Консультация для воспитателей и родителей "Синквейн, как дидактический прием ознакомления детей с Правилами дорожного движения"
консультация по обж (старшая, подготовительная группа)

Кучмина Екатерина Валерьевна

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо  с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Формировать у детей основные знания Правил дорожного движения помогает прием синквейн. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения. А детьми она воспринимается, как увлекательная игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района  Туймазинский район  Республики  Башкортостан

Выступление на общем родительском собрании            

на тему: «Безопасность детей - наше общее дело»

                                                Туймазы-2017    

Тема:«Синквейн, как дидактический прием ознакомления    детей с Правилами дорожного движения»

Воспитатель: Кучмина Е.В.

Дата проведения: 19.12.2017.г.

Цель: Ознакомление родителей  с  приемом  «Синквейн»

Форма проведения: Выступление в сопровождении презентации.

Ожидаемый результат: Применение родителями в процессе  общения с детьми  приема «Синквейн».

Ход выступления:

Сл. 1.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо  с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Формировать у детей основные знания Правил дорожного движения помогает прием синквейн. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения. А детьми она воспринимается, как увлекательная игра.

Сл. 2.

      Что же такое синквейн?

Синквейн (сл. Фр.)  – нерифмованное стихотворение из пяти строк, это мини творчество, подчиненное определенным правилам. Структура проста и доступна детям, его форма напоминает «елочку».

Сл.3.

    Первая строка (вершина елочки) –  заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет о котором идет речь).

      Вторая строка – два слова. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Прилагательное.

     Треть строка – три слова, описывающие действия предмета. Глагол.

      Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к теме.

Пятая строка (основание елочки) характеризует суть – одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, т.е. синоним.

Сл. 4.

С детьми мы по схеме-алгоритму составляем устные синквейны с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое, какой? Что делает, что сделает? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.Синквейн развивает логику.

Сл. 5.

     Схема-алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать, выглядит следующим образом:

Условные обозначения:

  •   Слова-предметы (существительные)
  •   Слова-признаки (прилагательные)
  •   Слова-действия (глаголы)  

Схема - алгоритм:

Сл. 6.

      По использованию методики синквейна в ознакомлении с ПДД, я составила план

 - кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

 - что такое транспорт, его виды;

 - что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка, перекресток;

- что такое светофор, его виды и сигналы;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

 - какие могут быть опасности на улицах.

    По итогам проведенной работы дети знают, кто такие участники дорожного движения, знакомы с работой светофора, для чего нужны дорожные знаки. Так я подвожу детей к тому, что правила едины для всех, их мы обязаны выполнять!

Сл. 7.

 Вот какой синквейн «Правила» мы составили с детьми:

               Что?   Правила

                   Какие?   Важные, полезные, дорожные

        Что делают?    Предупреждают, учат, спасают

    Предложение.    Строго выполняй.

        Ассоциация.     Закон.

Обращаю ваше внимание, чтосочинить синквейн не зная темы, предмета или текста невозможно.

Давайте попробуем вместе составить синквейн«Автомобиль»

Сл. 8.

 Что?  Автомобиль

Какой он? (грузовой, легковой, полезный, отечественный)

Что он делает? (перевозит, заводится, едет, помогает)

Предложение об автомобиле, афоризм или пословица. (Тихо едешь, дальше будешь; не роскошь, а средство передвижения; соблюдай  ПДД)

Синоним или как по-другому можно назвать автомобиль (транспорт, машина)

     А теперь послушайте какой сиквейн у нас получился…

Синквейн – достойный итог изучения любого  материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимания, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. Не требует подготовки , материальных вложений.

Сл. 9.

      Для Вас, уважаемые родители мы приготовили с детьми подготовительных групп синквейны-загадки. Прошу внимания (два видеоролика).

Синквейн– превосходный способ контроля за развитием детей. Рекомендую применять этот прием в повседневной жизни для ознакомления детей с окружающим миром, активизации познавательных способностей, развития речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи.

     Спасибо за внимание.