Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Мир шахмат» Для детей 6 - 7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Вагина Елена Владимировна

     Разработана на основе авторской программы И. Г. Сухина  «Шахматы, первый год».    Образовательная программа по дополнительному образованию  «Мир шахмат» имеет социально – педагогическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_shahmatam_2021god.odt64.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61» города Магнитогорска

Принято на заседании                                      УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета                                    Заведующий МДОУ«Д/с № 61»

протокол № ________                                        _____И.С. Евстифейкина            

от «___» ________20    г.                                    Приказ № __________          

                                                                              от «___» _____20      г.          

                                                                                         

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Мир шахмат»

Для детей 6 - 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик: Вагина Елена Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории;

г. Магнитогорск, 2021

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Содержание программы
  4. Планируемые результаты

     2. Комплекс организационно – педагогических условий

           2.1 Учебный план

           2.2 Календарный учебный график

           2.3 Условия реализации программы

           2.4 Формы аттестации. Оценочные материалы.

           2.5 Методические материалы

     3. Список литературы

           3.1 Литература для педагога

           3.2 Литература для детей и родителей

    Приложение

           

           

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

     1.1. Пояснительная записка

     Программа курса «Мир шахмат» разработана в соответствии с:            

- Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" ;

- Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Письмом министерства образования и науки РФ от 18. 11 2015г. № 09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Приказом министерства Образования и науки Челябинской области от 31.12.2014г. №01/3810 «Об утверждении концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», Приказом министерства Образования и науки Челябинской области от19.02.2015г. №01/378 «Об утверждении Комплекса мер по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в образовательных организациях Челябинской области на 2015-2017 годы».

     Разработана на основе авторской программы И. Г. Сухина  «Шахматы, первый год».    Образовательная программа по дополнительному образованию  «Мир шахмат» имеет социально – педагогическую направленность. 

     Актуальность программы «Мир шахмат» связана с внедрением образовательного проекта «ТЕМП», целью которого является достижение конкурентного уровня качества естественно-математического, технологического и технического образования в образовательных учреждениях, и построение данной программы реализует задачи концепции «ТЕМП».

     Современная школа динамична и предъявляет к ребёнку массу серьёзных требований. С первых дней учёбы первоклассники должны выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами: без них они не смогут сознательно регулировать своё поведение, подчинять его решению учебных задач. Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность ребёнка — его внимание, память, мышление. Ученику необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Также нужно овладеть системой понятий, а для этого требуется развитие логического мышления. Известно, что наибольшие трудности в школе испытывают ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность, неумение и нежелание думать, решать задачи, а не дети, имеющие небольшой объём знаний.

     Игры с шахматами способствуют формированию у детей произвольных психических процессов, развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Шахматы учат ребят становится на точку зрения других людей, учитывать их будущее поведение.

     Новизна. В предлагаемой программе использован новый, нестандартный подход к процессу обучения азам шахматной игры, предложенный И.Г. Сухиным в книге «Шахматы для самых маленьких». Учитывая мировой опыт преподавания шахмат, автор предлагает начать обучение игре детей старшего дошкольного возраста. Цель такого обучения не воспитание будущих чемпионов, а привитие малышам интереса к мудрой игре, содействие формированию качеств, необходимых для дальнейшей учебы в школе. Успешность такого раннего обучения шахматам можно доказать, основываясь на теории доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также на исследованиях доктора психологических наук Я.А.Пономарѐва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.

     Делая первые шаги в мире шахмат, традиционно обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, с великими шахматистами, шахматной доской, фигурами, учатся разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «до матового» периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

     Отличительными особенностями программы. Отличительной особенностью программы «Мир шахмат» является то, что на занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей дошкольного возраста: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Обучение игре в шахматы в данной программе не самоцель.

     Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.

     Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системнодеятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста. Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуальносоревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.        

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.  

