Азбука безопасности
материал по обж

Жукова Ольга Юрьевна

Данная работа направлена на формирование ценностей здорового образа жизни; рассматривает проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в природе; на расширение и углубление знаний противопожарной безопасности и правильного поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_bezopasnosti.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №257 «Самоцветы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования  

по основам безопасности и жизнедеятельности детей

дошкольного возраста

в рамках кружка

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Составили:      

                                                                    Жукова Ольга Юрьевна

 г. Ульяновск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи реализации рабочей программы
  3. Принципы реализации программы
  4. Планируемые результаты освоения программы
  5. Способы проверки ожидаемых результатов
  1. Содержательный раздел
  1. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
  2. Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
  1. Организационный раздел
  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
  2. Методическое обеспечение рабочей программы
  3. Предметно – пространственная среда
  4. Материально – техническое обеспечение рабочей программы
  5. Планирование образовательной деятельности в рамках рабочей программы

Литература

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

  1. Пояснительная записка

 Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность,  закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Поэтому на нас, взрослых ,природой возложена миссия защиты детей. Необходимо воспитывать у детей  привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице , в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных  ситуациях.

Работая с детьми дошкольниками, мы заметили, что часто дети, не могут самостоятельно принимать решения,  не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Эта проблема представляется настолько актуальной , что послужила основанием для выбора мною этой работы.

 Кроме того, формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.

Данная работа направлена на формирование ценностей здорового образа жизни; рассматривает проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в природе; на расширение и углубление знаний противопожарной безопасности и правильного поведения при контактах с незнакомыми людьми.

  1. Цели и задачи реализации рабочей программы

Актуальность:

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Ведущая идея программы- создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.

Цель программы- формирование основы безопасного поведения дошкольников и в будущем - школьников. Умение помочь себе и окружающим. Дать более глубокие знания . 

Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к школе.

Задачи:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

 Развивающие задачи:

1.   Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .

2.   Продолжать развивать интерес к строению своего организма.

3.  Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .

4.   Формировать умения ликвидации возможных последствий .

5.  Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .

 Воспитательные задачи :

1.  Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

2.  Воспитывать интерес к своему организму.

3.  Воспитывать бережное отношение к окружающему:

  • природе,
  • животным,
  • своему организму,
  • окружающим предметам.

4.   Воспитывать желание помогать другим.

5.  Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей .

По разделу «Дорожная азбука»

  • Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
  • Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
  • Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
  • Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
  • Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
  • Знакомить с детской литературой по дорожной тематике

По разделу «Мой дом»

  • Учить называть свой домашний адрес.
  • Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
  • Знакомить с электроприборами.
  • Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
  • Знакомить с детской литературой по теме

По разделу «Я и природа»

  • Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
  • Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
  • Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
  • Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
  • Знакомить с детской литературой о природе

По разделу «Азбука здоровья»

  • Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
  • Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
  • Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
  • Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
  • Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
  • Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
  • Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.

По разделу «Я и другие люди»

  • Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
  • Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
  • Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
  • Знакомить с детской литературой по теме

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что  определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

  1. Принципы реализации программы:

  1. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5-6 лет конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.

  1. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.

  1. Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я».

  1. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.

  1. Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.

  1. Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.

  1. Принцип наглядности – учет особенностей мышления.

  1. Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности жизнедеятельности каждым ребенком.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами обучения являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Планируемые результаты освоения программы

1) для  родителей:

- повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.

- возможность увидеть достижения и успехи своих детей .

- готовность к сотрудничеству.

2) для  педагогов:
-  удовлетворенность от результатов своей деятельности . 
-  новые проекты, перспективы.

- позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью. 

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах безопасного поведения на улице;

- о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;

- о ценности здоровой пищи;

- о роли лекарств и витаминов;

- о пользе овощей и фруктов;

- о значении крови для живых существ;

- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.

знать:

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;

- правила пользования телефоном;

- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела и его внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

- дорожные знаки для водителей и пешеходов;

- разные виды транспорта;

- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.

- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

- какие опасности встречаются в природе.

уметь:

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

- оказывать первую медицинскую помощь.

  1. Способы проверки ожидаемых результатов.

Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение.

Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями.

Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года.

Диагностика проводится по следующим показателям:

• Знание о безопасной деятельности в природе.

 • Знание правил безопасного поведения.

• Умение принимать решение.

• Коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий.

Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

• Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.

 • Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

• Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Методы реализации программы:

  1. Словесный метод (занятия, экскурсии, чтение художественных произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, заучивание наизусть, беседы,  прослушивание аудиозаписи и т.д.)

  1. Практический метод (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-драматизации, использование разных видов театра, ручной труд, изодеятельность)

  1. Наглядный метод (показ и рассматривание иллюстраций, картинок, схем, просмотр видеоматериалов (мультфильмов, фильмов) оформление выставок, элементы инсценировки).

  1. Проектный метод (достижение дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом).

Формы и методы работы кружка.

  • Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Знакомство с произведениями художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Заучивание стихов.
  • Беседы.
  • Создание ситуаций и практическое решение.
  • Продуктивная деятельность.
  • Практические упражнения для закрепления навыков.
  • Инсценировка.
  • Развлечения,викторин и КВН.
  • Спортивные праздники.
  • Досуги, совместно с родителями.
  • Экскурсия пожарную часть.
  • Участие сотрудника ГИБДД.
  • Содержание занятий кружка.
  • упражнения для физического развития детей;
  • развивающие игры по ОБЖ;
  • задания на укрепление здоровья.
  • просмотры фильмов; презентаций;
  • дидактические игры для закрепления навыков;
  • практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);
  • практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
  • Игры-драмматизации;
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

2.2. Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Важную роль при реализации цели образования по безопасности играет привлечение  родителей к работе с детьми как единомышленников. Педагогами и психологами доказано, что формирование сознательного опыта ребёнка происходит «в его событии со взрослыми, в котором возникают и смыслы, и средства его самостоятельной деятельности». Поэтому должны учитываться функции взрослых как организаторов процесса передачи опыта, способов поведения. Эти функции реализуются и целенаправленно, и стихийно. Родители более склонны к стихийной форме организации такого процесса (односторонней, не последовательной, не систематической). Вместе с тем роль семьи в деле воспитания и обучения детей огромна и неоценима, когда речь идёт об их жизни и здоровье. Родители могут целенаправленно организовать процесс воспитания и обучения своих детей. Это возможно в том случае, когда они задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своём ребёнке, осознанно изучают литературу, консультируются со специалистами. Однако, существующая  практика, сложившаяся в современной семье, не способствует активному освоению опыта безопасности жизнедеятельности дошкольниками. Использование запрета как основного средства воспитания безопасного поведения детей не решает данную проблему. Дошкольное учреждение призвано оказать семье постоянную действенную помощь в воспитании детей с учётом их возраста и особенностей семейного воспитания. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Для повышения уровня знаний у родителей используются различные формы работы:

- родительские собрания;

- консультации;

- оформление информационного стенда;

- выставка литературы;

- папки-передвижки;

- выставки детских работ;

- др.

Работа с родителями строится на принципах:

  • системность и плановость;
  • дифференцированный подход к работе с родителями;
  • доброжелательность;
  • открытость.

Формы работы с родителями:

1. Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования активного участия в ней.

2. Ознакомление родителей по ОБЖ по перспективному плану.

3. Оформление специальных экспозиций: «Свой - чужой», «Зелёная аптека».

4. Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного, водителя, МЧС и др.) .

5. Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголке ОБЖ) .

6. Анкетирование родителей по темам:

- «Безопасность ребёнка»,

- «Я и мой ребёнок на улицах города»,

- «Ребенок один дома».

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Рабочая программа представляет собой систему оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление основ культуры безопасности детей старшего дошкольного возраста.

  • Организационные условия (принципы и подходы к организации образовательного процесса, организационные формы (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах).
  • Содержательные  условия (комплексно-тематическое планирование содержания образования, отбор содержания, адекватного возможностям и потребностям детей).
  • Программно-методические условия (программно-методический комплект).
  • Технологические условия (принципы, методы и приёмы).
  • Материально-технические условия (компоненты развивающей среды).
  • Социокультурные  условия (взаимодействие с родителями, социальными партнёрами).
  • Мониторинговые условия (контрольные параметры оценки и формы контроля).

  1. Методическое обеспечение рабочей программы

1. Уголок “Безопасность”.

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

3. Методический инструментарий.

4. Заключен договор со школой №12 на использование автогородка  в целях реализации программы.
5. Подбор художественной литературы по ПДД.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

  1. Предметно – пространственная среда

Повышение уровня безопасного поведения способствует соответствующая предметно- психологическая обстановка.

- Наличие помещения;

- Наличие наглядного материала;

- Наличие ТСО;

- Материла для практических действий.

Для того, чтобы влиять на развитие ребенка, необходимо изучать его особенности и оценивать его возможности, для этого следует фиксировать результаты с помощью:

- постановки спектаклей;

- драмматизации сказок;

- проведение развлечений, КВН, викторин. 

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно- эпидемиологическим требованиям. Предметнопространственная среда Содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.

  1. Материально – техническое обеспечение рабочей программы

Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:

  • различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
  • настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
  • дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
  • правильное освещение;
  • магнитофон;
  • компьютер;
  • DVD

Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.

  1. Планирование образовательной деятельности в рамках рабочей программы

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности»  рассчитана на старший  дошкольный возраст (6-7 лет). Именно этот возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, стремлением к самостоятельности, что приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.

Данная работа направлена на формирование ценностей здорового образа жизни; рассматривает проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в природе; на расширение и углубление знаний противопожарной безопасности и правильного поведения при контактах с незнакомыми людьми.

 Основная цель данной работы - формирование у детей культуры безопасного поведения и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

  Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников, в рамках кружка «Азбука безопасности»,  способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения.

График работы кружка «Азбука безопасности»

Дни недели

Время

Среда

15.30 - 16.00

В данную рабочую программу кружка для дошкольников вошли пять разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.

1 раздел – «Мой дом».

2 раздел – «Азбука здоровья».

3 раздел – «Дорожная азбука».

4 раздел – «Я и природа».

5 раздел – «Я и другие люди».

«Мой дом».

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

«Азбука здоровья».

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

«Дорожная азбука».

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Этот раздел поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

«Я и природа».

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

«Я и другие люди».

Этот раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

Кружок для дошкольников «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Перспективное планирование занятий кружка

«Азбука безопасности»   в подготовительной  группе

Месяцы по

неделям

Работа с детьми

тема

Задачи, форма проведения

Сентябрь

1 неделя

мониторинг

 Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос

2 неделя

«Мой дом»

Пожароопасные предметы

Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно

2 неделя

Предметы, требующие осторожного обращения

Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения

3 неделя

Использование  и хранение опасных предметов

Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.

4 неделя

Пожар

Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара

Октябрь

1 неделя

Как вызвать милицию

Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.

2 неделя

Скорая помощь

Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону.

3 неделя

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями.

4 неделя

Азбука здоровья

Как устроено тело человека

Рассказать, как устроено тело человека.

Ноябрь

1 неделя

Отношение к больному человеку

Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.

2 неделя

Микробы и вирусы

Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах.

3 неделя

Здоровье и болезнь

Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4 неделя

Личная гигиена

Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Декабрь

1неделя

Витамины и здоровый организм

Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

2 неделя

Здоровая пища

Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание.

3неделя

Режим дня

Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.

4неделя

Детские страхи

Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.

Январь

1 неделя

Одежда и здоровье

Рассказать о видах и назначении одежды.

2 неделя

Дорожная азбука

В городском транспорте

Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте

3 неделя

Наши помощники на дороге

Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками.

4 неделя

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их.

Февраль

1 неделя

Катание на велосипеде, самокате и роликах

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций.

2 неделя

Опасные участки на пешеходной части улицы

Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы.

3неделя

Безопасное поведение на улице

Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал.

4 неделя

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.

Март

1 неделя

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь

Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства.

2 неделя

Я и природа

Почему хорошо на свете?

Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы.

3 неделя

Будем беречь и охранять природу

Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле

4 неделя

Съедобные и несъедобные грибы

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду.

Апрель

1 неделя

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним  признакам.

2 неделя

Сбор грибов и ягод

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

3 неделя

Контакты с животными

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным.

4неделя

Я и другие люди

Внешность человека может быть обманчива

Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения.

Май

1 неделя

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми  людьми.

2 неделя

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.

Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми  людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях.

3 неделя

Ребенок и его старшие приятели

Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие.

4 неделя

Конфликты между детьми

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.

мониторинг

Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос

Литература.

1.Баринова Е.В. «Улица ,транспорт ,дорога .Безопасность малышей».  Ростов – на – Дону .Феникс 2013 .

2.Вахрушева Л.Н .«Познавательные сказки для детей» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2011 .

3.Детская энциклопедия "Помоги себе и другим". под редакцией первого заместителя министра МЧС России Ю. Л. Воробьева.

4.Закон Российской Федерации " Об образовании".

5..Иванов А.«Азбука безопасности» АСТ пресс1996 .

6.Конвенция о правах ребенка.

7.КончанскаяИ.Б.«Полезные сказки» Издательство  «ТЦ СФЕРА»2015

8.Манакова М.«Уроки малышам .Правила безопасности .Издательский дом «Проф –Пресс» Ростов – на –Дону 2013 .

9.Нефедова Е.«Бытовые электроприборы .Какие они?» Москва 2004 .

10.Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",Р.Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. к использованию в работе с детьми.

11.Рубрика журнала «Здоровье» 1978г. «Рассказы «Про СТОбеда».

12.Фисенко М.А.«ОБЖ подготовительная группа» Разработка занятий .КОРИФЕЙ Волгоград2007

13.Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей .Казань 2011 .

14.Шорыгина Т.А.«Беседы о пожарной безопасности» Творческий Центр  Москва 2008 .

15.Шорыгина Т.А.«Беседы о здоровье» Творческий Центр Москва 2008 .

16..ШорыгинаТ.А «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет» Творческий Центр Москва 2008 .

17. Шорыгина Т.А.«Безопасные сказки» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...