Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Огонь – друг или враг?»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Колесник Светлана

Данный материал поможет формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  ОД по познавательному развитию

 для детей старшей группы

на тему: «Огонь – друг или враг?»

Подготовила воспитатель МБДОУ №16 С.В. Колесник

г.Усть-Лабинск, 2019г.

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи:

  • дать детям представление о происхождении огня, его роли в жизни человека;
  • формировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;
  • совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • развивать умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;
  • развивать внимание, логическое мышление;
  • совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы;
  • расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией пожарного.
  • воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;

Демонстрационный материал: набор картинок с правилами  безопасного поведения  дома, в общественных местах, в природе, презентация, факел, лучики солнца

Предварительная работа: 

  • беседа о пожароопасных предметах;
  • чтение произведений С.Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»; К.Чуковского «Путаница»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»;
  • разгадывание загадок по теме «Пожарная безопасность».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Мотивация:

(слайд 2)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь

Воспитатель: Ребята как вы думаете, огонь для человека друг или враг?

Дети: Огонь - враг, потому,  что из-за него происходят пожары в квартирах, домах, лесах, на предприятиях….

(слайд 3)

Воспитатель: Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе  со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

(слайд 4)

Воспитатель: Друг огонь или враг  зависит от человека. Взрослые умеют «договариваться» с огнем, ладить с ним. Но, бывают случаи, когда огонь попадает в руки  детей,  и тогда он показывает свой непредсказуемый характер. Из доброго слуги  и помощника он может превратиться в огнедышащее чудовище, которое стремиться на волю, гуляет по квартирам и домам, лесам и полям. Тогда может возникнуть беда. А приносит ли огонь пользу человеку?

Предположения детей.

Подумайте, когда огонь бывает добрым, полезным, возможно даже ласковым?

(слайд 5)

Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли. Он нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.

(слайд 6)

А все-таки, почему возникают пожары?

Предположения детей.

Воспитатель: Конечно, пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем.

Скажите, а какие причины пожара вы можете назвать?

Ответы детей: 

 (слайд 7)

Воспитатель: Ну а что нужно делать, если вдруг начался пожар?

Ответы детей: 

(слайд 8)

Воспитатель: Когда нарушают правила обращения с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал элементарные правила безопасности.

Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

(слайд 9)

Дети: По номеру 01, 101, 112.

Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Предположения детей.

Воспитатель:  Нужно назвать адрес возникновения пожара, фамилию звонящего,  быстро и четко объяснить, что горит, сообщить свой номер телефона.

(слайд 10)

Скажите, люди какой профессии первыми приходят на помощь во время пожара?
Дети:
 Пожарные.

Воспитатель: Что вы знаете о пожарных?

Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные средства тушения пожара.

Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Для пожаров, связанных с электричеством, у пожарных есть специальные перчатки – краги, и специальная обувь – боты. Ведь при любых обстоятельствах  пожарный бесстрашно идет в огонь!

Ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно. Тушить пожар нелегко и даже опасно. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Тушить пожар на большой высоте им помогает пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

Дети: Пожарный должен быть умным, смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким…..

(слайд 11)

        Физминутка

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети становятся по кругу. 

 

А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?

Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь…..

Воспитатель: Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем,  шарфом …..

(слайд 11)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

-Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

-Кто из Вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!»

-Кто из Вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём?

-Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»?

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички?

(слайд 12)

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы будем передавать друг другу факел и называть огнеопасные предметы

(слайд 13)

Рефлексия: Раздать детям лучики и предложить детям сложить солнышко. Чтобы приложить лучик необходимо рассказать, что нового сегодня они узнали, что было самым интересным и удивительным?

  • Какие беды (пользу) приносит огонь?
  • О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?
  • Какие ваши действия , если случился пожар?
  • Как вызвать пожарную команду по телефону?

Вот такое большое и ласковое солнце у нас получилось, теперь оно будет освещать и согревать нашу группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (познание, старшая группа) по теме: «Огонь – друг, огонь - враг».

Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формиров...

Проект для детей старшей группы на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня.Формир...

Конспект занятия для старшей группы на тему "Огонь - друг, огонь - враг"

Программное содержание:Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей...

Презентация к образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Огонь – друг или враг?»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе формирования представления детей об огне, повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками пр...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе На тему: «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. -Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;-О правилах пожарной безопасности;-Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность;-В...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Огонь -друг, огонь-враг"

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня; воспитывать у детей безопасное поведение, быть осторожными с огнем.Задачи:Образовательные: закреплять знания о пожарной безопасности, правила поведения...