"Дорожная азбука пешехода"
рабочая программа по обж (средняя группа)

Кормышова Юлия Алексадровна

Рабочая программа кружковой деятельности для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»

Принята:                                                                  Утверждаю:
на заседании Совета педагогов МБДОУ                                  заведующий МБДОУ
детский сад № 12 «Белочка»                                                     детский сад № 12«Белочка»                                                
Протокол № 1                                                                         ____________ С.В.Нечаева                                                                  
_______________                                                                        Приказ  № 114 от 30.08.2019


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

По ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах 

«Дорожная азбука пешехода»

Для детей 4 – 5 лет

на 2019 – 2020 учебный год

Составила:
воспитатель Ю.А.Кормышова

г.Котовск
2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

Стр.3

2.

Актуальность программы

Стр.4

3.

Цель и задачи программы

Стр.5

4.

Принципы обучения детей

Стр.5

5.

Целевые ориентиры на этапе реализации программы

Стр.6

6.

Психофизические и возрастные особенности поведения дошкольников на улице и дороге

Стр.7

7.

Методы обучения детей

Стр.7

8.

Ожидаемые результаты

Стр.8

9.

Перспективное планирование работы с детьми

Стр.9

10.

Создание условий для реализации программы

Стр.13

13.

Приложение 1

Стр.15

14.

Приложение 2

Стр.17

15.

Список используемых источников

Стр.25

1. Пояснительная записка

На современном этапе очень остро стоит проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города, обучение их основам правильного и безопасного поведения.

Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не смогут моментально принять правильное решение. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Поэтому, с целью предупреждения дорожно-транспортных нарушений, мной была разработана рабочая программа «Дорожная азбука пешехода».

Данная программа описывает курс по ознакомлению дошкольников в возрасте от 4 до 5 лет с правилами дорожного движения, способствует обучению основам безопасного поведения на улицах и дорогах. К моменту перехода из детского сада в школу дети должны ориентироваться в ближайшем окружении, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения.

Программа  по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах в ДОУ организуем в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые позволяют значительно углубить знания и умения воспитанников по данному направлению:

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ об образовании в РФ;

- Правила дорожного движения;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС»;

- Примерная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева;

- Парциальная программа «Светофор» Т.И. Данилова.

Для наиболее эффективной работы по данной теме программа «Дорожная азбука пешехода» для детей 4-5 лет реализуется черех образовательную деятельность с детьми.

Рабочая программа содержит тематический план; методические рекомендации для детей, используемые источники. Она поможет мне познакомить детей с правилами дорожного движения; обогатить представления об основных источниках и видах опасности на улице (дороге) и научить дошкольников осторожно и осмотрительно относиться к потенциально опасным ситуациям.

Целенаправленная педагогическая работа предусматривает решение профилактических, воспитательных и образовательных задач, реализация которых связана с социально-коммуникативной деятельностью детей среднего возраста.

Представленные мероприятия могут быть использованы педагогами в учебно-воспитательной работе с детьми, в образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

2. Актуальность программы

В наше время дети с раннего возраста становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Не систематическая профилактическая работа по данному направлению с воспитанниками, и их родителями ведёт к таким последствиям. Проблема систематического и последовательного обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах на данном этапе актуальна, поэтому целесообразно было разработать программу по обучению детей правилам дорожного движения на дорогах и улицах.

3. Цель и задачи программы

Цель программы – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование основ безопасного поведения на улицах и дорогах, навыков использовать свои знания на практике, создание условий для формирования у дошкольников установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами безопасности дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  2. Обогащать представления об основных источниках и видах опасности на улице и дороге;
  3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям;
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
  5. Формировать у детей среднего дошкольного возраста умения применять полученные знания на практике;
  6. Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улице.

4. Принципы обучения детей

Вся программа в силу её особой значимости  для охраны  жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

  • Систематичности и последовательности (образовательная программа обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах «Безопасность детей на дороге – в наших руках» для воспитанников средней группы рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, игровая и учебная деятельность – 1 раз в неделю, длительность – 20 мин.);
  • Гуманизации (заключается в ориентировании воспитателя на личность ребенка, на его возрастные и индивидуальные способности);
  • Индивидуального подхода (заключается в углубленном изучении индивидуальных особенностей развития детей);
  • Интегрированности (предусматривает наличие такого программного материала, который способствует содержанию и отображению ребенком картины мира);
  • Наглядности и доступности;
  • Интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;
  • Сотрудничества с семьёй (взаимодействие ребенка в условиях ДОУ и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей).

