«АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
консультация по обж (подготовительная группа)

Корочкина Валерия Сергеевна

Как сформировать  безопасное поведение на улицах города при подготовке детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korochkina_v.s_podgotovka_k_shkole.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

КОРОЧКИНА В. С.

     Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями. Между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

     Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?

     От того, насколько ребенок овладеет азбукой улиц и дорог, станет самостоятельным и организованным пешеходом, научится заботиться о своем здоровье, адекватно реагировать на возможную опасность на дороге, зависит не только его дальнейшая судьба, но и жизнь.

     Дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. Ребенок до семи лет ориентирован на познание, как предметного мира, так и мира человеческих отношений и взаимосвязей, что позволяет накопить значительный багаж знаний, усвоить определенные нормы, требования, осознать приобретенный опыт, свою роль и значимость в мире, постичь его позитивные и опасные стороны.

     Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

     Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности

     Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

     Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, он находится более защищенным на улицах города, в силу того что он приходит в сад с родителями и они же его приводят домой. Когда ребенок пойдет в школу, возможно родители смогут его отвести его в школу, но забрать из школы и довести ребенка до дома многие родители не смогут, в связи с тем, что родители в это время находятся на работе.

     Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях и в подготовке ребенка к его первым самостоятельным шагам в городе уже будучи школьником.

     Опираясь на классификацию В. Н. Мошкина, выделим в структуре содержания воспитания культуры безопасности такие компоненты:

  • воспитание мотивации к безопасности;
  • формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
  • формирование компетенций безопасного поведения.

     Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей!

Одно из условий безопасности движения – знание и четкое выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог.

     Особенно часто попадают в беду дети. Главная задача родителей объяснять детям элементарные правила движения, соблюдать самим и требовать соблюдения данных правил от своих детей.

     Дело в том, что многие школьники часто забывают, как переходить регулируемый и не регулируемый перекресток, какие правила дорожного движения существуют для велосипедистов, катающихся на роликах и т.д. некоторые ребята нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности, недисциплинированности.  Дети, проявляя недисциплинированность, нарушая правила дорожного движения, не только рискуют собой, но и подвергают опасности жизнь других пешеходов, водителей автомобилей и пассажиров.

      Ребенка необходимо обучать не только основам письма, чтения, счета, иностранного языка – предметам которые, безусловно, пригодятся ему впоследствии, но и умению ориентироваться в этом мире, иметь реальное о нем  представление, знать о его потенциальных опасностях.

     Обстановка на улицах с каждым годом становится все сложнее, особенно велико движение в  часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы и учебы. В эти часы пик пешеходы и водители должны быть очень внимательны.

    Согласно статистике, дорожно-транспортные происшествия – самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП – самые тяжелые. По данным врачей, каждый пятый ребенок, пострадавший в дорожно–транспортном происшествии, становится впоследствии пациентом психоневрологического диспансера, так как при столкновении автомобиля с ребенком страдает, в первую очередь, еще не сформировавшийся головной мозг последнего, а полученные переломы не проходят бесследно, а сказываются в дальнейшем на здоровье выросшего дитя. Поэтому проблеме обучения детей правилам дорожного движения всегда уделялось большое  и особое внимание, но сегодня этот вопрос тал актуальным как никогда. Причина этого - не только в стремительном росте автомобилизации, но и в том, к сожалению, как водители, так и пешеходы в этой изменившейся дорожной ситуации очень часто пренебрегают соблюдением правил, что приводит к катастрофическим последствиям.

     Поэтому, при обучении детей  безопасному поведению на дороге, не стоит приуменьшать роль родительского примера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста во всем копируют поведение своих родителей, как главных взрослых их жизни, часто даже не осознавая этого. В этом возрасте никакое обучение не будет эффективным, если мама переходит улицу на красный свет. Поэтому родители сами должны быть образцом безопасного поведения на улице.

Следует выделить пять ступеней обучения детей безопасному

поведению на дороге: это защита, подготовка, тренировка,

побуждение и упреждение.

  1. Если мы обучаем детей безопасному поведению на улицах и дорогах, то защита состоит в том, что родители переводят ребенка за руку сами, пока он слишком мал, чтобы сделать это самостоятельно.
  2.  Прием  подготовки состоит в том, что родители объясняют ребенку основные правила перехода улицы.

