Главные вкладки

    Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
    учебно-методический материал на тему

    Каминская Ксения Александровна

    Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

    Тема доклада:

    Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                      Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка» Каминская К.А.

    1 слайд.

    Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    2 слайд.

        В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры?

    Ведь театрализованная деятельность это-

    3 Слайд.

    4 слайд.

     Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. 

    Известный всем нам писатель Джанни  Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

    Слайд 5.

      Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

       6 Слайд.

     

     Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

         Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и считать. А самое главное - без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.    

    7 слайд . Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.  Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с  развитием связной, формирования у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.

    8 слайд.

    Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

    - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

    - с раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»).

    - знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

    - воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у детей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

       Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

    Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

    9 слайд. С роботами для мальчиков.

    Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности.

    10 слайд. Куклы для девочек.

    Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

    11 Слайд.

     Театрализованная игра является наиболее распространённым видом детского творчества, которая не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

    Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

    Я вам предлагаю небольшую подборку речевых игр и этюдов.
                     Речевые игры и упражнения.

                                               

    1. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет)

    Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

    Ход: «Едем, едем на тележке,

                Собирать в лесу орешки,

                Скрип, скрип, скрип,

                Скрип, скрип, скрип.

                Листья шуршат - ш-ш-ш,

                Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

                Белка на ветке

                Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок

                Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

                Долго-долго ехали,

                Наконец, приехали!»

     

    2. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет)

    Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

    Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

    С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

    До краёв наполнил большую глубокую лужу

    («бульканье» низкими звуками).

    Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

    И дальше побежал («бульканье»)

    Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

    И букашки (з-з-з)

    Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

    И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

    Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

    Вот и пришла весна!»

     

    1. Скороговорки. Чистоговорки.

    Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

    Ход: «Горячи кирпичи!

              Соскачи-ка с печи,

              Испеки-ка в печи,

              Из муки калачи!»                

    «Тары- бары, растабары,

      У Варвары куры стары!»

            «Сеня вёз воз сена»

    «Палкой Саша шишки сшиб».

            «Орёл на горе, перо на орле».

    «Жужжит над жимолостью жук,

      Зелёный на жуке кожух»

     

    Этюды на выражение основных эмоций.

    1. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

    Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

     

    2. «Битва» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

    Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

     - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван - царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.

     

    Этюды на воспроизведение черт характера.

     

    1. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

    Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

     

    «Прямо в комнатную дверь,

    Проникает хищный зверь!

    У него торчат клыки

    И усы топорщатся-

    У него горят зрачки-

    Испугаться хочется!

     

    Может это львица?

    Может выть волчица?

    Глупый мальчик крикнул:

    - Рысь!!

    Храбрый мальчик крикнул:

    - Брысь!»

     

    2. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

    Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

    Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

    Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

     

    Игры на развитие внимания.

    1. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

    Ход: Водящий:

    Тише, мыши,

    Кот на крыше,

    А котята ещё выше!

    Раз, два, три, четыре, пять,-

    С этих пор пора молчать!

    Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.

     

    Игры на развитие памяти.

    1. «Художник» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать внимание и память.

    Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

     

    2. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).               

    Цель: Развивать наблюдательность и память.

    Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

    Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

     

    Этюды на выразительность жестов.

    1. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

    Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

     

    2. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

     

    Ролевые игры с использованием элементов костюмов,

     реквизита, масок и кукол.

    1. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

    Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

    Игра продолжается.

    2. «Организуем всеобщий театр» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

    Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

    Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

    Самообразовательноая деятельность педагога "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок и художественных произведений"

    Данные материалы являются методическими разработками, которые могут использовать педагоги ДОУ в своей работе с детьми ....

    Использование театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Развивать и совершенствовать речь детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности....