«Мой край родной – частица Родины большой» с использованием методики игровой технологии «Кубика Блума» для детей старшего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски (старшая группа)

 

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается  с  места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет,  что его край родной – это частица большой Родины.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко», пос. Верхнестепной, Степновского муниципального округа Ставропольского края «Мой край родной – частица Родины большой» с использованием методики игровой технологии «Кубика Блума» для детей старшего дошкольного возраста Подготовил воспитатель: Золотоверхова Т.Н. 2025 год

Слайд 2

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” К. Симонов В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Презентация включает в себя информацию, по нравственно-патриотическому воспитания детей дошкольного возраста путём применения методики игровой технологии, разработанной американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". Материал предназначен для детей 6-8 лет, с помощью данного приема «Кубик Блума» детям интересен материал, развивается речевая активность, а также все легко запоминается.

Слайд 3

Цель: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, формирование нравственно-патриотических чувств у детей блоками Б.Блума Знаю Творю Умею

Слайд 4

Педагогические задачи: Воспитывать : патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; отношения к знанию как ценности , понимание значения образования для человека, общества, страны; бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы; уважения к людям ‒ представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; уважительные отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну ). Учить : детей представлениям о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; учить целям и доступным практикам волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке). Развивать: представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним; представления детей о многообразии стран и народов мира; расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы; расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой; интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания. приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.

Слайд 5

Планируемые результаты ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов; ребенок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; ребенок знает название своей страны, ее государственные символы; ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; ребенок имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним.

Слайд 6

Диагностика планируемых результатов проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка); метод изучения продуктов детского творчества; метод наблюдения; метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.; методы математико-статистического анализа полученных данных; методики игровой технологии «Кубик Блума»; методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Слайд 7

Ф.И. ребенка н.г. к.г. 1. Родной город - Название города. - Название реки. - Домашний адрес. - Название профессий родителей. - Название почты, школы, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города - Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии. 2. Родная природа - Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе. - Названия диких животных родного края, их повадки, жилище. - Названия зимующих и перелетных птиц родного края. - Названия лекарственных растений родного края. - Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды. 3. Родная страна - Название нашей страны – Россия. - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других. - Знания символического значения цветов флага и герба. - Знание правил поведения во время звучания гимна. - Знание столицы России – Москва. - Знание имен знаменитых соотечественников. - знание крупных городов и рек России. 4. Родная культура - Знание русских народных сказок. - Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине. - Знание предметов декоративно - прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки). - Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха) 5. Личностный компонент - Отношение к окружающей среде. - Забота о близких. - Проявление дружелюбия. - Умение управлять своими чувствами, договориться. - Умение анализировать свои поступки и поступки других. Уровень знаний Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

Слайд 8

Высокий уровень Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, города Новосибирска, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир Сибири и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень Ребенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Слайд 9

Содержание образовательной деятельности Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия ‒ самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с ФОП ДО – 03 основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Слайд 10

Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке). Расширяет представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, ‒ День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения. Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развивает интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Слайд 11

Условия реализации Технические средства обучения Магнитофон , музыкальный центр, мультимедиапроектор. Наборы аудио и видео-дисков, презентации Мини – центр «Россия – наша Родина» «Мой любимый край» Сменные выставки: «Верхнестепной – Родина моя», « Животный и растительный мир края», «Профессии родителей» - с рассказами и рисунками детей Макеты: « Моя родина - Ставрополье» «Достопримечательности городов Ставрополья» Центр краеведения Красная книга для детей « Животный и растительный мир Ставропольского края» Художественная литература (сказки, рассказы, легенды) Изделия народных промыслов « Игры родного края »

Слайд 12

Примерное содержание предметно-развивающей среды при ознакомлении дошкольников с родным краем Карта России Карта Ставропольского края Глобус Альбом «Мой край» Альбом «Животные Ставропольского края» Альбом «Растения Ставропольского края» Гербарий растений, природный материал Книги поэтов и писателей края детской тематики Альбом «Мой родной поселок - Верхнестепной» Картотека дидактических и подвижных игр Атрибуты для подвижных игр Материалы для творческой и исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин, краски, нитки, ткань, леска и др.) Художественная литература (сказки, рассказы, легенды)

Слайд 13

Методика использования «Кубика Блума» Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Данное пособие состоит из 6 кубиков и круг вопросов, затрагиваемые нравственно – патриотической направленности, а именно: Моя Россия! Мой дом Мой город Моя малая Родина Мой край Культура моего народа Ребёнок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить. Грань 1 «Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. 1. Назови символы г. Ставрополь 2. Назови ФИО президента России 3. Назови гос. Символику Ставропольского края 4. Назови улицы своего села 5. Назови животных твоего края 6. Назови национальные праздники своего народа

Слайд 14

Грань 2 «Почему». Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. 1. Почему ты любишь свою Родину 2. Почему так говорят: «Если дружба велика, будет Родина крепка» 3. Почему у каждой нации свой костюм 4. Почему улица твоего села носит такое название 5. Почему люди сажают деревья 6. Почему важно соблюдать национальные традиции Грань 3 «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. 1. Объясни значение герба г. Ставрополь 2. Объясни значение полос на флаге России 3. Объясни, для чего стране нужен герб, гимн и флаг 4. Объясни название твоего села 5. Объясни, почему птицы твоего края улетают на юг 6. Объясни стиль и символику народного орнамента Грань 4 «Предложи». Умение применить полученные знания на практике. Ребёнок может предложить свои идеи и объяснить, решить какие-либо ситуации. 1. Предложи национальную игру 2. Предложи, как можно назвать ласково назвать свою страну 3.Предложи, как человек использует нефть 4.Предложи свое название для улицы села 5. Предложи вариант по сохранению окружающей среды 6. Предложи игру твоей нации

Слайд 15

Грань 5 «Придумай» — активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. 1. Придумай, что может стать символом г. Ставрополь 2. Придумай рифмовку к слову «Матрешка» 3. Придумай и продолжи фразу «Россия моя…» 4. Придумай родственные слова к слову «Родина» 5. Придумай, как ты ласково называешь маму 6. Придумай свою сказку Грань 6 «Поделись» — развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребёнку возможность выразить своё личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, эмоциях, которые вызваны заданной темой. 1. Поделись, какие достопримечательности есть в г.Ставрополь 2. Поделись, какая наша страна 3. Поделись, какие города Ставропольского края ты знаешь 4. Поделись, какие народы живут в твоем селе 5. Поделись, как ты помогаешь семье 6. Предложи национальную игру

Слайд 16

Вывод Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития дете...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...