Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
статья
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у воспитанников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности воспитанников осуществляется в разных направлениях .Основные направления – работа с детьми, работа родителями, педагогическим коллективом .
Рассмотрим эти направления: Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у воспитанников конечно же начинается с выявления уровня их знаний и интересов.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим воспитанников, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Воспитанник попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
В нашем детском саду работе по формированию у воспитанников основ безопасного поведения ведется по нескольким направлениям и с использованием разнообразных методов и инструментов. Развивающая среда в группах сада насыщенна разнообразными игровыми материалами, имеется три типа игрового оборудования: игрушки-персонажи предметы оперирования, «маркеры игрового пространства». Подбор оборудования и материалов соответствует возрастным особенностям дошкольника. специального назначения.
Отдельно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх и их влиянии на эффективность формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста основ ОБЖ.
Через сюжетно-ролевые игры можно смоделировать ситуацию, проиграв которую, он сможет научиться определенным навыкам, и в последствии применить их в жизни. Через проигрывание конкретных ситуаций, например со сказочными героями, дети учатся адекватно реагировать и действовать в той или иной обстановке.
Также ролевые игры развивают ответственность, формируют навыки работы в коллективе.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
В рамках работы по формированию элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности происходит привлечение воспитанников к участию в совместных играх по сюжетам на темы из окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездки на транспорте, а также литературных произведений «Колобок», «Айболит» К. Чуковского, «Кошкин дом».
Целью работы с детьми является формирование основных навыков по безопасности жизнедеятельности через проведение сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Этапы реализации задач по формированию элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности можно разделить на следующие:
1 этап - заинтересованность воспитанников, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь воспитанников, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
На примере сюжетно-ролевой игры по мотивам сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» можно решить следующие задачи:
1. Формировать представления воспитанников о пожарной безопасности
2. Расширять представления воспитанников об опасных ситуациях и способах поведения в них
3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «пожарный»
4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, и товарищества
Предполагаемые результаты, которые планируется достичь:
- У воспитанников сформируются представления о правильном поведении в опасной ситуации
- Появятся навыки управления опасной ситуацией
- Дети познакомятся с новыми профессиям
Отдельно нужно отметить важность предварительной работы для проведения сюжетно-ролевой игры:
- Чтение с детьми стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом»
- Проведение информационной беседы на тему «Что делать, если случился пожар»
- Подготовка иллюстраций к произведению
- Подготовка необходимого инвентаря (пожарная машина, маски для воспитанников, макет домика)
В группе «Радуга» сюжетно-ролевая игра «Кошкин дом», проводилась во второй половине дня. Перед игрой дети намечают общий план действий, объединяются в малые подгруппы, роли распределяют по жребию. Воспитанники старались отобразить в игре действительность.
Воспитатель во время игры формирует представление об опасных для человека ситуациях, способах поведения в них. Воспитатель не регламентирует игру воспитанников, вовлечение происходит по желанию воспитанников.
Основными проблемами при проведении сюжетно-ролевой игры являются то, что
некоторые дети могут не проявить интереса к игре .Данную проблему можно решить следующим образом: предложить ребенку роль помощника в проведении игры
Также, на занятии могут присутствовать дети, которые отсутствовали на этапе предварительной работы – эту трудность можно минимизировать путем усиления работы в начале игры: проработать сюжетную линию, вспомнить детали произведения, роли героев.
Далее представлена сюжетно-ролевая игра«Айболит».
Задачами этой игры выступали:
1. Формировать представления воспитанников о здоровом образе жизни, возможностях заболеваний
2. Расширять представления воспитанников о болезнях, способах профилактики самых распространённых заболеваний
3. Формировать познавательный интерес у воспитанников к профессии «врач»
4. Обучать воспитанников игровым действиям. Продолжать учить воспитанников распределять игровые роли
В рамках предварительной работы было проведено:
- Чтение сказки «Айболит»
- Проведение информационной беседы на тему «Зачем нам витамины и где их можно встретить»
- Подготовка иллюстраций к произведению
- Подготовка необходимого инвентаря (шляпки, инструмент для осмотра).
Сюжтно-ролевая игра занимает значительное место в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что Использование сюжетно-ролевых игр позволяет: формировать представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях,
формировать навыки самостоятельного принятия решений, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...

Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Поведение людей в опасных ситуациях различно, а тем более дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, поэтому особую тревогу челове...

"Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...

Конспект занятия во 2 младшей группе: "Игры-беседы, как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
ОБЖ для детей 3-4 лет, в форме игры-беседы....