5. Целевые ориентиры на этапе реализации программы

- формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части дороги;

- обогащение представления детей о возможных ситуациях  на улице и обучение игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя, регулировщика и т.д.) в театрализованных, сюжетно – дидактических играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;

- формирование представлений о труде взрослых: водитель такси (легкового автомобиля, пожарной машины, автобуса);

- развитие операций внутреннего программирования с опорой на реальные воображения: раскладывание по серии сюжетных картинок, отражающих правильное поведение пешеходов, водителей и т.д.

 6. Психофизические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

У ребенка 4 – 5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Дети могут активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Дошкольники данного возраста лучше ориентируются в происходящем на расстоянии до 5 метров. Им трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

7. Методы обучения детей:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приёмов обучения, и воспитания детей.

  • Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций в целом и детально, демонстрация мультфильмов, презентаций.
  • Практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие).
  • Игровой метод: использование разных компонентов игровой деятельности и сочетание их с вопросами, указаниями, объяснениями.
  • Словесные методы: рассказ взрослого и рассказ ребенка, чтение художественных произведений детям, беседы – предварительные, игровые.

Все методы используются в комплексе.

8. Ожидаемые результаты освоения программы

Дошкольники 4-5 лет овладевают основными правилами поведения на дороге и улице. Знают:

- элементы дороги (улицы);

- участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир);

- где едут машины;

- правила движения пешеходов в установленном месте;

-виды транспорта;

- правила посадки, движения, высадки в общественном транспорте;

- что такое пассажирский транспорт;

- какие автомобили называют грузовыми и для чего они предназначены;

- что делает водитель, сотрудник ГИБДД;

- части машины (колесо, руль, кабина, кузов);

- где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части;

- средства регулирования дорожного движения;

- дорожные знаки;

- что такое светофор, для чего он нужен, на какой сигнал светофора можно переходить улицу;

- правила перехода через дорогу;

- умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада;

- понимает, что без взрослых нельзя переходить дорогу;

- освоил культуру поведения на улице (в автобусе).

9. Перспективное планирование работы с детьми

Тема

Цель

Источник

СЕНТЯБРЬ

1

Чтение произведения С.Михалкова «Моя улица»

Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по тексту. Рассматривание иллюстраций на тему «По улицам нашего города». Познакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть.

Интернет - ресурсы

2

Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Уточнить представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе. Дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.57

3

«Наш город и его транспорт»

Познакомить детей с историей развития города, с основами правил движения транспорта и пешеходов.

Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.

Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» Стр.10

4

«Виды транспорта»

Дать знания о разных видах транспорта, его деталях; закрепить умение описывать транспорт.

З.А. Ефанова «Комплексные занятия в ДОУ»

Стр. 148

ОКТЯБРЬ

1

«Велосипед»

Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знание о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 105

2

«Из чего состоит транспорт»

Учить описывать транспорт, называть детали.

З.А. Ефанова «Комплексные занятия в ДОУ»

Стр. 150

3

«О правилах поведения в транспорте»

Воспитывать в детях навыки безопасного поведения в транспорте. Учить детей входить в транспорт, выходить из него, ожидать в определенном месте.

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 45

4

«Правила безопасного поведения на улицах»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 40

5

«Безопасность на улице, ПДД»

Познакомить детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками; обогащать представления об основных источниках и видах опасности на улице; формировать осмотрительное и осторожное отношение к потенциальным опасностям.

З.А. Ефанова «Комплексные занятия в ДОУ»

Стр. 155

НОЯБРЬ

1

«Твой приятель – СВЕТОФОР»

Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания детей о светофоре. Развивать зрительную память.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 102

2

Целевая прогулка

«Наблюдение за светофором»

Уточнить представление о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей части.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.58

3

«Стоп»

Познакомить детей с новой подвижной игрой «Стоп» - закрепить знания правил игры.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.52

4

«Светофор» Чтение Е. Жидков

Познакомить детей с новым рассказом, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту.

Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» Стр.10

ДЕКАБРЬ

1

«Путешествие Колобка по улице»

Уточнить представление об «островке безопасности», закреплять полученные знания в рисовании. Расширять знания об улице; о дорожных знаках. Воспитывать навыки правильного поведения на улице.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 91

2

«Безопасность на дороге»

Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знания сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Повторить правила поведения на улице.

Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» Стр.39

3

«Сломанный светофор» Дидактическая игра

Закреплять знания детей о сигналах светофора. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Вызвать интерес к игре.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.55

4/5

«Пешеходный переход»

Целевая прогулка

Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу; воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.59

ЯНВАРЬ

4

«Твои помощники на дороге»

Выработать у детей стереотип безопасного поведения. Закреплять умения применять правила и легко ориентироваться на улице.