     Адресат Программы, это дети 6 - 7 лет, которые  активно познают окружающий мир. Обычно в поведении ребёнка такого возраста можно заметить некоторые особенности:

  - он охотно воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в школе, детском саду;

  - ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями;

  - ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны;

  - постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих;

  - ребенок понимает признаки многих предметов и может их анализировать.                  Например, мальчик 7 лет понимает, что машинка на радиоуправлении перестанет работать, если погрузить ее в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более осторожными;

  - ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры.    Активно развивается познавательный процесс. Но в то же время малышу трудно долго концентрироваться на одной задаче, особенно если он не считает ее интересной. Малыш эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен на 30-45 минут сконцентрироваться на одной задаче;

  - кроме того, в стремлении узнать что-то новое дошкольник превосходит любого взрослого человека. Будьте внимательны, поскольку ребенок очень чувствителен к мнению окружающих людей;

  - основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте;

  - важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

     Таким образом дети в возрасте 6 – 7 лет с интересом познают мир, с большим любопытством относятся ко всему новому. Личность их достаточно сформирована для того чтобы овладевать новыми знаниями. Занятие в кружке по шахматам поможет детям более эффективно и успешно освоить в будущем школьную программу благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

     Объем Программы –33 часа (1 год обучения)

     Форма обучения – очная.

     Методы обучения: основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта.

     Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
    Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов.

     Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами

обучения.

     Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.

     Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций.

     Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

     Тип занятия – теоретический, практический

     Формы проведения занятий: ведущими формами организации занятия

являются как групповые, так и подгрупповые. Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы

     1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

     2. Соревновательно - игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:

– самоутверждению ребёнка;

– развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;

– формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать,

запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;

– становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной

деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;

– совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в

том числе о справедливости и несправедливости;

– воспитанию адекватной самооценки

     3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».

     Срок освоения программы- 38 недель, 9 месяцев, 1 год.

     Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий:

1 раз в неделю продолжительностью 1 час.

1.2. Цель и задачи программы

     Цель программы – привить интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. Личностное и интеллектуальное развитие учащихся, организация содержательного досуга посредством знакомства с шахматами, и шахматными терминами.

     Задачи программы:

     1. Обучение начальным этапам игре в шахматы

     2. Развивать умение выстраивать внутренний план действий.

     3. Развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели

     4. Учить принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

     5. Формировать у обучающихся устойчивый интереса к занятиям шахматами

     Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности— создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- принцип целостного представления о мире— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

     В программе учитываются основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ в контексте требований ФГОС ДО:

- учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- соблюдение требований СанПиН;

- использование здоровьесберегающих технологий.

     При организации образовательного процесса используются также специфические принципы обучения игре в шахматы. В их числе:

  • акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
  • планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей; применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • инсценировка оригинальных дидактических сказок;
  • широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур.

     Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

     Учитывается Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП».

1.3. Содержание программы

Наименование модулей

Всегоак.час

В том числе

Форма контроля

лекции

практ.

занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Блок 1. «Шахматная доска»

3

1,5

1,5

1.1

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

1

0,5

0,5

1.2

  ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

1

0,5

0,5

1.3

   ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".

1

0,5

0,5

2

Блок 2. «Шахматные фигуры»

18

9

9

2.1

   ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая".

1

0,5

0,5

2.2

 НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

1

0,5

0,5

2.3

  ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

1

0,5

0,5

2.4

  ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.5

  СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

1

0,5

0,5

2.6

СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.7

   ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.8

 ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

1

0,5

0,5

2.9

 ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.10

 ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.11

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

1

0,5

0,5

2.12

КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.13

 КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.14

  ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

1

0,5

0,5

2.15

  ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.16

 ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

2.17

 КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

1

0,5

0,5

2.18

 КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

1

0,5

0,5

3.

Блокт 3 «Шах и Мат»

7

3,5

3,5

3.1

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

1

0,5

0,5

3.2

  ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

1

0,5

0,5

3.3

 MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

1

0,5

0,5

3.4

MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

1

0,5

0,5

3.5

 MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

1

0,5

0,5

3.6

 НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

1

0,5

0,5

3.7

РОКИРОВКА. Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход». «Выиграй фигуру».

1

0,5

0,5

4.

Блок 4. «ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ».

3

1,5

1,5

4.1

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать партию). Дидактическая игра «Два хода».

1

0,5

0,5

4.2

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

0,5

0,5

4.3

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

0,5

0,5

5.

Блок 5. «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА»

2

0,5

1,5

5.1

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГ МАТЕРИАЛА.

