Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
рабочая программа по обж

Радянская Светлана Вячеславовна

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» города Кирсанова Тамбовской области

Рекомендовано к утверждению

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

от 30.08.2019г. № 1

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Алёнка»___________Т. В. Дякина

Приказ от 30.09.2019г. № _72____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

(ознакомительный уровень)

Возраст обучающихся – 3 -7лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Светлана Вячеславовна Радянская

старший воспитатель

Кирсанов

 2019 год

  1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» (ул. Спортивная, д.32)

  1. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

3. ФИО, должность составителя

Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель

  1. Сведения о программе:

Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 Область применения

дополнительное образование         

 Направленность

Социально-коммуникативная

Тип программы

модифицированная

Вид программы

общеразвивающая

Способ освоения содержания образования

практический

Уровень освоения содержания программы

ознакомительный

Уровень реализации программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

 Возраст обучающихся по программе

3 – 7 лет

Продолжительность обучения

1 год

 

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

                                           общеразвивающей программы»

                    1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям дошкольного возраста необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально-личностное направление.  

Актуальность и педагогическая целесообразность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

Новизна программы заключается в решении задач формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников посредством организации тематической совместной деятельности и режимных моментов через различные формы и приемы.  

Отличительные особенности программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  разработана на основе программы для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.

          В программе - 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).

Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека.

Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:

  • Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения. 
  • Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования. 
  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями. 

Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.

В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.

Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).

Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.

Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т. п.).

В раздел «Эмоциональное благополучие ребенка» входит работа по профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.

Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т. п.). Поэтому взрослых ориентируют на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.

Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк.

Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города. Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля).

Адресат программы: программа адресована детям 3 - 7 лет.

Объем программы - 36 часов.

  Срок реализации: 1 год.

   Формы и режим занятий:

- форма занятий – групповая;

 - наполняемость групп – 18 - 21 человек;

 -периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;

 - продолжительность занятия – 15 – 30 минут:

младшая группа (3-4 лет) – 15 минут

средняя группа (4-5 лет) – 20 минут

старшая группа (5-6 лет)– 25 минут

подготовительная к школе группа (6-7 лет). – 30 минут

    Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН – 18 -21 человек.

1.2.  Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

1.3 Содержание программы

Задачи: 

Образовательные

  1. Дать представление о целостности картины мира и расширить кругозор ребёнка в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасного поведения в окружающей природе.
  2. Помочь детям сформировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, об освоении  общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
  3. Привить навыки адекватного поведения и   самостоятельного принятия решений в неожиданных ситуациях.

 Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательные, творческие способности, воображение.
  2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;
  1. Развивать навыки общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения и оказания самопомощи и помощи другому.

Воспитательные

  1. Воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту
  2. Воспитывать у дошкольников ответственное отношение к личной и общественной безопасности и формировать у них опыт безопасной жизнедеятельности.  
  3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

1.3 Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Ребенок и другие люди

5

1,25

3,75

Групповая

Начальная диагностика

1.1.

Введение в образовательную программу

1

0,25

0,75

Групповая

1.2.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.3.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.4.

Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.5.

Если «чужой» приходит в дом.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.

 «Ребенок и природа.

7

1,75

5,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

2.1.

В природе все взаимосвязано.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.2.

Загрязнение окружающей среды.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.3.

Ухудшение экологической ситуации.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.4.

Бережное отношение к живой природе.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.5.

Ядовитые растения.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.6.

Контакты с животными.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.7.

Восстановление окружающей среды.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.

 Ребенок дома.

3

0,75

2,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

3.1.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.2.

Открытое окно, балкон как источник опасности. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.3.

Экстремальные ситуации в быту. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.

Здоровье ребенка

11

2,75

8,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

4.1.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.2.

Изучаем свой организм. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.3.

О ценности здорового образа жизни. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.4.

О профилактике заболеваний. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.5.

О навыках личной гигиены. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.6.

Забота о здоровье окружающих. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.7.

Поговорим о болезнях. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.8.

Инфекционные болезни. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.9.

Врачи — наши друзья. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.10.

О роли лекарств и витаминов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.11.

Правила оказания первой помощи. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.

Эмоциональное благополучие ребенка.

3

0,75

2,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

5.1.

Психическое здоровье. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.2.

Детские страхи. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.3.

Конфликты и ссоры между детьми. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.

Ребенок на улице.

7

1,75

5,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

6.1.

«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.2.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.3.

Правила езды на велосипеде. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.4.

О работе ГИБДД. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.5.

Милиционер-регулировщик. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.6.

Правила поведения в транспорте

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.7.

Если ребенок потерялся на улице. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

Итого

36

9

27

-

-

  Содержание блоков

 Раздел № 1: «Ребенок и другие люди».

Тема № 1: «Введение в образовательную программу».

Теория. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Практика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Тема № 2: О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

Теория. Рассказать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.

Практика. Беседа, просмотр презентации. 

Тема № 3: Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.    

Теория.  Рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

Теория.  Объяснить детям, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Если «чужой» приходит в дом.

Теория. Разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел № 2. Ребенок и природа.

Тема № 1: В природе все взаимосвязано.

Теория. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов.

Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.

Тема № 2: Загрязнение окружающей среды.

Теория. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.

Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.

Тема № 3: Ухудшение экологической ситуации.

Теория.  Объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: Бережное отношение к живой природе.

Теория.  Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Ядовитые растения.

Теория. Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Контакты с животными.

Теория. Объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Восстановление окружающей среды.

Теория. Создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений.

Практика. Беседа, просмотр презентации, наблюдения в природе.

Раздел 3. Ребенок дома.

Тема № 1: Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 

Теория. Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Открытое окно, балкон как источник опасности.

Теория.  Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: Экстремальные ситуации в быту. 

Теория. Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 4. Здоровье ребенка

Тема № 1: Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Теория. Объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни.

Практика. Беседа, просмотр презентации, мультфильмов

Тема № 2: Изучаем свой организм. 

Теория. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: О ценности здорового образа жизни. 

Теория. Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: О профилактике заболеваний. 

Теория. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: О навыках личной гигиены. 

Теория. Формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Забота о здоровье окружающих. 

Теория. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Поговорим о болезнях. 

Теория. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Познакомить детей с хроническими заболеваниями, учить их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 8: Инфекционные болезни.

Теория.  Сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказать об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах, о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 9: Врачи — наши друзья. 

Теория. Рассказать детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 10: О роли лекарств и витаминов. 

Теория. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 11: Правила оказания первой помощи. 

Теория. Познакомить детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Тема № 1: Психическое здоровье. 

Теория. Создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Детские страхи. 

Теория. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:

• относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;

  • давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
  • помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
  • рассказал о собственных детских страхах;
  • давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  • давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3:  Конфликты и ссоры между детьми. 

Теория. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 6. Ребенок на улице.

Тема № 1: «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 

Теория. Рассказать детям, как следует переходить дорогу, знакомить их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Объяснить, что такое светофор, показать его изображение, знакомить с сигналами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 

Теория. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:

  • с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
  • с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
  • с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
  • с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).

Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: Правила езды на велосипеде. 

Теория. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: О работе ГИБДД. 

Теория. Знакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Милиционер-регулировщик. 

Теория. Рассказать детям о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Правила поведения в транспорте. 

Теория. Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объяснить, что:

  • входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю;
  • маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
  • маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
  • разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
  • нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров;
  • нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
  • принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Если ребенок потерялся на улице. 

Теория. Объяснить детям, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

 

1.4. Планируемые результаты

К концу года дети должны знать:

К концу года дети должны уметь:

  • что такое безопасное поведение;
  • как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
  •  как позвать на помощь, обратиться к взрослому;
  •  свой адрес, имена родителей, их контактную информацию;

  • соблюдать правила безопасного поведения в помещении и на улице;
  • правильно пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
  • объяснить, какую получил травму, что поранил;
  • избегать контактов с незнакомыми людьми на улице;
  • различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила поведения в транспорте и других общественных местах.

 Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2.1 Календарно-учебный график:

         Продолжительность занятий обучающихся с 19 сентября по 31 мая.

         Кол-во учебных недель – 36

2.2 Условия реализации программы:

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.

Для образовательной деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе.

Дополнительное оборудование:

  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • разрезные картинки;
  • мозаики;
  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • компьютерные презентации;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • аудиозаписи по ОБЖ;
  • игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  • транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
  • макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • дорожные знаки;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • аптечка;
  • карточки с телефонами служб спасения;
  • телефон;
  • картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • подборка художественной литературы по теме;
  • конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • папки-передвижки;
  • тематических консультаций и памяток для родителей;

2.3. Методическое обеспечение программы

  • опыт работы по профилактике ДДТТ;
  • сборники планов конспектов проведения занятий и мероприятий;
  • методические рекомендации по обучению воспитанников ПДД;

 - методические рекомендации по организации мероприятий с детьми по предупреждению ДДТТ;

  • дидактические материалы (комплект карточек «Безопасность на дороге» для познавательных игр с детьми);
  • сайт "Школа безопасности» http://gov.cap.ru/SiteMap;
  •  флажки для перехода улицы.

2.4. Формы подведения итогов реализации программы:

Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми в образовательной деятельности, игровой деятельности.

2.5. Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

2.6. Кадровое обеспечение

        Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. 
  2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «Детство Пресс», 2009. 
  3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице - Калининград, 1995. 
  4. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998. 
  5. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 
  6. 6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по оздоровлению детей дошкольного возраста «Весёлый фитбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по оздоровлению детей дошкольного возраста «Весёлый фитбол» является частью Основной обр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Математические ступеньки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Мир шахмат» Для детей 6 - 7 лет

   Разработана на основе авторской программы И. Г. Сухина  «Шахматы, первый год».    Образовательная программа по дополнительному образованию  &la...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лаборатория Всезнайки» для детей 4-5 лет

Программа "Лаборатория Всезнайки" создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных ос...