Реализация проектной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
статья по обж

Шарова Ирина Сергеевна

Реализация проектной деятельности

при изучении детьми правил дорожного движения

и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Сергеевна Шарова, старший воспитатель

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Реализация проектной деятельности

при изучении детьми правил дорожного движения

 и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Проблема дорожной безопасности с каждым годом является все актуальнее. Примеры из статистики за последние годы по территории Тамбовской области не утешительны /продолжает расти доля дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых дети гибнут и получают ранения/.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды, постоянно совершенствуются, при этом создается частная педагогическая воспитательная система по данному направлению.

Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах в условиях реализации ФГОС ДО, работа по данному направлению может быть успешно реализована в актуальной на данный момент проектной деятельности. Данная работа позволит рационализировать предметно развивающую среду по профилактике ДДТТ, спланировать систему работы с детьми и родителями в группах, оптимизировать условия для познавательного развития детей в области основ безопасности дорожного движения, согласно их возрасту, а также продолжить осуществление сетевого взаимодействия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. 

Главной целью проекта по безопасности на дорогах может являться создание алгоритма работы учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ.

Проект должен охватывать традиционные направления работы: с воспитанниками, педагогами и родителями. В каждом из перечисленных направлений должна встречаться такая активная форма работы как проведение акций. Их масштабное проведение, может иметь оклики в СМИ. Одна из целей упомянутых акций  обращение внимания жителей города на соблюдение правил дорожного движения.

Проведение всех акций начинается с обсуждения проблемы и планирования проведения мероприятий. По плану каждой акции с воспитанниками проводятся тематические беседы, игры, экскурсии и наблюдения; показ слайдовых программ и видеороликов, досуги, развлечения, акции, познавательные мероприятия.

 С родителями организуются индивидуальные и групповые консультации, беседы, раздаются тематические буклеты, памятки, листовки-обращения, проводится анкетирование.

Примерные темы и содержание акций по безопасности дорожного движения:

  • «Будь заметней на дороге» (цель: объяснить предназначение световозвращающих элементов). Акция предполагает приобретение родителями фликеров (светоотражателей) для себя и своих детей, а затем создание фотографий с детьми с прикрепленными к одежде световозвращающими элементами.  В результате проведения акции у всех участников проекта появляется понимание важности ношения световозвращающих элементов в темное время суток для предотвращения аварий.
  • «Внимание! Ребенок в машине» (цель: привлечение внимания родителей к проблеме безопасности детей-пассажиров). Акция предполагает составление списков о наличии личного автотранспорта семей воспитанников и сбор фотографий детей в удерживающих устройствах (детских креслах) в салоне автомобилей родителей, разработку и распространение буклетов среди родителей «Внимание! Ребенок в машине».
  • «Мы светлячки» /флешмоб/ (цель: популяризация использования светоотражающих элементов в темное время суток). Акция предполагает проведение комплексных мероприятий по обучению детей безопасному поведению на дорогах (организация викторин, бесед, дидактических и подвижных игр, занятий эстетической направленности, разыгрывание проблемных ситуаций). Финалом акции должно являться создание общей фотографии всех участников акции с прикрепленными к одежде фликерами /в вечернее время/.
  • Зимние правила, или подготовка детей к зимним каникулам (цель: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в зимний период). Акция предполагает проведение бесед, консультации по ПДД под общим названием «Уроки дорожной безопасности для родителей». Для воспитанников подготовительных групп организацию и проведение обучающего урока «Зимние правила», способствующего закреплению основных правил безопасного поведения на улице в зимнее время года и получения знаний об особенностях движения транспорта по заснеженной дороге и в гололед.
  • «Письмо водителю» (цель: привлечение внимания жителей города к проблеме аварийности на дорогах, обращение внимания водителей на ответственное соблюдение правил дорожного движения). Акция предполагает работу педагогов в тесном сотрудничестве с воспитанниками, их родителями и сотрудниками ГИБДД. Может быть заключена в подготовке писем, плакатов, содержащих обращения к водителям с призывом соблюдать правила дорожного движения, всегда использовать ремни безопасности и детские удерживающиеся устройства при перевозке детей в салоне автомобиля, с последующей их раздачей водителям города. Подаренные автомобилистам письма от детей могут стать напоминанием быть более аккуратными и ответственными на дорогах.

Проведение акции действительно являются очень интересной, доступной и результативной формой при организации работы с детьми по формированию знаний по ПДД.

Примерной рекомендуемой составляющей работы по проекту являются:

  • приобретение/оформление мобильного автогородка в комплекте с дорожными знаками и светофорами, стенда для родителей, стенда «Схема безопасного подхода»;
  • открытие страницы на сайте учреждения «Безопасность дорожного движения»;
  • участие учреждение в конкурсах «Дорога глазами детей», «Безопасность детей в наших руках»;
  • проведение родительских собраний с освещением темы профилактики ДДТТ, встреча родителей с инспектором ГИБДД (общее и групповые);
  • проведение профилактических бесед воспитанников и педагогов с сотрудником ГИБДД;
  • усовершенствование уголков по ПДД в группах, создание макетов улицы с транспортными движениями; создание лепбуков по теме;
  • пополнение ЭОР и материалов для работы по данной теме: инструктивно-методический материал; перспективные планы по правилам дорожного движения для всех возрастных групп, конспекты занятий, бесед, целевых прогулок, сценарии развлечений; методические рекомендации по организации деятельности по основам безопасного поведения: с детьми разных возрастных групп; для родителей (памятки, буклеты); доклады, брошюры по безопасности поведения на дорогах, рекомендации для родителей; художественная литература; дидактический материал: игры, иллюстрации; диагностический материал;
  • приобретение учебно-методических пособий;

В заключении хотелось бы отметить, что работа педагогического коллектива по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма окончанием реализации проекта не может быть окончена. Каждый год в дошкольное образовательное учреждение приходят малыши, и задачей педагога становится подготовка их к жизни в социуме, предостережение их от опасности на дорогах. Качество работы учреждения по профилактике ДДТТ и пропаганде безопасности дорожного движения можно проследить, по отзывам родителей в гостевой книге на сайте учреждения, а главное по результату влияния на умение воспитанников самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Спб.: «ДЕТСОВО-ПРЕСС», 2013.
  2. Кузнецова Н.М., к.п.н.: Учебно-методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних». Типография «Альфа Принт», 2016.
  3. Сборник нормативно-информационных материалов и методических рекомендаций по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении, Тамбов, 2012.
  4. Беляевскова Г.Д.: Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Саво И.Л.: Информационно-деловое оснащение ДОУ /ПДД для дошкольников/. – Спб.: ООО «Изд-во «ДЕТСОВО-ПРЕСС», 2016.
  6. Материалы газеты «Добрая Дорога Детства» / http://www.dddgazeta.ru/archive/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи...

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...