1

0,5

0,5

5.2

Шахматный праздник. Открытое занятие.

1

1

1

ИТОГО:

33

16

17

1

1.4 Планируемые результаты реализации Программы.

     По окончании обучения обучающиеся

будут иметь представление о:

  • шахматном поле и основных понятиях: горизонталь, диагональ, вертикаль, фигура, ход;
  • игровых возможностях шахмат;

будут знать:

  • начальную расстановку фигур на шахматном поле;
  • правила игры в шахматы;
  • названия шахматных фигур;

будут уметь:

  • различать шахматные фигуры по форме и цвету;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле;
  • ориентироваться на шахматном поле;
  • играть «по частям» (фрагменты игры);
  • играть в шахматы, не нарушая правил.

 

  1. Комплекс организационно – педагогических условий
  1. Учебный план

Наименование модулей

Всего ак. час.

В том числе

Форма контроля\ промежуточной аттестации

лекции

практ. занятия

1

Блок 1. «Шахматная доска»

3

1,5

1,5

2

Блок 2. «Шахматные фигуры»

18

9

9

3

Блок 3. «Шах и Мат»

7

3,5

3,5

4

Блок 4. «Шахматная партия».

3

1,5

1,5

5

Блок 5. «Повторение пройденного материала»

2

0,5

1,5

1

ИТОГО:

33

16

17

1

2.2. Календарный учебный график

Срок реализации программы

1 учебный год

с 1 сентября по 31 августа

Количество занятий в год

33

Недельная образовательная нагрузка(количество занятий кружка) \ Объём недельной образовательной нагрузки

1 занятие \ 30 минут

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

Каникулы

С 1 июня по 31 августа

С 1 по 9 января

2.3. Условия реализации Программы

     1. Для реализации программы необходим учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 8-10 человек (ростовые парты, стулья, доска, шкаф для УМК);

      2. Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

2.1. Шахматы настольные

2.2. Шахматы напольные

 2.3. Принтер черно-белый, цветной;

2.4. Сканер;

2.5. Ксерокс;

2.6. Ноутбук;

2.7. Мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска;

2.8. Цифровой фотоаппарат;

    3. Для творческой деятельности необходимо: альбомы для рисования, фломастеры, цветные карандаши.

2.4. Формы аттестации. Оценочные материалы.

     Контроль за освоением программы «Мир шахмат» осуществляется по результатам педагогических наблюдений в начале и в конце учебного года и заносится в протокол мониторинга освоения программы.

     Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:

  • знание шахматных терминов;
  • знание названий шахматных фигур;
  • знание правил хода и взятия каждой фигуры;
  • умение ориентироваться на шахматной доске;
  • умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • умение правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
  • умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

     Каждый параметр оценивается в баллах: 0 баллов – не знает, не умеет; 1 балл – знает, умеет, но делает ошибки; 2 балла – знает, умеет практически безошибочно.

     По сумме баллов за 9 параметров педагог определяет уровень достижения ребенком ожидаемых результатов, который выражается в следующих показателях.

     Высокий уровень (14-18 баллов): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приѐмах взятия фигур.

     Средний уровень (8-13 баллов): ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

     Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

     Анализ результатов мониторинга в целом по группе осуществляется по следующим параметрам: показатели, наиболее успешно освоенные детьми; показатели, которые недостаточно освоены детьми; причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей; пути решения.

     Подведение итогов реализации программы «Мир шахмат» осуществляется в форме открытого занятия для родителей  демонстрацией достижений ребенка.

2.5. Методические материалы

     1. Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса.

     Увлечь обучающегося процессом изучения шахматного дела позволяют использование следующих технологий:

  • развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий
  • игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого
  • эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

      2. Методические материалы для педагога

     1) Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся на занятиях (для дошкольного возраста).

     2) Описание дидактических игр (приложение1).

     3) Инструкции по охране труда и технике безопасности.

     4) Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

     3. Дидактические материалы для учащихся

Название дидактического средства

Где используется, тема

Цель использования

1.

Плакат «Горизонталь - Диагональ – Вертикаль»

Шахматная доска

Наглядность

2.

Фильм «Возникновение шахмат»

Шахматная доска

Познакомить с историей возникновения шахматной игры, способствовать развитию интереса

3.

