"Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
статья по обж

Виноградова Татьяна Владимировна

Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формировании я личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что:

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Виноградова Т.В.

МБДОУ Детский сад №29 «У Лукоморья»

Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формировании я личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что:

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Воспитательное значении е игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

В игре формируются все стороны ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Впечатления от игры пробуждают у детей разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли, добывать нефть, тушить пожар, спасать и лечить людей. Детские игры многообразны по содержании.

 Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей возможно через использование множества игр. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил.

По характеру игровой задачи игры делятся на: творческие или сюжетно- ролевые игры, дидактические и подвижные. Многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умение считать и т.д.), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Все виды игр можно использовать не только на НОД, но и на прогулках, в режимных моментах, а также в досугах и развлечениях.

Так как программа ОБЖ, разработанная на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования, включает в себя основные направления, главными разделами которых являются такие темы, как:

  1. Ребёнок и другие люди.
  2. Ребёнок и природа.
  3. Ребёнок дома.
  4. Здоровье ребёнка.
  5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
  6. Ребёнок на улицах города,

то и мы рассмотрим использование игр, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, в работе воспитателя, исходя из этих разделов.

Игры с правилами.  Сюда входят словесные дидактические игры:

- «Телефон» - знакомство с номерами телефонов службы спасения;

- «Исправь ошибку» - знание детей о правилах пожарной безопасности;

- «Горит - не горит» - классификация предметов по при знакам возгорания;

- «Кому что нужно?» - представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.;

- «Запрещается - разрешается» - закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т.д.

- «Цветные автомобили» - ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;

- «С чем можно играть» - развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;

- «Магазин» - уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.

Настольно - печатные игры.

- «Пожарные» - игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;

- «Потуши пожар» - закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;

- «Огонь - друг, огонь - враг» - закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности - огонь при носит вред»;

- «Собери картинку» - дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;

- «Дорожные знаки» - знание детей знаков и их применение;

- «Час пик» - в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.

 Литературно- дидактические игры.

- «Угадай - ка» - цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.

- «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных» - в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.

 Подвижные игры.

- «Спички в коробке» - развивается умение детей бегать парами с увёртыванием;

- «Огонь и вода» - игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;

- «Перекрёсток» - игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах и другие игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры.

Самая любимая детьми в группе сюжетно - ролевая игра – «Семья».

В игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только о том, как готовить обед, стирать, но и так же то, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию. Чтобы дети научились всем этим правилам, можно проводить НОД по разделам: «Ребёнок дома», «Ребёнок и другие люди».

Сюжетно- ролевую игру «Семья» можно объединить с играми «Магазин», «Парикмахерская». Играя, дети опять же учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях - продавец, парикмахер.

Сюжетно- ролевые игры такие, как «Поликлиника», «Доктор» - используются при знакомстве детей с разделом «Здоровье ребёнка». Играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т.д. Благодаря этим знакомствам, беседам, ребёнок легко запоминает, что чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня: делать утреннюю гимнастику, разные виды закаливания, пить витамины и в особых случаях звонить в «Скорую помощь» по определенному номеру: «03».

Раздел «Ребёнок на улицах города». В беседах, в НОД мы обучаем детей правилам поведения на улице, в транспорте, правилам дорожного движения, знакомим с видами транспорта, почему нельзя играть на дорогах, выходить на улицу без взрослых. Так организация такой сюжетно- ролевой игры, как «Автобус» может включать в себя следующие варианты игр: «Строим автобус», « Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», и т.д. Обыгрывание различных ситуаций, распределение ролей: водитель ведёт автобус, объявляет остановки; кондуктор проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ( «Вы, выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям – все это делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность.

С детьми также можно обыграть ситуации: «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети.

Таким образом все проблемы по ОБЖ, которые так необходимо знать и уметь решать детям, воспроизводятся ими в играх. Наша задача, как воспитателей – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной, создает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу челове...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...