Формирование безопасного поведения дошкольников посредством проектной деятельности
статья по обж (средняя группа)

Мартынова Елена Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование безопасного поведения дошкольников посредством проектной деятельности

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач: идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников, разработка превентивных, или предупредительных, мер, ликвидация возможных последствий.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

 Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Рассмотрим метод проектов как средство формирования безопасного поведения у дошкольников. Проект - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности. Правильно организованная  развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации проекта.  Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

В процессе организации проектной деятельности необходимо: запланировать формы работы с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОУ; разработать  методический  материал, например: викторины, кроссворды, проблемные ситуации и задания; разработка и использование электронных презентаций; дидактических игр: например, «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку»; игры по профилактике безопасного поведения на дороге: «Светофор», «Грамотный пешеход»; планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе, в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки;  сценарии развлечений; создание игрового центра «Безопасность», в котором содержится, например: картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности; альбомы:  «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей»; детские рассказы по данной тематике; наглядный дидактический материал.

Определить, что является продуктом проекта, например: выставка совместного детско-родительского творчества (поделки, рисунки, макеты), создание альбома по теме проекта.

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессечерез: совместные рисунки, поделки для выставки; совместные рисунки для альбомов; дни открытых дверей; помощь в изготовлении атрибутов для игр; совместные развлечения и досуги; совместные прогулки; родительские собрания, индивидуальные консультации по запросам родителей; оформление стендов и родительских уголков; анкетирование; цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье»  др.

На заключительном этапе провести совместное мероприятие с детьми и родителями воспитанников, презентовать продукт проекта, с целью повышения значимости проведенной работы, созданию эмоционально-благополучного настроя. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  3. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2010.
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

В консультации  раскрывается  методика  организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...