     Основные правила перехода улицы заключаются в том, что

  • нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора, независимо от того, идут машины или нет;
  • переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора при условии, если машины слева и справа остановились;
  • желтый свет – сигнал внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора, для пешеходов он так же как и красный является запрещающим;
  • на дорогу с тротуара можно только сойти, а не выбежать;
  • переходить улицу можно только шагом по прямой ни в коем случае не наискосок, только в местах, предназначенных для перехода;
  • опасно выходить на улицу из-за препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;
  • на улице любой вид транспорта может скрывать, движущийся с большой скоростью, поэтому нельзя переходить дорогу в ситуации закрытого обзора;
  • без родителей улицу лучше переходить в группе пешеходов.
  1. Прием тренировки состоит в практическом закреплении этих правил, когда ребенок переходит улицу с кем то из старших, обсуждении происходящих дорожных ситуаций, поиск наиболее безопасных путей перехода улицы.

     Сюда же входит разработка безопасного маршрута «Дом – школа», когда родители проходят вместе с ребенком путь из дома до школы, которую он посещает. При этом из всех возможных маршрутов выбирается самый безопасный для ребенка.

  1. Этап побуждения, а именно постоянное напоминание ребенку о том, что он должен следовать правилам перехода улицы, спустя определенное время это можно делать реже.
  2. Этап упреждения – разбор экстраординарных дорожных ситуаций: улиц с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, обсуждение экстремальных дорожных ситуаций. На этом этапе родители должны все время задавать ребенку вопросы: «Что будет если..?» обсуждение и анализ ситуаций, которые могут случиться, развивают у ребенка воображение, аналитическое мышление. Все это в целом способствует формированию у него элементов культуры безопасности, т.е. появлению умения оценивать обстановку, потенциальную опасность и представлений о том, что нужно делать при возникновении опасных ситуаций на дороге.

      В целях безопасности детей на дорогах рекомендуем обеспечить своих детей светоотражающими элементами: значки, ленты, жилеты, браслеты.

. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
    Да - (16%), нет – (84%)
  2. Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить.
  3. 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
  4. Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
  5. Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают как и где правильно переходить дорогу.
  6. 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
  7. Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей.
  8. На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 48% ответили –“всегда”, “часто”-45% респондентов, 8%-“иногда”.
  9. Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
  10. Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают:
  1. Ребенок и незнакомые люди-81%
  2. Ребенок дома-65%
  3. Ребенок и природа -60%
  4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%
  5. Ребенок и дорога – 80 %
  6. Ребенок и огонь 66%
  7. Ребенок и животные 61%
  1. 93% родителей готовы принимать участие в обсуждении тем и проведении различных мероприятий на закрепление навыков безопасного поведения, 7 % опрошенных предпочли оставаться безучастными.

Литература

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с.

2. 3. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999.

5. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А. Основы безопасности жизнедетельности. / А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.

6. Хромцова,Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. / Т.Г.Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Рекомендации "Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах

Обучение детей правилам дорожного движения

Выступление на общешкольном родительском собрании 4 сентября 2013 года

организатора ОБЖ Завьяловой Маргариты Александровны.

                                                                                                                                                                                   

Обстановка на улицах с каждым годом  становится всё сложнее, особенно велико движение в часы « пик»: утром,  когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы и учёбы. В эти часы пешеходы и водители должны быть очень внимательны.

Одно из условий безопасности движения – знание и чёткое выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог. Статистика подтверждает, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине:

- пешеходов;

- водителей транспортного средства (72 процента).

Особенно часто попадают в беду дети. Ваша главная задача как родителей- объяснять детям элементарные правила движения, соблюдать самим и требовать соблюдения данных правил от своих детей.

Дело в том, что многие школьники часто забывают, как переходить регулируемый и нерегулируемый перекрёсток, какие правила дорожного движения  существуют для велосипедистов и т. д. Некоторые ребята нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности, недисциплинированности. Ваши дети, проявляя недисциплинированность, нарушая правила дорожного движения, не только рискуют собой, но и подвергают опасности жизнь других пешеходов, водителей автомобилей и пассажиров.

По нашему мнению, ребёнка необходимо обучать не только основам письма, чтения, счёта, иностранного языка – предметам которые, безусловно, пригодятся ему впоследствии, но и умению ориентироваться в этом мире, иметь реальное о нём представление, знать о его потенциальных опасностях.

Пожалуй, наиболее опасными ситуациями для ребёнка являются ситуации, связанные с улицей, с дорогой и с транспортом в целом.

Согласно статистике, дорожно-транспортные происшествия – самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП – самые тяжёлые. По данным врачей, каждый пятый ребёнок, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, становится впоследствии пациентом психоневрологического диспансера, т. к. при столкновении автомобиля с ребёнком страдает, в первую очередь, ещё не сформировавшийся головной мозг последнего, а полученные переломы не проходят бесследно, а сказываются в дальнейшем на здоровье выросшего дитя. Поэтому проблеме обучения детей правилам дорожного движения всегда уделялась особое внимание, но сегодня этот вопрос стал актуальным как никогда. Причина этого – не только в стремительном росте автомобилизации, но  и в том, что, к сожалению, как водители, так и пешеходы в этой изменившейся дорожной ситуации очень часто пренебрегают соблюдением правил, что приводит к катастрофическим последствиям.

Поэтому, при обучении детей безопасному поведению на дороге, не стоит преуменьшать роль родительского примера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста во всём копируют поведение своих родителей, как главных взрослых их жизни, часто даже не осознавая этого. В этом возрасте никакое обучение не будет эффективным, если мама переходит улицу на красный свет. Поэтому родители сами должны быть образцом безопасного поведения на улице.

Следует выделить пять ступеней обучения детей безопасному поведению на дороге:  это защита, подготовка, тренировка, побуждение и упреждение.

Если мы обучаем детей безопасному поведению на улицах и дорогах, то защита состоит в том, что родители переводят ребёнка за руку сами, пока он слишком мал, чтобы сделать это самостоятельно.

Приём подготовки состоит в том, что родители объясняют ребёнку основные правила перехода улицы.

 

Основные правила перехода улицы заключаются в том, что

- нельзя переходить улицу на красный свет, независимо от того, идут  или нет машины;

- переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора при условии,  если машины слева и справа остановились;

=жёлтый свет – сигнал внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора, для пешехода он так же, как и красный, является запрещающим;

= на дорогу с тротуара можно только сойти, а не выбежать,

- переходить улицу можно только шагом по прямой, ни в коем случае не наискосок, только в местах, предназначенных для перехода;

=опасно выходить на улицу из-за препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;

= на улице любой вид транспорта может скрывать, движущийся с большой скоростью, поэтому нельзя переходить дорогу в ситуации закрытого обзора;

= без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов.

Приём тренировки состоит в практическом закреплении этих правил, когда ребёнок переходит улицу с кем-то из старших, обсуждении происходящих дорожных ситуаций, поиск наиболее безопасных путей перехода улицы.

Сюда же входит разработка  безопасного маршрута « Дом – школа», когда родители проходят вместе с ребёнком путь из дома до школы,  которую он посещает. При этом из всех возможных маршрутов выбирается самый безопасный для ребёнка.

Этап побуждения, а именно6 постоянное напоминание ребёнку о том, что он должен следовать правилам перехода улицы, спустя определённое время это можно делать реже.

Этап упреждения _ разбор экстраординарных дорожных ситуаций: улиц с оживлённым движением или специфическим сигналами светофора, обсуждение экстремальных дорожных ситуаций. На этом этапе родители должны всё время задавать ребёнку вопросы: « Что будет, если?». Обсуждение и анализ ситуаций, которые могут случиться, развивают у ребёнка воображение, аналитическое мышление. Всё это в целом способствует формированию у него элементов культуры безопасности, т.е. появлению умения оценивать обстановку, потенциальную опасность и представлений о том, что нужно делать при возникновении экстремальных ситуаций на дороге.

В целях безопасности детей на дорогах рекомендуем обеспечить своих детей светоотражающими элементами: значки, ленты, жилеты, браслеты.

Надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам уважаемые родители привить  детям навыки безопасного поведения на дороге.                                           

. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
    Да - (16%), нет – (84%)
  2. Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить.
  3. 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
  4. Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
  5. Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают как и где правильно переходить дорогу.
  6. 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
  7. Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей.
  8. На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 48% ответили –“всегда”, “часто”-45% респондентов, 8%-“иногда”.
  9. Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
  10. Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают:
  1. Ребенок и незнакомые люди-81%
  2. Ребенок дома-65%
  3. Ребенок и природа -60%
  4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%
  5. Ребенок и дорога – 80 %
  6. Ребенок и огонь 66%
  7. Ребенок и животные 61%
  1. 93% родителей готовы принимать участие в обсуждении тем и проведении различных мероприятий на закрепление навыков безопасного поведения, 7 % опрошенных предпочли оставаться безучастными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения

Проект реализации по теме: "Правила дорожного движения" указаны этапы,участники,основные направления работы с детьми,принцип реализации,модель,ресурсное обеспечение,ожидаемые результаты....

Проект « Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города».

Цель проекта: Формировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде....

Обобщение опыта работы по проблеме: «Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».

Дети являются будущим любого общества, но остаются наиболее уязвимой социальной группой. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспо...

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города посредством познавательной деятельности»

       Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое...

Актуальность обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.

Этот материалл предоставлен вашему вниманию как консультация для родителей о правильном и безопасном поведении на улицах города. Эта тема очень актуальна в наше время. Только совместными усилиями роди...