«Фиксики» про шахматы

Шахматная доска

Формировать интерес к шахматной игре

4.

Фильм «Все о шахматной доске»

Шахматная доска

Формировать уважительное отношение к шахматной доске и шахматным фигурам

5.

Мультфильм «Вокруг шахмат»

Шахматные фигуры

Познакомить с фигурами – шахматами и их местом

6.

Мультфильм «О короле»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей шахматной фигуры

7.

Фильм «История названия шахматной фигуры – Ферзь»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахматной фигуры

8.

Мультфильм «О ферзе»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей шахматной фигуры

9.

Фильм «История названия шахматной фигуры – ладья»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

10.

Мультфильм «О ладье»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

11.

Фильм «История названия шахматной фигуры – слон»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

12.

Мультфильм «О шахматной фигуре – слон»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

13.

Фильм «История названия шахматной фигуры – слон»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

14.

Мультфильм «О коне»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

15.

Фильм «История названия шахматной фигуры – пешка»

Шахматные фигуры

Познакомить с историей возникновения шахмат-ной фигуры

16.

Тетради в крупную клетку. Кубики светлые и темные. Картонные квадраты белого и черного цвета.

Шахматная доска

Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

17.

Карточки с буквами алфавита. Шахматное лото. Фишки.

Шахматные фигуры

Знакомство с шахматным алфавитом,  развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

18.

Плакат доски. Схемы ходов фигур. Корточки с заданиями на ориентировку. Карточки с шахматными фигурами Корточки с расстановкой фигур.

Шахматные фигуры

Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики. Внимания и памяти

          

  1. Список литературы

3.1.Литература для педагогов

1. Весела, И., Веселы, И. Шахматный букварь. – М. : Просвещение, 1983.

2. Гончаров, В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М. : ГЦОЛИФК, 1984.

3. Гришин, В., Ильин, Е. Шахматная азбука. – М. : Детская литература, 1980.

4. Зак, В., Длуголенский, Я. Я играю в шахматы. – Л. : Детская литература, 1985.

5. Князева, В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа, 1994.

7. Сухин, И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8. Сухин, И. Необыкновенные шахматные приключения.

9. Сухин, И. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.

10. Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.

11. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

12. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

13. Шахматы – школе / Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М. : Педагогика, 1991.

14. Веселых, Инна, Веселых, Иржи. Шахматный букварь.– М. : Просвещение, 1983.

15. Гончаров, В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М. : ГЦОЛИФК, 1984.

16. Гришин, В., Ильин, Е. Шахматная азбука.– М. : Детская литература, 1980.

17. Гулиев Сархан: Шахматная школа Владимира Крамника. – М.: Русский шахматный дом, 2019.

18. Елена Балашова: Герои сказки играют в шахматы, или Твой первый шахматный учебник. – М.:: Имидж Принт, 2012.

19. Владимир Круковер: Шахматная школа. Материалы к урокам. ФГОС – Волгоград: Учитель, 2019.

20. Тодд Бардвик: Шахматы для детей. Уроки Шахматного Сыщика. – СПб.: Питер, 2019.

21. Леонид Береславский: Шахматы для малышей. – М.:: АСТ, 2016.

     3.2. Литература для детей и родителей

     Книги, где есть описание шахматных партий:

1. Кэрролл, Л. Алиса в Зазеркалье.

2. Носов, Н. Незнайка в Солнечном городе.

3. Семенов, А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

4. Сухин, И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М. : Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

5. Томин, Ю. Шел по городу волшебник.

6. Чеповецкий, Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

7. Добрыня, посол князя Владимира (былина).

8. Драгунский, В. Шляпа гроссмейстера.

Дидактические шахматные сказки

1) Сухин, И. Котята-хвастунишки // Сухин, И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М. : Новая школа, 1994. – Вып. 3.

2) Сухин, И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин, И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М. : Новая школа, 1995. – Вып. 5.

3) Сухин, И. От сказки – к шахматам.

4) Сухин, И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин, И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

5) Сухин, И. Удивительные приключения шахматной доски.

6) Сухин, И. Хвастуны в Паламеде.

7) Сухин, И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин, И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М. : Новая школа, 1994. – Вып. 2.

