Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы.
консультация по обж (старшая группа)

Сысоева Марина Юрьевна

Необходимость и использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Сысоева М.Ю., воспитатель

                                             ГБДОУ детский сад №79 комбинированного вида Приморского района

                                                                                                                                        Санкт-Петербурга

                        Использование метода проектов при изучении правил

                             дорожного движения с детьми старшей     группы.

    Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками, выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.  Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей.Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике.

Педагогическим коллективом, было принято решение - организовать системный подход по обучению дошкольников правилам дорожного движения, применяя проектную деятельность. Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности с ФГОС, требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которыми руководствуется современный детский сад.

 Цель нашей работы - сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Учитывая, возрастные особенности старших дошкольников, уровень их подготовленности, были сформулированы задачи по обучению детей с правилами дорожного движения.

Старшая возрастная группа:

1. Знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

2.Систематизировать знания о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

3.Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по проезжей части.

4.Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.

Исходя, из цели и поставленных задач были сформированы пути их реализации:

а)Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице

б) Пополнение предметно-развивающей среды по ПДД

в) получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице реализуется через интеграцию образовательных областей.

ФГОС предусматривает ведущую образовательную область:

- «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Её решение осуществляется в других образовательных областях: 
- «Познавательное развитие» - ознакомление детей с понятием «улица», ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина, тротуар), односторонним и двусторонним движением. С видами пешеходных переходов и дорожными знаками, а также перекрестком и правилами его перехода. С видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт). 
- «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, песен, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме). 
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности. 
- «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации). Накопление и обогащение двигательного опыта у детей, формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В работе с детьми мы используем следующие методы и приемы:
1. Словесный: 
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);

- беседа ( проводятся беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Жизнь без светофора» и др.);

- чтение художественных произведений ;

- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: 
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов («Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога»и др.); 
- работа с иллюстрациями по теме; 
- наблюдение (за транспортом, за поведением людей на дорогах); 

3. Практический:

- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта и др.); 
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад» и др.) 

Для поддержания интереса у воспитанников темы безопасного поведения на дороге,для закрепления знаний воспитатели проводят :

- Досуги, праздники, развлечения; 

- Мероприятия с участием инспектора ГИБДД.

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаем элементы здоровьесберегающих технологий: сказкотерапия, игротерапия, физкультминутки.

Следующий путь, который мы выбрали для реализации поставленной цели и задач, это организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды ( представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий);
- трансформируемость ( игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую и др.);
- полифункциональность ( при использовании данных пособий закрепляются полученные знания, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие).
- вариативность ( проигрываются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение).
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
 

С целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения, провели анкетирование семей воспитанников. Получили следующий результат: почти 70% опрошенных родителей (законных представителей) не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Поэтому работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Важно донести информацию как до детей, так и до их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка- соблюдать правила дорожного движения. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

С этой целью:

-для родителей оформили тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;

-на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

-разработали материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

-провели родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием инспекторов ГИБДД ;

-привлекали родителей для участия в проектной деятельности.

В ходе внедрения метода проектирования в деятельность нашего детского сада нами были реализованы проекты: «Маленький пешеход в городе», «Светофор – наш верный друг», «Дорога и дети», «Мои друзья - дорожные знаки».

Проведенная работа по обучению детей правилам дорожного движения оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Технология проектирования делает детей активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. Если дошкольник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Большую роль в реализации проекта играет выбор темы.

Использованный в ходе работы метод проектирования, систематическая работа с детьми, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Сформировали соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.

Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельным.

Считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходимо продолжить дальнейшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 Литература:

- Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, 2013г.;

- Правила дорожного движения: обучение дошкольников Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. 2011г;

- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения 2012г.;

- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, Москва 2014г.;Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, Москва 2014г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический образовательный проект по изучению правил дорожного движения. Тема: «Детям знать положено правила дорожные!»

Описание детско-родительского проекта  по изучению правил дорожного движения для детей дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность "Знай и соблюдай правила дорожного движения" с детьми старшей группы

Закрепляются знания детей о правилах доожного движения через игры, беседы и просмотр презентации по ПДД....

Конспект занятия по изучению правил дорожного движения с детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект занятия по изучению правил дорожного движенияс детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...

Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"

Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....

Использование метода проекта при изучении правил дорожного движения с детьми подготовительной группы

Материал для консультации  родителей. О проектной деятельности по ПДД...