Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
материал по обж (средняя группа) на тему

Сапрыкина  Светлана Ивановна

         Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей.  Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. В игровой форме запомнить сложные правила гораздо проще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_bezopasnosti_.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

по формированию основ безопасности жизни

             деятельности детей дошкольного возраста

«Колобок»

Цель: научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и   взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого; дать детям понятие, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; воспитывать чувство ответственности, умение правильно вести себя в трудной ситуации.

Оборудование: фланелеграф и фетровые персонажи сказки «Колобок».

Ход упражнения: Ведущий предлагает рассказать сказку про Колобка, уточняя, знают ли ее присутствующие. Предупреждает, что сказка будет немного другая. Начинает рассказывать русскую народную сказку «Колобок» до того момента, когда Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес.

Ведущий: катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

З а я ц: Колобок, Колобок, я тебе дам конфетку. Хочешь? Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом. Такая вкусненькая, сладенькая.

Ведущий: Скажите, а разве Колобок знаком с Зайцем? Колобок один в лесу или с ним есть взрослый кто-то рядом?  Давайте дальше послушаем сказку, как же Колобок поступил.

З а я ц: Ну что, Колобок, пойдешь со мной?

К о л о б о к: Нет, Заяц, мне мама не разрешает останавливаться с незнакомыми и разговаривать с ними, а тем более брать у них что-то.

З а я ц: Вот какой ты упрямый, не хочешь конфету, возьми тогда шоколадку. На, откуси!

К о л о б о к: Нет, спасибо, не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у незнакомых брать ничего нельзя. Я ведь тебя совсем не знаю.

Ведущий: И покатился себе дальше. Дайте оценку поступку Колобка (вопрос для педагогов)

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.

В о л к: Колобок, Колобок, ты куда катишься? Устал, наверно, давай я тебя подвезу. Смотри, какая у меня машина. Блестит вся, а скорость какая! Вмиг довезу.

Ведущий: что надо сделать Колобку? Сесть в машину, поверить Волку?

Вы помните по сказке, что на самом деле хотел сделать Волк?

Правильно, съесть Колобка, такого румяного, такого аппетитного! Давайте послушаем сказку дальше.

К о л о б о к: Нет, Волк, садится в машину с незнакомыми мне не разрешают мама и папа.

Ведущий: правильно ли сделал Колобок? Никогда не соглашайтесь садиться в машину к незнакомым людям, даже если водитель говорит, что хочет отвезти тебя к родителям. Не верь ни в коем случае! Мама и папа за тобой не пошлют незнакомого человека, не предупредив тебя об этом. Итак, продолжим сказку. И покатился себе дальше Колобок. Катится он катится, а навстречу ему Медведь из-за кустов, схватил нашего Колобка и бросился с ним в лес бежать.

– Что теперь делать нашему Колобку? Как поступить?

Правильно, стал наш Колобок очень громко кричать и звать на помощь.

К о л о б о к: Помогите мне. Меня уносит Медведь. Я не знаю его!

Ведущий: попробуйте и вы позвать себе на помощь (имитирует хватку медведя-игрушки за рубашку или платье детей, отбегает в сторону). Совершенно верно, ребята, когда вас пытается схватить или увести кто-то чужой, незнакомый, нужно вырваться и попытаться убежать или броситься к кому-нибудь прохожему за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Это не мой папа. Я его не знаю».

Давайте слушать дальше сказку про Колобка. Что же с ним произошло? А вот что: медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал в лес. А Колобок покатился себе дальше в лес. Катится-катится, а навстречу ему … кто бы вы думали? Конечно, Лиса!

Л и с а :(запела песенку). Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный какой. Спой мне песенку.

Ведущий: Колобок обрадовался, что он такой хороший, и умный, и красивый, и запел ей песенку.

К о л о б о к:

Я Колобок – Румяный Бок,

По амбарам метен,

По сусекам скребен.

Л и с а: Колобок я хотела бы, чтоб ты со мной пошел.

К о л о б о к: Нет, Лиса, не пойду с тобой, я тебя не знаю.

Л и с а: Нет, Колобок, я тебя не зову, если ты не хочешь. Только я, знаешь,

куда иду? В кино сниматься! Роль для тебя есть.

Ведущий: Дети, как поступит Колобок?

Нет, дети, вы ошиблись, все забыл Колобок, обрадовался и побежал с Лисой.

А Лиса его… ам – и съела.

Да, вот так грустно кончилась сказка про Колобка. Хотя большинство людей нам не желают ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что на уме у чужого человека.  

Ведущий: как вы думаете, какие чувства испытывал Колобок, при встрече с незнакомыми персонажами? (Чувство страха)

«Игра со страхами»

Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, снятие страхов.

Ход упражнения: ведущий постепенно подводит к игре, задавая вопросы: «А у вас бывали ситуации, когда было очень страшно? Скажите, а как же он выглядит страх! На что он похож, этот страх? А вот это похоже на страх? (изображение страха). Что же нам делать? Может, вы знаете способ избавления страхов? А вы знаете, что со страхом можно даже играть? Ведущий предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, нужно поговорить о том, чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Ведущий говорит по секрету, что знает, чего боятся все страхи: они боятся стать смешными! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали – бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу и очень от этого смущается. В конце игры предлагается все рисунки сложить в коробку, где будут храниться «смешные страхи».

«Доскажи словечко»

Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры: ведущий предлагает участникам стать в круг. Сам находится в центре с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из участников, который быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если участник отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему. Ведущий:

Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди, где взовьется в небо шар, там всегда грозить нам будет злой, безжалостный… пожар (передает шар другому).

Раз, два, три, четыре у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

 Красный отблеск пробегает кто со спичками… играет.  

 Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.    

 Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал при этом незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет и огонь он одолеет,

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

 Дым увидел - не зевай и пожарных …  вызывай.  

Дым, пожар горит, не стой. Заливай скорей …водой.

 Помни каждый гражданин спасенья номер …ноль один.

Если что-то загорится, то пожарная примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!

«Пожароопасные предметы»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы. Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, чайник, маска и др.

«Что, где, когда?»

Цель: закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила: ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры: ведущий предлагает участникам разделиться на группы. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок. Ведущий раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает вопрос каждой группе. Участники советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку. Если   будет   неправильный   ответ,   ведущий  говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.              

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?          

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?            

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?  

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.        

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

«Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

«Опасные ситуации»

Цель: научить детей правилам безопасности и предостеречь от рискованных поступков.

Подготовка к игре: ведущий, перемешивает маленькие карточки, с изображением опасных ситуаций и не глядя, раздает участникам поровну. Каждый участник раскладывает доставшиеся ему карточки   перед собой открытыми. Далее ведущий складывает в одну стопку большие карточки со стихами, которые описывают конкретную ситуацию, тщательно их перемешивает и кладет стопку перед собой картинками вниз.

Ход игры: Ведущий выбирает из стопки одну большую карточку и зачитывает стихотворение, участники анализируют, подходит ли имеющаяся у них картинка к описываемой ситуации, если да, то отдают ведущему. Выигрывает тот, кто быстрее всех останется без карточек. Игра проводится до тех пор, пока карточки останутся только у одного человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

"Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...