Консультация "Особенности планирования и организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения"
консультация по обж по теме

Брычкова Валентина Петровна

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_planirovaniyu.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Особенности планирования и организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения.

Воспитатель: Брычкова В.П.

2017г.


На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам дорожного движения. Процесс формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге длителен и долгосрочен, детям гораздо интереснее перебежать дорогу перед движущимся автомобилем или рядом со светофором, не задумываясь о последствиях и ответственности.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?

Рассказать детям о правилах дорожного движения, о дорожных знаках или провести профилактические мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения недостаточно, лучше проводить мероприятия в игровой форме с использованием обучающих и развивающих игр, с использованием художественной литературы, с рассматриванием иллюстраций, картин, с просмотром мультфильмов, сказок или презентаций, с моделированием различных дорожных ситуаций, с изготовлением атрибутов и игрушек.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

План проведения обучающих занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

-умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

-умение различать величину транспорта;

-умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

-знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

-понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

-понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

-умение связно выражать свои мысли.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи.

-ввести в активный словарный запас детей основных понятий по дорожной лексике: (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария);

- познакомить с основными видами транспортных средств;

-определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах, по дороге в детский сад;

-проложить, отработать совместно с детьми безопасный маршрут движения;

-разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

-рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

-научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при езде на велосипеде, роликовых коньках, самокате;

-обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

Воспитатель может самостоятельно определять, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах, при этом учитывать возрастные особенности детей.

Примерная тематика занятий с дошкольниками

«Дорога в дошкольное учреждение».

«Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению».

«Предвидение опасности на улицах».

«Виды транспортных средств».

«Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке».

«Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги».

«Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров».

«Сигналы светофоров».

«Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – зебра)».

«Дорожные знаки для пешеходов».

С целью выявления имеющихся знаний и представлений детей о правилах дорожного движения проводятся беседы, викторины.

Примерные темы бесед, викторин:

«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

«Почему нельзя играть на тротуаре?»

«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

«Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

«Для кого предназначены дорожные знаки?»

«Как надо вести себя в общественном транспорте?».

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Азбука пешехода».

В рамках проектов можно провести охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад».

 Но одним из самых действенных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, т.е. получение доступной, объективной информации от взрослых (как педагога, так и родителей) в реальных ситуациях.

Прогулки, экскурсии можно проводить по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, познакомить детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. Со старшей группы детально изучить состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений.

Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является сюжетно-ролевая игра, в которой они сами являются участниками. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания.

С целью организации работы с родителями можно использовать

- наглядную информацию на стендах, в папках-передвижках;

- провести семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (с правилами дорожного движения, с сигналами светофора; с пешеходным переходом, с обязанностями пешеходов);

- провести «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

- провести родительские собрания, где заслушивается опыт семейного воспитания;

- провести беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД;

- провести совместные праздники и развлечения;

- выпустить стенгазету для родителей ПДД.

Итог: Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, родители, не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. Тема «Путешествие со Cмешариками».

Цель: формировать  у детей устойчивые знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода. Задачи:1.     Расширять знания детей о правилах поведения...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения в младшей группе "Приключения Винни Пуха"

Данный вид деятельности воспитывает у детей младшего дошкольного возраста умение правильно вести себя на улице. С помощью игры малыши  закрепляют представление об улице, дороге, тротуаре, знакомя...

Конспект открытого мероприятия НОД организованной интегрированной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Наш друг - светофор»

Конспект открытого мероприятия  НОД организованной интегрированной образовательнойдеятельности по обучению детей правилам дорожного движениядля детей подготовительной к школе группы«Наш друг - св...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения на тему «Дорога без опасности» для детей подготовительной группы.

Конспект  образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движенияна тему «Дорога без опасности»для детей подготовительной группы....

Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"

Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. Игра «Счастливый случай»

Игра «Счастливый случай»Цель:Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения. Закреплять знания детей о дорожных знаках. Развивать логическое мышление, речь.Профилактика детск...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения "Правила дорожные, знать каждому положено!"

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные  требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения на улице. Особую тревогу вызывает слабая подготовленность д...