Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге
статья по обж
Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ безопасного поведения
дошкольников на улице и на дороге»
Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.
Так что же такое безопасность?
Безопасность-состояние защищённости жизненноважных интересов личности, общества.
Безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности (Ожегов «Толковый Словарь»).
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведение. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Ребенку нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с. Он не в состоянии на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Чтобы отличить движущуюся машину от припаркованной, семилетнему ребенку требуется до 4 с., а взрослому на это понадобиться лишь четверть секунды.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Целью обучения дошкольников основам безопасности формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Деятельность ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:
- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОО;
- повышение компетентности родителей;
- использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в т. ч. метода проектов;
- совершенствование предметно-развивающей среды ДОО.
В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:
- информационно-практические и обучающие занятия;
- анкетирование;
- тестирование;
- консультации;
- педагогические советы;
- мастер-классы;
- семинары-практикумы;
- изготовление методических игр и пособий;
- обзор литературы;
- организация выставок;
- конкурсы педагогического мастерства и др.
Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- онлайн встречи;
- чтение художественной литературы;
- целевые прогулки;
- дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная игры;
- свободная продуктивная деятельность;
- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
- театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);
- организация тематических выставок поделок;
- организация тематической недели, акций по правилам дорожного движения;
- музыкально-игровые досуги, праздники;
- конкурсы, викторины, турниры и др.
С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:
- анкетирование;
- консультации;
- беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- родительский всеобуч;
- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
- сотворчество родителей и воспитателей;
- семейные проекты;
- совместные досуги;
- совместное составление фото- и видеоматериалов;
- информационные "корзины" и др.
Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ДОО. Так все больше оснащаются кабинеты ОБЖ в ДОУ, где дети могут в игре закрепить представления о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте. Популярным в последнее время становится создание автогородков на территории ДОО.
Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение программных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Необходимо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации. Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно, столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями. Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- Без взрослых выходить на дорогу нельзя!
- Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!
- Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!
- Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!
- На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Материалы и пособия | Содержание |
-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах, -макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек, -переносной механический действующий светофор, -знаки дорожного движения, -фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, -светофоры, игрушки транспортные, -конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы, -раздаточный материал по теме, -раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»; -игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др. -Альбомы «История развития автомобилестроения» Как появились правила дорожного движения»; «Зебра»; «История светофора». | |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: | Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания»: -жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, -игрушки транспортные, - модули транспорта (скорая помощь, ДПС, трамвай, троллейбус и т.д.) -флажки для перехода улицы, -планшеты с перекрёстком, -нагрудные изображения с различным видом транспорта. |
Дорожные знаки нагрудные и переносные: | Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки: – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета: – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». + мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. |
Дидактические игры: | «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», «Цветные автомобили», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины». |
Настольные игры: | «Автопарк»; «Дорожные знаки»; «Дорожные подсказки»; «Перевертыши»; «Помощник светофора»; «Транспорт». Макет «Моя улица» |
Подвижные игры: | «Внимание на дороге»; «Вспомни все»; «Зимние автогонки»; «Красный»; «Не попал»; «Парковка»; «Светофор»; «Тачки»; «Тише едешь»; «Чудо»; «Эстафета»; Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.) |
Центр книги по безопасности: | Г. Остер «Зарядка для хвоста», А.Барто «Зарядка, Я.Пишумова «Машины», «Песенка о правилах», В.Кожевникова «Светофор», А.Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара» А.Северный «Светофор», О.Бедарева «Если бы..», «Азбука безопасности», И.Лешкевич «Гололед», с.Михалков «Моя улица», «Скверная история»; «Велосипедист», А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Носов «Автомобиль», С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; В. Семернин «Запрещается – разрешается». |
Элементы индивидуализации: | -Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……». -Персональные коллекции автомобилей. -Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения». - Выставочная зона –наличие детских и взросло-детских творческих работ, посвященная ПДД. -Персональные выставки: «Я придумал новый дорожный знак» и т.д. -Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей, дорожных знаков и т.д.. -Выставки подделок. -Детское проектирование: «История Автомобиля», «Как появился светофор?» и т.д. -Альбом «Азбука дорожной безопасности» (совместная деятельность с детьми); «Когда мы – пассажиры». |
Участок группы: | Малые формы: -машины, автобус; - светофор, пешеходный переход, разметки на дороге, дорожные знаки |
Методический материал: | Картотеки стихов, загадок и др. -Картотека игр; -Картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»; - Картотека видеофильмов о ПДД (диск). |
Список литературы:
1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 208 с.
2.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 96 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города "
Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, ...
Методическая разработка совместной деятельности «Надо знать с рождения правила движения» - итоговая интегрированная НОД по формированию основ безопасного поведения на улицах и проезжей части среди детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость создания сценария совместной деятельности возникла из объективного состояния детского дорожно-транспортного травматизма в городе Санкт-Петербурге. Данное мероприятие направлено на профил...
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...
Статья: "Формирование основ безопасного поведения на улице"
Актуальность проблемы дорожно-транспортных происшествий в России по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. Эта тема просто жизненна необходима для обу...
Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"...
Самообразование !Формирование основ безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста"
самообразование...
Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста"
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая ба...