Конспект занятия «Основы безопасности»
план-конспект занятия по обж

Николаева Наталья Владимировна

Конспект занятия «Основы безопасности» для детей старшего дошкольного возраста. Помощь в воспитании   у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_osnovy_bezopasnosti.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Основы безопасности»

Цель занятия: Воспитание у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи:

  • Научить давать элементарные сведения о себе -  имя, отчество, фамилия, адрес, сведения о родителях.
  • Учить соблюдать правила ПДД
  • Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

Материалы и оборудование: иллюстрации «Ребенок потерялся в толпе», «Первоклассники у перехода», «Опасность на тротуаре» (открытый люк, ничем не огороженный»), «Оборванный провод»,  «Кожура банана на дороге и старушка», «Красивая улица».  Предметные картинки: светофор, схема перекрестка, фуражка полицейского, горящая конфорка, спички, утюг, торшер с электрошнуром, нож, стеклянная банка, кипящий чайник, открытое окно, балкон.

Ход занятия:

Педагог: Послушайте, какое стихотворение написала для вас поэт Ирина Токмакова.

                                            Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Ребята, скажите, почему нельзя съезжать по перилам?

Дети: Можно упасть, порвать одежду.

Педагог: Вы, разумеется, правы. По перилам съезжать небезопасно. Вот мы и поговорим сегодня на тему о безопасности. Вы готовы мне помогать? Посмотрите. (Показывает иллюстрацию «Ребенок потерялся в толпе») Что произошло? Вспомните, какие сказки, в которых герой потерялся, вы знаете. В жизни тоже может произойти ситуация, когда теряется ребенок.  В этом случае главное – помнить, что взрослые обязательно придут на помощь, если правильно рассказать, что произошло.

Случалась ли с вами такая ситуация, когда вы потерялись или заблудились? Что при  этом чувствовали? Как выходили из положения? Что делали?

Подумайте и ответьте на вопросы.

- Для чего нужно знать свой адрес и телефон? А вы сможете объяснить, как выглядит ваш дом, в каком подъезде, на каком этаже находится квартира. Постарайтесь вспомнить, какие магазины, или что-то памятное расположено рядом, как называется ближайшая остановка. Что может еще помочь правильно найти дом?

- Почему лучше обращаться к человеку в форме: продавцу, полицейскому, военному, а не к случайному прохожему?

Если вы потерялись в магазине, где вы с мамой делали покупки, то нужно уметь рассказать, как выглядит мама.

Задание

Нарисуйте портрет своей мамы. Расскажите, как выглядит мама (цвет волос, прическа, глаза, губы и т.д.). Это поможет правильно описать маму взрослому, к которому вы обратились за помощью и отыскать ее.

Правила безопасного поведения, если вдруг потерялись

  • Не плачь, не убегай. Мама тебя найдет.
  • Остановись, посмотри по сторонам. Может быть, ты увидишь того, кого ищешь.
  • Осмотрись и подумай, к кому безопасно обратиться за помощью.
  • Запомни свою фамилию, выучи наизусть адрес и телефон.

Сейчас проверим, как вы усвоили то, что я рассказала. (Проигрывание ситуации) Как вы будете искать свой дом, если потерялись на улице? Вспомните и расскажите, что находится с вашим домом. А что на этой иллюстрации? (Первоклассник(ца) у светофора.) Что сложного при переходе? (Показывает, как машины делают поворот при зеленом свете светофора.)

Как обходят трамвай? Как обходят автобус? Где таится опасность, когда вы обходите стоящий транспорт? (Проигрывание ситуации.) Почему зимой городские улицы опаснее для перехода? (Потому что они могут обледенеть.)

Опасность двойная: пешеход может поскользнуться, и водитель может не справится с управлением машины или автобуса, если очень скользко.

Посмотрите на картинку. Что это? (Люк.) Чем опасны люки? Кто видел открытый люк? Что под землей? (Лестница, трубы.) Если даже упавший в люк не потерял сознания, выбраться оттуда самостоятельно со сломанной рукой или ногой почти невозможно. Как избежать этой опасности? (Не вставать на люк.) А если туда упал любимый щенок или котенок? (Звать на помощь взрослых.)

Кошки и собаки чаще всего не разбиваются и не ломают лапы, их надо просто вытащить.

Если пешеходов на тротуаре немного, вы можете идти, где хочется (показывает по схеме). Если людей очень много, какое есть правило? (Идти по правой стороне.)

Какой стороны придерживаются машины? Почему же, если есть правила, так много детей попадают под транспорт? Посмотрите на эту картинку. Что это? (Оборванный провод.) Что делает мальчик? (Наклонился к нему.) Что может произойти?

А вот здесь, если не подумать, нарисована безобидная картинка (кожура банана, вдали идет старушка). А если вдуматься? Что можно увидеть на улице, когда люди едят фрукты, сладости.

Вы знаете такие случаи, когда человек упал, поскользнувшись? Если мы не подумаем о других людях, а они о нас, что может получиться в итоге? (Улица может стать опасной для пешехода.)

Посмотрите, это красивая улица нашего города. Если мы будем помнить о том, как правильно по этой улице ходить, ездить, гулять, она будет нам другом.

Теперь попытаемся вспомнить, какие опасности нас подстерегают  нас дома!  

Самое опасное в домашней обстановке – это газовая плита, колонка, спички, вода, невыключенные электроприборы. А какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?

Дети: не играть с огнем, выключать электроприборы

Педагог: Правильно, но  если вдруг в доме что-то загорелось – нужно немедленно уйти или выбежать из дома или квартиры, громко кричать «Пожар!», рассказать об этом взрослым, звонить родителям, в пожарную службу 01, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире(доме) много дыма – нужно низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем;

Если загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.

Запомните стихотворение:

Сам не справишься с пожаром,

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело!

                                            (Л.Зильберг)

Ребята, а как вы понимаете знак «Опасность»? Нарисуйте восклицательный знак около тех предметов, которые, на ваш взгляд, могут быть опасны.

На предложенной картинке изображены не только пожароопасные предметы: спички, утюг, горящая конфорка. Можно зацепиться за электрошнур, пораниться ножом, уронить стеклянную банку… А отметят ли дети знаком опасности кипящий чайник, открытое окно, балкон?

Почему вы нарисовали знак опасности около пожароопасных предметов? Около кипящего чайника, банки? (можно ошпариться, обжечься горячей водой, паром) Бывали ли такие случаи с вами или с кем-нибудь из родных?

А чем опасно открытое окно? А дома родители разрешают самим открывать окна и выглядывать из них? Назовите опасные предметы в доме, которыми вам пока пользоваться нельзя, для этого нужно еще подрасти (спички, зажигалки, утюг), и назовите предметы, которыми следует пользоваться осторожно (иголки, ножницы, вилки, ножи).

Ребята, если вы всегда будьте внимательными и осторожными  дома, на улице, в общественных местах, с вами никогда не случится ничего плохого! Все беды случаются от шалостей и безответственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Конспект занятия "Основы безопасности и ПДД"; Тема: “Машины едут по городу” I младшей группы

Конспект занятия "Основы безопасности и ПДД"; Тема: “Машины едут по городу” I младшей группы...

Конспект занятия « Основы безопасности: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице»

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения....

Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в I младшей группе «Ладушки».

Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности»...

Конспект занятия “Основы безопасной жизнедеятельности детей”

Активизация умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать; закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе; формировать умение оказыва...

Конспект занятия «Основы безопасности жизнедеятельности» старший дошкольный возраст.

Формировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту....