Конспект занятия « Основы безопасности: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Николаева Наталья Владимировна

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Основы безопасности:

 контакты с незнакомыми людьми дома и на улице»

Цель занятия: Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения.

Задачи:

  • Уметь различать человека с добрыми намерениями от опасного незнакомца.
  • Учить детей быть ответственными за свое поведение в различных неожиданных ситуациях при общении с незнакомыми людьми, вести себя правильно, не бояться, действовать уверенно и активно.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам «Красная шапочка», «Снежная королева», «Золушка», «Буратино», «Серая шейка», «Гуси-лебеди», «Петушок – золотой гребешок», «Жихарка», «Аленький цветочек», «Три поросенка» (волк переодетый овечкой)

Ход занятия:

Педагог: Немало пословиц и поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие.

Люди с благодарностью помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела, и рассказывают об этих людях детям и внукам. Потому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доброе дело два века живет». Есть и такая поговорка: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они сопереживают другим людям. Принимая близко к сердцу их болезни и горести, стремятся помочь, чем могут.

А вот злой человек – жадный, завистливый, жестокий, коварный. Он умеет только брать, не способен поделиться душевной теплотой, пожалеть, помочь.

Есть пословицы и о злых людях, но их меньше, чем о добрых. О злом человеке говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости». Так говорится потому, что злые люди завистливы, чужое счастье, удача, успех вызывают у них зависть, а добрый человек умеет порадоваться за других.

«Злой человек, как уголек, - если не жжет, то чернит». В чем смысл этой пословицы? В том, что злому человеку неприятно, когда хвалят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое. Ведь и остывший уголек рук не обожжет, но сделать их грязными, черными может.

Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации к известным сказкам. Узнаете персонажей, из каких они сказок? Вспомните названия этих сказок.

Назовите мне сказочных героев:

  • с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых);
  • с непривлекательной внешностью (злых, неопрятно одетых, некрасивых);
  • добрых (с хорошими намерениями, поступками);
  • злых, опасных (с недобрыми намерениями, поступками)

Какое право главных героев пытались нарушить злые персонажи этих сказок. (Право на жизнь)

Все дети имеют право на жизнь без насилия. Как вы понимаете это право? (ответы детей.) Где записано это право?

Право на жизнь без насилия записано в Конвенции о правах ребенка. Значит, все люди, которые нарушают право ребенка на жизнь без насилия, нарушают закон и должны нести за это наказание.

В сказках злые герои всегда получают по заслугам. А как вы думаете, внешность каких героев соответствует их намерениям, как узнать какие герои злые, а какие добрые?  

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Кого можно не бояться? Опишите внешность.

Ребята, может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? А человек с открытой дружелюбной улыбкой?

Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?

Были ли в жизни у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказывался злым?  Ребята, почему незнакомый взрослый человек может быть опасен? Как выглядит опасный человек?

Незнакомому человеку не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.

Помните, что за сказка -

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кто же были эти

Маленькие дети? (семеро козлят)

Вспомнили, как называется сказка? («Волк и семеро козлят») Расскажите, на какие хитрости пошел волк, чтобы обмануть козлят. Объясните,  почему волка можно назвать «злоумышленником», а козлят – «доверчивыми».

К сожалению, есть люди которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например в форму полицейского. Их тоже можно назвать «злоумышленниками». Вы, конечно, понимаете, как опасно впустить в дом такого человека. Как нужно поступить, что сказать, если в дом постучались, когда взрослых нет дома и вы остались одни?

Что вы ответите, если:

  • слесарь пришел ремонтировать кран
  • почтальон принес срочную телеграмму
  • полицейский пришел проверить сигнализацию
  • гость приехал из другого города
  • женщина просит вызвать по телефону «Скорую помощь»

Запомните! Если  вы дома одни, в тревожной ситуации, вы можете позвонить родителям, в полицию, в «Скорую помощь» или близким людям. Но никогда  не открывайте дверь чужому человеку, даже если  он будет очень настойчиво проситься и упрашивать вас.  