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 42

5

«Азбука пешехода» сказка-игра

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигналов светофора, развивать внимание, быстроту реакции.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.35

ФЕВРАЛЬ

1

«Дорожные знаки»

Научить детей различать и понимать некоторые дорожные знаки. Вызвать интерес детей к запоминанию дорожных знаков.

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Стр. 43

2

«Скверная история» об улице чтение С.Михалков

Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы полным ответом.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 162

3

«Просто это знак такой»

Познакомить детей с дорожными знаками: «Дорожные работы», «Круговое движение», «Прочие опасности», «Главная дорога».

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 164

4

«Дорожные знаки»

Закрепить названия и назначение дорожных знаков; определить какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов; убеждать детей в необходимости соблюдать правила дорожного движения.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.60

МАРТ

1

Развлечение по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаков»

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 110

2

«Перекрёсток»

Уточнить знание о перекрёстке, познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекрёсток; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.61

3

Целевая прогулка к перекрёстку

Закрепить правила поведения у перекрёстка.

О.В. Старцева

«Школа дорожных наук»

Стр.61

4

«Загадки»

Закрепить знания по пройденным темам.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 172

АПРЕЛЬ

1

Подвижная игра «Птицы и автомобиль»

Познакомить с правилами игры. Выполнить движения самостоятельно.

Т.И. Данилова «Программа Светофор»

Стр. 170

2

«Знаки дорожные помни всегда»

Закреплять знания о дорожных знаках. Продолжать уметь различать знаки для водителей и для пешеходов.

Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» Стр.27

3

«Собери знак»

Учить детей составлять изображение из 6 частей. Вызвать интерес к играм.

Дидактические игры и упражнения

4

«Посмотри налево, посмотри направо»

Продолжать внимательно слушать текст, отвечать на вопросы полным ответом.

А. Шалобаев

5

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепить знания детей об элементах дороги; о дорожных знаках; правилах перехода проезжей части.

Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» Стр.50

МАЙ

1

«Какие бывают машины»

Закрепить знания детей о транспорте, о машинах специального назначения.

Отгадывание загадок по данной теме. Интернет - ресурсы

2

«Машины на дороге»

Учить делать прямые разрезы, составлять изображения предмета из нескольких частей, закреплять правила поведения на дороге.

3

«Игры во дворе»

Продолжать знакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, рассказать о мерах предосторожности.

Чтение О.Ю. Соловей «Безопасная улица»

4

«Правила дорожного движения – детям надо это знать»

Закрепить полученные знания и навыки у детей. Вызвать желание соблюдать правила безопасности.

Развлечение

10. Создание условий для реализации программы

Вопрос безопасности ребенка на дороге и улице становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание  маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Именно поэтому наша задача – планомерно знакомить детей с азами дорожной грамоты, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Частью этой важной работы является обязательное создание развивающих центров в группах ДОУ.

В нашей группе создан  центр «Дорожная безопасность детей». В данном центре есть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения. Насыщенность  центра соответствует возрастным особенностям детей и включает:

  • На стене висят яркие красочные плакаты по правилам дорожного движения, по безопасному поведению на дороге.
  • Виды транспортных средств (машины: грузовые, легковые, корабли, мотоциклы и т.д.).
  • Развивающая игра: «Дорожные знаки», пазлы - «Собери дорожный знак», лото – «Транспорт».
  • Альбомы: «Правила дорожного движения», «В стране дорожных знаков».
  • Сюжетные картинки: «Дорожная азбука», «Транспорт».
  • Художественная литература: «Правила дорожного движения в стихах», В.Нестеренко «Нужный транспорт», Н.Никитина «Правила маленького пешехода».
  • Плакат «Дорога».

В уголке для родителей также имеется яркий, красочный информационный материал и рекомендации по правилам дорожного движения.

Приложение 1

Анкета для родителей.

«Грамотный пешеход»

Уважаемые родители!

Просим Вас всерьез задуматься о проблеме безопасности детей на дорогах, улицах и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество анкетируемого)

1.Знакомите ли Вы своего ребенка с Правилами дорожного движения?

а) да;

в) нет;

в) иногда.

2.Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до 3 лет;

б) ещё до школы;

в) в школе;

г) с 10 лет?

3.Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге, во дворе или этим должен заниматься детский сад?

а) воспитывает семья;

б) детский сад;

в) совместно.

4.Разрешаете ли вы своему ребенку играть рядом с проезжей частью дороги?

а) разрешаю;

б) не разрешаю;

в) не слежу.

