ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
методическая разработка

Егорова Нина Анатольевна
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Понятие «безопасность» прочно вошло в жизнь человека Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_.docx962.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Оглавление

Оглавление

Страница

1.  Целевой компонент Программы:

4

Пояснительная записка

4-5

Цели и задачи Программы

5-6

Принципы и подходы к формированию программы

6-7

Планируемые результаты освоения программы

7-9

2.Содержательный компонент Программы

9

Задачи по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах по возрастам

10-11

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

11-13

Работа с детьми

13-14

Работа с педагогами

14

Работа с родителями

14-15

Социальное партнерство

15

Педагогическая диагностика, педагогический мониторинг

15-23

3.Организационный раздел

23-24

Методико-дидактическое  обеспечение образовательной Программы по обучению  детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Организация образовательного процесса

24

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, групповых ячеек

24

4.Краткая презентация образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

25

1.Целевой компонент программы

Пояснительная записка

Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Понятие «безопасность» прочно вошло в жизнь человека Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности  дошкольников на дорогах и улицах города. Рост количества машин на улицах нашего города, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может как- то себя проявить. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Обеспечение программы

Нормативно- правовое:

Конституция РФ;

ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Научно- методическое:

ФГОС дошкольного образования;

Основная общеобразовательная программа МДОУ « ДС № 48»

Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет» Методическое пособие для воспитателей. Москва, «Просвещение», 2015.

Е. А. Кудрявцева, Т. П. Ничепорчук  «Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг усвоения основ безопасности жизнедеятельности детьми. Игровые карты с методическим описанием. Карта индивидуального профиля. Сводные таблицы для воспитанников 4-5 лет, 5-6 лет».

Цель программы: создание условий для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий, формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Задачи программы:

  1. Создать нормативную базу по организации работы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по проблеме воспитания у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах города.
  3. Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
  4. Сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, развивать у детей умение ориентироваться в различных дорожных ситуациях.
  5. Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и в конце учебного года.
  6. Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах.
  7. Обеспечить взаимодействие с родителями по воспитанию дошкольников дисциплинированными пешеходами.
  8. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Принципы реализации программы: 

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей. 

                                       Планируемые результаты

I младшая группа

- В пределах групповой комнаты  знают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький»;

- умеют различать легковые и грузовые машины;

- уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери;

- умеют правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто      управляет автомобилем»;

- имеют представления о направлении «вперед - назад».

II младшая группа

- Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко»;

- имеют первоначальные элементарные знания правил дорожного движения;

- знают, что такое  дорога, улица, тротуар, некоторые виды транспорта;  

- знают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину;

- различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)»;

-  знают назначение некоторых видов транспорта , рассказывают о разных частях автомобиля;

- знают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге;  

- узнают известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливают простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

Средняя группа

- знают труд водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях, автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы;

- знают, в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии;

- знают особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины;

- знают конкретные правилами дорожного движения, объясняют правила поведения пешеходов:

ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. со понимают смысл слов: «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный(подземный) переход»;

- знают  назначение желтого сигнала светофора. 

Старшая группа

- Имеют представление  о проезжей части, осевой линии;

- знают, что такое перекресток;

- знают дорожные знаки («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»);

 - знают о правилах для пешеходов и пассажиров:

пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

идти следует по правой стороне тротуара;

пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Подготовительная к школе группа

- знают о работе сотрудников ГИБДД;

- знают  назначение дорожных знаков и их начертание;

- правильно употребляют пространственную терминологию ( слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д. );

- хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют  на нее;

знают правила пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках;

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими;

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности;

- запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика;

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми;

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, на тротуаре (обочине дороги).

2. Содержательный раздел

Работа по ПДД в ДОУ строится на основе Основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, разработанной на основе проекта примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой, обновленной и доработанной в соответствии с ФГОС ДО и  методическим пособием «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет» авторы Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова.  

Программа включает разделы:

- Устройство проезжей части

- «Пешеходный переход», светофор и другие дорожные для пешеходов

- Дорожные знаки для водителей и пешеходов

- Правила езды на велосипеде

- О работе ГИБДД

- Правила поведения в транспорте.

Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования, способности ребенка соблюдать данные правила.

Основные блоки системной работы по формированию основ безопасного поведения;

- знания, которые необходимо давать детям;

- навыки, которые надо формировать;

- культура безопасного образа жизни, которую надо воспитывать.

Задачи по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах по возрастам:

3-4 года

  • Уточнять представление детей об улице, дороге, тротуаре;
  • Познакомить с правилами безопасного поведения  на улице;
  • Учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой);
  • Познакомить детей со светофором; закреплять сигналы светофора.