  • не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком
  • если вступил в разговор, то не говорить, что ты дома один. Надо сказать, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, -попроси незнакомца уйти и не мешать.
  • нельзя незнакомцу называть номера телефонов родителей, их имена.

А теперь отгадайте другую сказку -

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Играя во дворе, вы часто видите, как к дому подъезжают разные машины. Что бы вы ответили незнакомому человеку, если

  • взрослый уговаривает вас пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, котенка или щенка, представляясь знакомым родителей и сообщая, что действует по их просьбе.
  • взрослый открывает дверцу машины и приглашает вас покататься вместе с ним.
  • взрослый угощает вкусной конфетой, мороженым, жвачкой.

 Нельзя доверять посторонним людям и лучше не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы, но если вас насильно пытаются увести или посадить в машину, не теряйтесь, зовите на помощь, вырывайтесь, громко кричите: «Помогите! Дядя чужой!» (можно повторить эти слова хором или поочередно). Таким образом вы обратите внимание на себя прохожих и вас спасут.

Ребята, запомните, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например разлучить с близкими, испугать. Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину.

Сюжетный тренинг

Предложить детям воображаемую ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают «чужого человека» и «ребенка», которого похищают и куда-то насильно тащат или хотят посадить в машину. Важно, чтобы в роли «похищенного» побывал каждый ребенок.

Ребенок должен громко кричать: «Помогите! Дядя чужой!» Закончить ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

На заметку педагогу

Не следует этот тренинг превращать в веселую игру – пусть дети отнесутся к нему со всей серьезностью. Проводя тренинг, обратить особое внимание на застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Цель педагога – научить ребенка такому поведению, чтобы окружающим было понятно: совершается насилие. Тогда люди не спутают это с обычными криками и плачем капризного ребенка на руках у папы.

Педагог:  Сегодня мы с вами обсудили, что никто не имеет права покушаться на нашу жизнь и здоровье. И в детском саду нельзя бить друг друга, даже если вы сильно рассердились. Лучше попробовать мирно договориться.  Не забывайте, что все дети имеют право на жизнь без насилия.

Дидактическая игра «Спасительные номера»

Карточки поделенные на две части, в одной части тематические картинки (мама, папа, бабушка, пожар, полиция, скорая помощь), а вторая часть пустая – в ней нужно написать соответствующий номер телефона.

Задание

Раскрасьте изображения «неоднозначных» героев.

(Обратите внимание на то, какие цвета используют дети при раскрашивании черно-белых иллюстраций. Кто из них подчеркивает непривлекательную внешность добрых героев (Золушка и Чудище с аленьким цветочком), используя темный или блеклый цвета, а кто постарался их украсить с помощью «красивой» палитры. Кто пытается сделать внешность Снежной королевы еще более красивой, используя нарядные краски, а может быть,  кто-нибудь пытается ее обезобразить. Каким цветом дети раскрашивают старушку с яблоком?)

Скажите, почему вы выбрали для сказочного героя именно такую палитру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия" Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям ...

Конспект занятия с детьми о правилах безопасного поведения дома и на улице.

Тема: безопасное поведение дома и на улице.Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения; воспитывать чувство осторожности, чувство ответственного поведения за свою жизнь; развивать мышлен...

конспект занятия«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице».

Цель: формировать у детей желание сохранять жизнь и свое здоровье через типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.Задачи:• образовательные:продолжать формиро...

Конспект занятия Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких ситуациях.Задачи:1. Продолжать формировать представление детей о том...

Конспект занятия по ОБЖ "Встреча с незнакомыми людьми".

Занятие проведено в рамках инновационной площадки по теме "Безопасность ребенка дома"....

Конспект НОД « Основы безопасности:  контакты с незнакомыми людьми дома и на улице»

Цель занятия: Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения.Задачи:Уметь различать человека с добрыми намере...