строить диалог.

    Слайд 11

    4 Игры-викторины с элементами соревнования. Такие игры мы проводили как закрепительный этап изучаемой темы.

    Например: игра –викторина «Космическое путешествие»

    Оборудование – атрибуты к конкурсным заданиям, эмблемы для двух команд, спортивные снаряды (мячи, кегли, тоннели, ракетки), мультимедиа,  фонограмма космической музыки, наградные грамоты и медали.

    Задание для детей – Педагог наводящими вопросами подводит детей к космической теме, вспоминают события, связанные с космосом, имена космонавтов и т.д. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие на двух звездолетах. Дети делятся на две команды,  и начинается увлекательное путешествие, с выполнением разных заданий.  Каждый ребенок должен ощущать себя частью команды (коллектива) и прилагать все свои знания и умения, которые помогут привести команду к победе.  В таких играх – соревнованиях важен момент награждения всех участников игры.

    С помощью этой игры мы закрепили знания о космосе, развивалась речевая активность, пополнялся словарный запас, развивалось коммуникативное общение, умение согласовывать свои действия со сверстниками,  двигательную активность.

    Слайд 12

    5. Игра «Интервью». А вот в эту игру я предлагаю вам поиграть.

    Нам понадобится некоторое оборудование: набор тематических картинок, микрофон, камера.

    Мне нужен желающий.

    Задание: Я предлагаю вам  выбрать себе партнера,  вы сами решаете – кто будет брать интервью, а кто отвечать на вопросы, тему и место дети так же выбирают сами ( это может быть – лес, мастерская, больница, спортивный стадион и т. д.)

    А мы отправимся с вами в зоопарк.

    Эта игра помогает развивать диалогическую речь, умение слушать собеседника, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, развивать партнерские отношения.

    К концу учебного года мной были отмечены следующие положительные результаты:

    У детей повысился уровень коммуникативного общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети лучше шли на контакт, не стеснялись, не боялись дать неправильный ответ, стали более общительными, во время беседы  научились слышать, и слушают друг друга, не перебивая собеседника.

    Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, стали чаше играть в коллективные игры. Сюжетные игры стали более разнообразными, развивать сюжетную линию  у детей не составляло затруднений.

    Дети стали более дружелюбными, научились сами разрешать споры и конфликтные ситуации, не обращаясь за помощью к взрослым. Речевая активность возросла, расширился словарный запас, речь стала более правильной, гибкой, улучшились лексико-грамматические формы речи. Произношение звуков стало более четким и правильным. У детей улучшилась память, воображение, логическое мышление.

    Дети научились правильно и четко излагать свои мысли. Те дети, которые избегали общения со сверстниками и чаще играли по одному стали более открытыми, быстро находя партнеров по игре. У них появилось желание  более открыто рассказывать о своих впечатлениях.

    При  использовании игровых педагогических технологий  в вашей работе с детьми, хочется пожелать вам успехов:

    Слайд13

    • Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
    • Помогайте ребятам придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.
    • Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
    • Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.
    • Старайтесь найти индивидуальный подход к детям разрушителям, сочинителям и детям наблюдателям, активизируйте исполнителей, обеспечивая комфортность в игре каждому.

    Слайд 14

    • Стимулируйте детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
    •   Поощряйте детскую инициативу.
    •  Уделяйте  внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
    • Ориентируйте детей на сотрудничество в совместной игре, регулируйте их поведение на основе творческих игровых замыслов.
    •  Поддерживайте интерес детей к свободной игре - импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвуя вместе с детьми.
    •  Организовывайте с небольшими подгруппами детей (6 - 7 лет) игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

    Слайд 15

    И тогда Вы увидите, что:

    • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
    • В процессе игр они приобретают специальные знания, умения, навыки;
    • У них повышается уровень развития  познавательной активности, творческих способностей;
    • Дети получают удовольствие от игр, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

    Воспитатель не должен забывать, что приходить к детям нужно всегда подготовленным, чтобы провести занятие прежде следует продумать его цель и задачи, учитывая уровень подготовки детей.         И стараться избегать педагогических ошибок в организации игры:

    - не навязывать детям готовых игр – игр по определенному плану;

    - избегать шаблонизации игр, это ведет к стеснению детской инициативы.

            Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

    Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

    Конспект игрового занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: Звездолетчики» В.Бороздин чтение рассказов (Космос)

    Программное содержаниеДать детям первоначальное представление о космонавтах о Ю.А. Гагарине.Ввести в словарь детей слова, связанные с космосом.Развивать умение правильно воспринимать содержание расска...

    «Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...