5.Как Вы со своим ребенком обходите транспорт, на остановке?

а) сзади;

б) спереди;

в) дожидаюсь, когда отойдет.

6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребенком в детский сад?

а) перехожу, где положено;

б) иду прямо;

в) перехожу, где хочу.

7. Как поступаете, если на красный свет едет машина?

а) иду дальше;

б) звоню в ГИБДД;

в) остановлюсь;

г) не знаю.

8.Какие ситуации считаете опасными?

а) высовывается ребенок из окна в транспорте (да/нет);

б) идём через дорогу с собакой (да/нет);

в) идём через дорогу, разговариваем (да/нет).

9.Можете ли Вы нарушить правила ПДД в присутствии ребенка?

а) да:

б) нет;

в) иногда.

10. Хотели бы Вы, чтобы ребенок посещал дополнительные кружковые занятия по изучению ПДД?

а) да;

б) нет;

11.Готовы ли Вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения на дороге вне детского сада?

а) да;

б) нет.

12. Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила безопасного поведения на улице, дороге?

а) часто;

б) ежедневно;

в) иногда;

г) не говорите на эту тему.

ПОМНИТЕ!!!

Воспитатели – не доучили,

Родители – не досмотрели,

ГИБДД – не доорганизовало

Водитель – не среагировал,

а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии.

Спасибо за участие в опросе. Безопасного Вам пути!

Приложение 2

РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Правила дорожного движения – детям надо это знать»

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в большом, красивом городе. Как наш город называется?. Правильно, ребята, мы с вами живем в городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, едут автобусы. Пешеходы переходят улицу.

 Ведущий: А, вы, знаете правила дорожного движения. Всегда ли вы их

соблюдаете? Но, далеко не все поступают правильно.

Я вам предлагаю отправиться в страну Светофория.

Но прежде, чем отправиться вы должны отгадать,

кто является хозяином этой страны.

«Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю.

И тебе хочу помочь.»

(Светофор)

Ведущий: Молодцы! А на чем можно отправиться в путешествие? (Предположение детей)

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку и тогда мы узнаем, на чем мы поедем

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Как это называется?

(Машина)

Ведущий: Правильно это машина!

Ведущий: Стоп! Вот мы и приехали! Это Страна Светофория.

 (С криками вбегает Незнайка)

Незнайка: Караул! Помогите! Спасите!

Ой, меня чуть машина не сбила, да еще и водитель нагрубил. Разве можно грубить людям?

Меня отправили к вам научится у вас правилам дорожного движения.

 Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в портфеле?

Незнайка: Ну, если вы меня обещаете научить правилам дорожного движения, то я вам покажу, что в портфеле (Дети обещают помочь Незнайка и научить его правилам дорожного движения).

Незнайка: (достает поочередно предметы из портфеля, достает макет светофора без трехцветных окошек и рассуждает): Ребята, что это такое? Ракета что ли, или столб какой-то? Чего-то здесь не хватает, как вы думаете, ребята? Вы думаете, что здесь не хватает трех цветных кружочков: красного, желтого и зеленого? И что это будет? Точно светофор, я видел его сегодня, когда к вам бежал через улицу, на нем такой красивый красный свет горел…

А что вы на меня так все смотрите? Ну, сказали мне уже, что на красный свет перебегать нельзя, ну подумаешь, буду я еще обращать внимание на всякую чепуху.

(Ребята возражают, что это вовсе не чепуха).

А вы знаете, почему здесь не хватает огоньков, знаете, что с ними случилось?

Дети: знаем!

Сценка: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный огонек говорит: «Я, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность».

Желтый огонек отвечает: «Нет, я, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!»

Зеленый огонек говорит: «Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии»

Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал.

«Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города».

Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Незнайка: Ребята, а вы знаете, что обозначают огоньки светофора? Зачем, вообще, нужен светофор людям? (Ответы детей.)

Ой, ребята, посмотрите, а ведь у нашего светофора огоньки не горят. Давайте зажжем огоньки.

Игра «Зажги огоньки светофора»

3 детей должны в окошечки на макетах светофора вставить в нужном порядке огоньки нужного цвета, выбрав их из предложенных.

Незнайка: Я теперь тоже буду знать, ребята, зачем нужен светофор и помнить, что обозначают цвета светофора.

Ведущий:

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

На дорогах с давних пор

Есть хозяин светофор!

Перед вами все цвета

Вам представить их пора.

На светофоре - красный свет

Опасен путь – дороги нет!

А если желтый свет горит, -

Он приготовьтесь, говорит!