4-5 лет

  • Расширять представления о правилах поведения во дворе и на улице, в транспорте;
  • Учить видеть источники опасности для жизни и здоровья;
  • Учить определению понятия «Светофор», закреплять его сигналы и знания перехода улицы;
  • Закреплять и систематизировать  ПДД и знания о транспорте.

5-8 лет

  • Помочь  детям осознать, к чему может привести нарушение правил безопасного поведения на улицах и дорогах; учить разбираться в дорожных ситуациях, изображенных на картинках и быстро оценивать опасность ситуации и реагировать на нее;
  • Закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить анализировать  и пояснять ситуацию, в которой применяется то или иное правило и свою роль в соблюдении этого правила, реагировать на поступки сверстников, продолжать учить признавать свои собственные ошибки;
  • Закреплять представления детей о расположении сигналов транспортного светофора; продолжать учить собирать светофор из деталей в заданной последовательности;
  • Конкретизировать представления детей  о правилах дорожного движения;
  • Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта;
  • Совершенствовать умение детей различать звуковые сигналы, издаваемые различными транспортными средствами, и определять, какой транспорт их издает; обучать ориентироваться на улицах города, опираясь на слуховое восприятие;
  • Расширять и углублять представление о том, что безопасность зависит от их собственного поведения на улице, при переходе дорог, от умения предвидеть и избежать возможную опасность;
  • Способствовать осознанному усвоению детьми правил дорожного движения; воспитывать уважение к общему для всех закону дорог и улиц; формировать умение решать логические задачи, доказывать выбор результата;
  • Познакомить детей с существующей классификацией дорожных знаков; научить различать их и понимать;
  • Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках, научить их необходимым мерам предосторожности.

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Методы

3-5лет (младший и средний дошкольный возраст)

5-8 лет (старший дошкольный возраст)

Наглядные

-Образец поведения взрослых и старших дошкольников

- Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий

- Просмотр мультфильмов, диафильмов

- Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям

- Простейшие наблюдения

- Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов

- Образец поведения взрослых

-Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных пособий

- Просмотр обучающих мультфильмов

- Показ презентаций

- Показ кукольных и драматических спектаклей  по проблемным ситуациям (дети смотрят)

- Демонстрация элементарных опытов, показ приемов самозащиты

- Сравнительные наблюдения, экскурсии

Словесные

- Ситуативное  индивидуальное общение

- Объяснение, напоминание

- Чтение художественной литературы, загадывание загадок

- Рассказ, рассказ-пояснение

- Беседы, обсуждение проблемных ситуаций

- Ситуативное  индивидуальное и групповое общение

- Объяснение, напоминание, словесная инструкция

- Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок

- Рассказ, составление рассказа из личного опыта

- Беседы, решение проблемных ситуаций

Практические

- Игры с правилами, игровые упражнения

- Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами)

- Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера

- Совместное изготовление газет

-Изготовление книжек-самоделок

- Игры-инсценировки

- Игровые упражнения, игры с правилами, игры-придумывания

- Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами)

- Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов  транспортных средств, улиц поселка, игровые упражнения на автодроме

- Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр

- Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов

- Изготовление книжек-самоделок

- Подготовка и показ спектаклей (дети готовят и показывают)

 - Встречи с сотрудниками ГИБДД

Работа по формированию ПДД строится по трем направлениям:

-работа с детьми,

-работа с педагогами,

-работа с родителями в соответствии с вышеперечисленными методами и приемами.

Работа с детьми

1.Единый день бесед по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

2.Целевые прогулки по улицам поселка;  к проезжей части, остановке, переезду.

3.Чтение художественной литературы.

4.Занятия на автодроме.

5. Месячник  по профилактике дорожно- транспортного травматизма .

6.Выставки:

-макетов « Улица, на которой я живу»;

-лэпбуков;

- рисунков;

-светофоров;

атрибутов к сюжетно-ролевым играм, сделанных руками детей, педагогов, родителей;

- дидактических игр, сделанных своими руками.

7.Разработка безопасного маршрута «Мой путь в детский сад»;

8.Досуги;

9.Игровые  программы  по ПДД, организованные силами педагогов, родителей, социальных партнеров;

10.Агитбригады;

11.Акции;

12. Практические занятия;

13.Театрализованная деятельность, организованная социальными партнерами на тему « Дорога и дети»(театры города Челябинска).

14.Сюжетно- ролевые игры по ПДД.

Работа с педагогами

1.Консультации:

« Работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах»;

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД»;

 «Что нужно знать родителям о правилах дорожного движения» (в рамках «Школы начинающего педагога»)  

2.Семинары- практикумы:

- « Как воспитать грамотного пешехода»

- « Обучение ПДД  посредством игр»

3.Разработка для родителей буклетов, рекомендаций по использованию:

- игровых ситуаций для закрепления правил по ПДД;

- передвижения на велосипеде

4. Подготовка и проведение акций

6.Разработка творческих  проектов

7.Подготовка выступлений на групповых родительских  собраниях.

