Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
материал по обж (старшая группа)

Дмитриева Валентина Николаевна

В данной публикации раскрывается работа кружка по ОБЖ "Школа безопасности ", где содержится информация, как сформировать  у детей навыки разумного, адекватного поведения, научить вести себя в опасных ситуациях, способствовать становлению  основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности детей

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить

Здоровье нужно сохранить.

А как?

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных учреждениях. Дошкольный возраст-это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Для того чтобы дети моей группы получали достаточно информации и навыков в этом направлении я веду кружок по ОБЖ «Школа безопасности».

Цель моей работы: сформировать у детей навыки разумного, адекватного поведения, научить вести себя в опасных ситуациях, способствовать становлению  основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи:

- формирование поведения на основе определенных правил, взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей;

- воспитание доброжелательности, умении видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием взрослых;

- соблюдение правил поведения со взрослыми и сверстниками, правил поведения в природе, общественных местах (на улице, транспорте) правил дорожного движения, способов обращения к незнакомым людям, технике безопасности в обращении с огнем, электроприборами.

Необходимым условием для накопления опыта безопасного поведения являются: мотивация детей, методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны членов семьи, совпадение позиций и единства требований в семье и детском саду, тесное сотрудничество педагога и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения. Привитие детям навыков защиты и самозащиты, в ситуациях, опасных для их здоровья и жизни.

Безопасности  формула есть:

«Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности-все избежать,

А где надо - на помощь позвать!»

Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.  Ознакомившись с необходимой литературой, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира.

Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков:

«Ребенок на дороге», «Огонь-друг, огонь-враг!», «Здоровый ребенок», «Ребенок дома», «Ребенок и природа».

В процессе работы я знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций,  чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, проводили тренировочные занятия по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Уголок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей.  Проводила беседы«Огонь друг или враг?»«Острые, колючие!»«Запомните детки, таблетки - не конфетки!»«Электроприборы в быту». Старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На НОД «Один дома» – «Опасно!» изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03.  А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Заканчивалась инсценировка поучительным для детей советом:

«Простодушный Колобок

Прыг Лисе на язычок.

Глупый! Разве ж это дело?!

А Лисица-гам- и съела.

Чтобы Лисам хитрым, злым

Не попасться в сети

В лес ходить нельзя одним

Дорогие дети!»

Также смотрели с детьми постановку сказки «Заюшкина избушка» кукольного театра.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого.

Очень важная роль в этой работе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни, а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному разделу совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Таким образом, у детей по средствам  бесед «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», через дидактические игры «Угадай вид спорта по показу»,

театрализованные, сюжетно — ролевые игры «Поликлиника» (на приёме у врача, сформировались определённые знания, умения, навыки.

Очень много опасностей могут ожидать детей на дорогах.

Правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие, прогулки, экскурсии, подвижные игры, дидактические игры. Наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания и умения по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются беседы, игры«Покажи, что назову»«Красный, желтый, зеленый»«Найди ошибку».

Рассматривание плакатов о правилах дорожного движения. Участие детей в районном конкурсе «Зеленый огонек».

Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.

 В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях. Уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя используя  дидактическую игру «Съедобные — несъедобные ягоды». В ходе игр «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр.

На  занятиях  воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Проводя беседу«Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

Раздел«Работа с родителями» работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах знакомились с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что взрослый для ребёнка всегда пример. Проделанная работа дала положительный результат.

Результативность опыта.

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.

Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть более безопасным и счастливым.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...