Зеленый вспыхнул впереди –

Свободен путь, переходи!

Игра «Красный, желтый, зеленый!» (На красный сигнал светофора дети стоят, на желтый – маршируют на месте, на зеленый – ходят).

Ведущий: Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте. Если согласны со мной, то дружно говорите«Это я! Это я! Это все мои друзья!» Ну а если не согласны, то просто молчите. Договорились? Тогда внимание!

Кто из вас идет вперед,

Только там, где переход?

Дети (хором). Это я! Это я! Это все мои друзья.

Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

Дети молчат. Знает кто, что свет зелёный,

Это значит - путь открыт? (это я, это я.).

Знает кто, что красный свет -

Это значит - ход нам есть?

Кто, скажите, из трамвая,

На дорогу выбегает?

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

Кто из вас в трамвае тесном,

Уступает взрослым место? (это я, это я.).

Ведущий: Молодцы ребята знаете правила! Проводится подвижная игра «Цветные автомобили»

Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Звучит веселая музыка.

Незнайка: Ой, посмотрите, что есть еще в посылке (достает мяч). Давайте поиграем в мяч. Где же нам поиграть? А давайте пойдем на дорогу, там много места? (Дети возражают, не хотят идти на дорогу). Ой, можно подумать, нельзя играть на дороге, а вы что никогда не играли на дороге? А где же можно тогда играть в мяч? (Дети отвечают, что можно играть в мяч на спортивных площадках, на участке в д/с и т. д.)

Ну, ладно, на дороге мы играть не будем. Выходите сюда ко мне, я для вас знаю интересную игру.

Игра «Да или нет».

(Дети становятся в круг, в центре Незнайка). Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.

Незнайка: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

Дети: Да.

Незнайка: В светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

Дети: Нет.

Незнайка: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

Дети: Да.

Незнайка: Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается?

Дети: Нет.

Незнайка: Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

Дети: Да.

Незнайка: Пешком по улице идет пешеход?

Дети: Да.

Незнайка: У светофора 8 глаз?

Дети: Нет.

Незнайка: Люди ждут автобуса на остановке?

Дети: Да.

Незнайка: Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?

Дети: Нет.

Незнайка: Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?

Дети: Да.

Незнайка: Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать?

Дети: Нет.

Незнайка: Ну, молодцы, вижу, что вы знаете правила, и я тоже теперь буду знать.

Ой, детишки, а ведь я так любил раньше кататься на крыше троллейбуса, поезда, а еще часто ездила «зайцем». А теперь я знаю, что этого делать нельзя, и обещаю вам, так больше не поступать.

Ведущий: Ой, Незнайка , а ты знаешь, что на дорогах есть подсказки? Это дорожные знаки.

Стихи про знаки

Знак «Дети»

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Пешеходный переход

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

знак «Остановка»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

 Незнайка: Ну-ка, я загляну в портфель, что там еще есть. А есть еще здесь для вас загадки (загадывает детям загадки про транспорт, для подсказки можно показать детям картинки с различными машинами).

Загадки о транспорте.

Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь – упадет,

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперёд.

(Велосипед)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,

Называется.

(машина)

Силач на четырех ногах.

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил на пианино.

(Грузовик)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Игра «Автобус». (Дети встают свободно по залу и исполняют танец – игру «Автобус» Е. Железновой).

Незнайка: достает из посылки жезл и спрашивает детей, что это такое.

Игра с жезлом. (Дети стоят в кругу. Под музыку «Дорожный знак» дети передают правой рукой жезл друг другу. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказался жезл – называет знак).

Игра «Сложи знак»:

Незнайка: Ой, а в портфеле больше ничего и нет для вас, ребята. Да вам больше ничего и не нужно, вы и так много знаете, и играть хорошо умеете. Спасибо, что вы и меня научили многому. Я больше никогда не буду нарушать правила дорожного движения

 Ведущий: Молодцы ребята! Вы хорошо справились и с этим заданием. А теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со светофором.

Дружно хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)

Вместе топаем ногой. (топают ногой)

До свидания сказали, (говорят до свидания)

И рукою помахали. (машут рукой).

Список используемых источников

  1. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Москва, 2018
  2. З.А. Ефанова, А.В. Елоева, О.В. Богданова «Комплексные занятия по программе «Детство»». Волгоград, 2014
  3. Т.И. Данилова «Программа «Светофор»». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. 2009
  4. Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице». Цикл занятий по обучению правилам дорожного движения. Санкт – Петербург, 2008
  5. О.В. Старцева «Школа дорожных наук». Дошкольниках о правилах дорожного движения. Москва, 2012
  6. Интернет – ресурсы.