Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге
статья по обж

Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование основ безопасного поведения

дошкольников на улице и на дороге»

Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.

Так что же такое безопасность?

Безопасность-состояние защищённости жизненноважных интересов личностиобщества.

Безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности  (Ожегов «Толковый Словарь»).

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведение. Они не в состоянии правильно определить расстояние до  приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Ребенку нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с. Он не в состоянии на бегу  остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Чтобы отличить движущуюся машину от припаркованной, семилетнему ребенку требуется до 4 с., а взрослому на это понадобиться лишь четверть секунды.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста.  

Целью обучения дошкольников основам безопасности формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Деятельность ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:

- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОО;

- повышение компетентности родителей;

- использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в т. ч. метода проектов;

- совершенствование предметно-развивающей среды ДОО.

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:

- информационно-практические и обучающие занятия;

- анкетирование;

- тестирование;

- консультации;

- педагогические советы;

- мастер-классы;

- семинары-практикумы;

- изготовление методических игр и пособий;

- обзор литературы;

- организация выставок;

- конкурсы педагогического мастерства и др.

Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:

- беседы;

- встречи с интересными людьми;

- онлайн встречи;

- чтение художественной литературы;

- целевые прогулки;

- дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная игры;

- свободная продуктивная деятельность;

- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;

- театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);

- организация тематических выставок поделок;

- организация тематической недели, акций по правилам дорожного движения;

- музыкально-игровые досуги, праздники;

- конкурсы, викторины, турниры и др.

С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:

- анкетирование;

- консультации;

- беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- родительский всеобуч;

- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;

- сотворчество родителей и воспитателей;

- семейные проекты;

- совместные досуги;

- совместное составление фото- и видеоматериалов;

- информационные "корзины" и др.

Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ДОО. Так все больше оснащаются кабинеты ОБЖ в ДОУ, где дети могут  в игре закрепить представления о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте. Популярным в последнее время становится создание автогородков на территории ДОО.

 Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение  программных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Необходимо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации. Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно, столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями. Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

- Без взрослых выходить на дорогу нельзя!

- Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!

- Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!

- Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!

- На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.

Материалы и пособия

Содержание

-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,

-макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,

-переносной механический действующий светофор,

-знаки дорожного движения,

-фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,

-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,

-светофоры, игрушки транспортные,

-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы,

-раздаточный материал по теме,

-раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;

-игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.

-Альбомы «История развития автомобилестроения» Как появились правила дорожного движения»; «Зебра»; «История светофора».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:

Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания»:

-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,

-игрушки транспортные,

- модули транспорта (скорая помощь, ДПС, трамвай, троллейбус и т.д.)

-флажки для перехода улицы,

-планшеты с перекрёстком,

-нагрудные изображения с различным видом транспорта.

Дорожные знаки нагрудные и переносные:

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные:

– «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки:

– «Дети»;

запрещающие знаки:

– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки:

– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета:

– «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

+ мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры:

 «О чём говорят знаки?»,

 «Угадай знак»,

 «Где спрятался знак?»,

 «Перекрёсток»,

 «Наша улица»,

 схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,

 «Цветные автомобили»,

 «Светофор»,

 «Безопасный город»,

 «Транспорт»,

 «Машины».

Настольные игры:

«Автопарк»;

 «Дорожные знаки»;

 «Дорожные подсказки»;

 «Перевертыши»;

 «Помощник светофора»;

 «Транспорт».

Макет «Моя улица»

Подвижные игры:

«Внимание на дороге»;

 «Вспомни все»;

 «Зимние автогонки»;

 «Красный»;

 «Не попал»;

 «Парковка»;

 «Светофор»;

 «Тачки»;

 «Тише едешь»;

 «Чудо»;

 «Эстафета»;

 Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.)

Центр книги по безопасности:

Г. Остер «Зарядка для хвоста», А.Барто «Зарядка, Я.Пишумова «Машины», «Песенка о правилах», В.Кожевникова «Светофор», А.Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара» А.Северный «Светофор», О.Бедарева «Если бы..», «Азбука безопасности», И.Лешкевич «Гололед»,  с.Михалков «Моя улица», «Скверная история»; «Велосипедист», А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Носов «Автомобиль», С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; В. Семернин «Запрещается – разрешается».

Элементы индивидуализации:

-Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……».

-Персональные коллекции автомобилей.

-Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».

- Выставочная зона –наличие детских и взросло-детских творческих работ, посвященная ПДД.

-Персональные выставки: «Я придумал новый дорожный знак» и т.д.

-Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей, дорожных знаков и т.д..

-Выставки подделок.

-Детское проектирование: «История Автомобиля», «Как появился светофор?» и т.д.

-Альбом «Азбука дорожной безопасности» (совместная деятельность с детьми); «Когда мы – пассажиры».

Участок группы:

Малые формы:

-машины, автобус;

- светофор, пешеходный переход, разметки на дороге, дорожные знаки

Методический материал:

Картотеки стихов, загадок и др.

-Картотека игр;

-Картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»;

- Картотека видеофильмов о ПДД (диск).

Список литературы:

        1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 208 с.

2.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 96 с.

3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города "

Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, ...

Методическая разработка совместной деятельности «Надо знать с рождения правила движения» - итоговая интегрированная НОД по формированию основ безопасного поведения на улицах и проезжей части среди детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость создания сценария совместной деятельности возникла из объективного состояния детского дорожно-транспортного травматизма в городе Санкт-Петербурге. Данное мероприятие направлено на профил...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Статья: "Формирование основ безопасного поведения на улице"

Актуальность проблемы дорожно-транспортных происшествий  в России по своим масштабам   имеет все признаки национальной катастрофы. Эта тема просто жизненна необходима для  обу...

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста"

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая ба...