Консультация для педагогов «Портфолио педагога»
консультация

Фролова Виктория Васильевна

Портфолио воспитателя  – это:

•          форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

•          средство мотивации и стимулирования творческой        активности и самообразования;

•          средство самопрезентации и карьерного роста;

•          способ фиксирования, накопления и оценки  творческих достижений педагога;

•          средство мониторинга и индивидуального прогресса;

  • коллекция работ педагога за определенное время
  • Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.

Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального  роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.

Виды портфолио:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Портфолио педагога"22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Портфолио педагога»

Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.

Современные словари определяют портфолио, как полное собрание собственных достижений.

Профессиональное портфолио педагога – воспитателя  – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя.  Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.

Портфолио воспитателя  – это:

•          форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

•          средство мотивации и стимулирования творческой        активности и самообразования;

•          средство самопрезентации и карьерного роста;

•          способ фиксирования, накопления и оценки  творческих достижений педагога;

•          средство мониторинга и индивидуального прогресса;

  • коллекция работ педагога за определенное время
  • Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.

Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального  роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.

Виды портфолио:

  • Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)
  • Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)
  • Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)
  • Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)
  • Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)

Подходы к разработке и ведению портфолио:

  • Компетентностный  подход (оценка  по  результатам  реализации      педагогом  основных профессиональных      функций  и  компетенций);
  • Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов     деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,   здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей,    учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);
  • Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный  анализ,  способствующий  выявлению  системообразующих  связей  и  отношений,  определению  внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный   анализ, позволяющий  раскрыть функции портфолио в целом и отдельных егокомпонентов). 

Принципы формирования и ведения портфолио:

  • Принцип непрерывности (постоянное  систематичное и                         последовательное  пополнение Портфолио);
  • Принцип диагностико-прогностической направленности 

          (отражение  состояния профессионального роста, наличие                           

           параметров профессиональной  деятельности);

  • Принцип интеракции  (обеспечение эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);
  • Принцип научности  (обоснование   целесообразности  построения    Портфолио  на основе компетентностного,  деятельностного, 
  • системного подходов);
  • Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку профессионализма в  соответствии с              требованиями  результативности  воспитателя ДОУ).

Особенности  Портфолио воспитателя  ДОУ  как  формы                 аттестации: Портфолио  представляет собой  рабочую  папку,  содержащую   многообразную  информацию,  которая документирует  имеющийся  опыт воспитателя  ДОУ  и  отражает совокупность его  индивидуальных  достижений; это  способ  фиксирования, накопления  и  оценки творческих  достижений  воспитателя, включающий  интеграцию  количественной  и   качественной  оценок педагогической  деятельности;  это  комплект  документов, подтверждающих  результативность  деятельности воспитателя  детского сада, актуализирующий рефлексию его    собственной  деятельности. 

Портфолио –  форма  аттестации, в  ходе  которой воспитатель  представляет  материалы, подтверждающие его профессионализм в виде          структурированного  накопительного  документа.

Структура портфолио:

В разделе  «Введение»  воспитатель  представляет сведения  о                         профессиональном  статусе, стаже  работы,  образовании, личные  данные.   Эти  сведения  воспитателю помогает  формировать  руководитель                  дошкольного  образовательного  учреждения.

В раздел  «Портрет»  воспитатель  включает эссе  «Я  и  моя  профессия»,     характеристику,  данную  руководителем (зам.  заведующего  по  ВМР)  ДОУ.

В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может          отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности,   этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо,      дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы       инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие   достижения и  т.д. 

В характеристике  на  воспитателя, составляемой  представителями                 администрации ДОУ,  отражаются:  отношение педагога  к                               профессиональной  педагогической  деятельности, его  вклад  в  развитие      образовательного  учреждения и  совершенствование  педагогического          процесса, перспективы  профессионального  роста  воспитателя,  степень       участия в  общественной  жизни, профессиональные  и  личные достижения,  личностные  и  профессиональные  качества педагога.  Работа  воспитателя   над  данным  разделом Портфолио  позволяет  отследить динамику  и             результаты профессионального  становления  и  развития,  определить           возможные  перспективы  и  направления  профессионального  саморазвития.

«Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие   материалы:  планы  воспитательно-образовательной  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических советах,  публикации,  описание  опыта  работы, иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах         работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,         родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др.  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения   профессиональных  достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и                     методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным                     наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность    совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,                 прогностических,  рефлексивных, и  др.

«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об  участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятиях,  олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные  диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса,      продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в   проектах  разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела .      Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне,    содержании  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его        профессионального  творчества, активности,  компетентности.

«Папка  документов»  наполняется сертификатами  об  участии в                  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих                 конкурсах, документированными  подтверждениями  прохождения курсов    повышения  квалификации, прохождения  стажировок,  дипломы о                 профессиональной  переподготовке  или  дополнительном                                профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию              профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и   компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний, официальный статус.

«Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние     отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о          внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы          являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки                        результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к      дальнейшему профессиональному  росту.

Вывод:

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

ПЕДАГОГУ:

  • Реально представить результаты своего труда;
  • Увидеть свои резервы;
  • Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

АДМИНИСТРАЦИИ:

Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

Практическая значимость портфолио:

  • Аттестация
  • Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
  • Систематизация деятельности педагога
  • Стимулирующий фактор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов "Портфолио педагога"

В консультации раскрывается тема "Портфолио педагога", что из себя представляет портфолио, для чего оно предназначено, что оно дает....

Комплекс упражнений для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Говорят: «Здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».Предлагаю несколько упражнений с целью профилактики и укрепления психологического здоровья педагого...

Консультация для педагогов "Портфолио педагога - с чего начать"

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспита...

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...

Консультация музыкального руководителя для педагогов Роль педагога на уроках музыки

Консультация музыкального руководителя для педагогов "Роль педагога на уроках музыки"...

Консультация для педагогов " Портфолио педагога"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов са...