8) Сухин, И. Шахматная сказка // Сухин, И. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.

     Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

1) Гришин, В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин, В., Осипов, Н. Малыши

открывают спорт. – М. : Педагогика, 1978.

2) Аматуни, П. Королевство Восемью Восемь.Ильин, Е. В стране деревянных королей. – М. : Малыш, 1982.

3) Кума, А., Рунге, С. Шахматный Король.

4) Пермяк, Е. Вечный Король.

5) Сендюков, С. Королевство в белую клетку. – М. : Малыш, 1973.

6) Сухин, И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

7) Сухин, И. Котята-хвастунишки.

8) Сухин, И. Лена, Оля и Баба-Яга.

9) Сухин, И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин, И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению.– М. : Издательство фирмы ACT, 1993.

10) Сухин, И Удивительные приключения шахматной доски.

11) Сухин, И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин, И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып. 2.– М. : Новая школа, 1994.

12) Сухин, И Шахматная сказка // Сухин, И. Приключения в Шахматной стране.– М. : Педагогика, 1991.

13) Тихомиров, О. Чемпион Гога Ренкин.

14) Шаров, А. Сказка о настоящих слонах.

     Стихотворения о шахматах и шахматистах

1. Берестов, В. Игра.

2. Берестов, В. В шахматном павильоне.

3. Ильин, Е. Приключения Пешки. – М. : ФиС, 1975.

4. Ильин, Е. Средневековая легенда.

5. Квитко, Л. Турнир.

6. Никитин, В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

7. Сухин, И. Волшебная игра.

Приложение 1

     Дидактические игры

     Методические рекомендации: для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Также можно использовать гигантские шахматы (в рост ребенка).

     Цель дидактических игр: ребѐнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить рядом одинаковые

фигуры; вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание играть в них.

     Описание дидактических игр

  • «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребѐнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберѐт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
  • «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребѐнком. Досчитайте до трѐх и на счет ―три бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать еѐ.
  • «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Еѐ должен быстро найти и поднять над головой ребѐнок.
  • «Ряд». Предложите ребѐнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребѐнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
  • «Белые и чѐрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чѐрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя еѐ и еѐ цвет. Например, ―Белый ферзь‖. Ребѐнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя еѐ. Например, ―Чѐрный король‖. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
  • «Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: ―Чем они похожи? Чем отличаются?‖ (цветом, формой).
  • «Большая и маленькая». Поставьте перед ребѐнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать еѐ, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
  • «Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте еѐ в кулаке. Предложите ребѐнку догадаться, что это за фигура. Когда ребѐнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
  • «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чѐрную, затем снова белую и чѐрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребѐнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
  • «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребѐнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
  • «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте еѐ бег по столу. После этого предложите ребѐнку выбрать и назвать какую-либо чѐрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура ―бежит не очень быстро, и фигура малыша еѐ догонит. Потом поменяйтесь ролями.
  • «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребѐнку: ―Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..
  • «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
  • «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребѐнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме ―запретной‖, которая выбирается заранее. Вместо названия ―запретной фигуры надо сказать ―секрет. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда ―ошибайтесь. Если ребѐнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неѐ.
  • «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребѐнку взять одну из шахматных фигур, назвать еѐ и уложить ―спать в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру.
  • «Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребѐнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке.
  • Иногда вы ―не угадаете, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребѐнок на ощупь ищет определѐнную фигуру.
  • «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски ―теремок. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на ―теремок и уронить его, а остальные фигуры помогут ―теремок ―построить – поднять.
  • «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки ―Колобок можно провести так: ―дед – король, ―баба – ферзь, ―заяц – пешка, ―лиса – конь, ―волк – слон, ―медведь – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки ―лиса колобка не съест – колобок от неѐ убежит.
  • «Шахматная репка». Посадите ―репку – клубок. Около него малыш по росту
  • выстраивает белые или чѐрные фигуры, поясняя: ―дед – это король, ―бабка – ферзь,―внучка – слон, ―Жучка – конь, ―кошка – ладья, ―мышка – пешка.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперѐд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперѐд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Математические ступеньки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лаборатория Всезнайки» для детей 4-5 лет

Программа "Лаборатория Всезнайки" создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных ос...