8.Круглые столы «Обмен опытом работы по ПДД».  

Работа с родителями

1.Профилактические беседы по предупреждению детского транспортного травматизма.

2.Оформление информационных стендов.

3.Анкетирование

5.Помощь в организации ежегодного муниципального этапа областного конкурса на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения каникул не знают!», городского смотра-конкурса  по пропаганде правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольных учреждений Копейского городского округа (1 раз в 2 года).

6.Родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД

7.Совместные досуги и праздники.

Социальное партнерство

1.Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания, учебы для воспитателей, проведении мероприятий с детьми.

2.Участие инспектора ГИБДД в проведении тренировочных занятий на автодроме.  

3.Привлечение театральных коллективов к показу спектаклей для детей по ПДД.

4.Выставка детской литературы по ПДД представителями  Библиотеки семейного чтения.

Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика

Определение понятий «педагогический мониторинг» и  «педагогическая диагностика»; ее цели, задачи, принципы, процедура.

Педагогическая диагностика – это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг – осуществление действия, которое направлено на реализацию таких функций, как наблюдение, контроль и предупреждение.

Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития.

Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции:

1.Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.

2.Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.

3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.

4.Прогнозирование системы развития образовательной системы.

5.Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности  методического обеспечения образовательной деятельности.

6.Получение информации об эффективности педагогических воздействий.

7.Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.

Этапы мониторинга:

1.Определение цели, задач, предмета мониторинга, выявление мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего диагностике.

2.Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.

3.Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.

4.Принятие управленческих решений по результатам образовательной деятельности и развитию образовательной системы.

Организация педагогической диагностики

Главная цель - получить оперативные данные о текущем состоянии и тенденциях изменения объекта  диагностирования.

Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:

1.Индивидуализации образования.

2.Оптимизации работы с группой детей.

Предмет педагогической диагностики - индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми.

Принципы педагогической диагностики:

- принцип последовательности и преемственности;

- принцип доступности диагностических методик и процедур;

- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих  «зону ближайшего развития ребенка».

Процедура педагогической диагностики:

1-ый шаг. Изучение показателей уровней эффективности педагогических воздействий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Данные показатели позволяют педагогу составить схемы наблюдения за детьми.

2-ой шаг. Педагог, работающий на данной возрастной группе, определяет уровень эффективности педагогического воздействия по образовательной области в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого.

3-ий шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации  как с конкретными детьми, так и с группой детей.

Данная педагогическая диагностика  разработана для образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

«Мониторинг усвоения основ безопасности жизнедеятельности детей

3-4 года»

 Уровневые показатели:

К высокому уровню относятся дети, у которых сформированы первичные представления о безопасном поведении на дороге: могут показать на картинке дорогу и тротуар, различные виды транспорта, светофор; понимают и говорят о назначении показанного, понимают, что дорога – это опасно.

На среднем уровне находятся дети, у которых сформированы первичные представления о безопасном поведении на дороге: правильно находят и показывают на картинках дорогу, тротуар, светофор, виды транспорта, но нечетко, сомневаясь, говорят об их назначении, путаются в названии сигналов светофора. Не уверены в своих знаниях. 

Низкий уровень знаний имеют дети, у которых не сформированы первичные представления о безопасном поведении на дороге: с помощью взрослого называют изображенные на картинках предметы, но даже при помощи взрослых не могут объяснить назначение показанного.

Компоненты мониторинга и диагностические методики

Компоненты мониторинга

Диагностические методики

Безопасность на дороге

Игровое упражнение «Дорога и тротуар»

Цель: выявить представления детей о назначении дороги и тротуара.

Воспитатель показывает детям макет «Дорога и тротуар» и предлагает расставить игрушки: фигурки людей и разные виды транспорта. После организует беседу с детьми, спрашивая: почему людей поставили на тротуар, а машины- на дорогу.

Игровое упражнение «Такие разные машины» 

Цель: выявить представления детей о разных  видах транспорта (пассажирский, грузовой).

Воспитатель показывает детям различные машины, спрашивая, на каких из них перевозят людей, а на каких – груз. Как называются машины, на которых перевозят людей, а как называются машины, на которых перевозят груз?

Игровое упражнение «Его величество- Светофор»

Цель: выявить представления детей о светофоре и его сигналах; назначении.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и спрашивает, что на ней изображено? Светофор и малыш, который, переходит улицу вместе с мамой на желтый сигнал светофора. Как это нужно сделать правильно?

Игровое упражнение «Внимание, дорога!»

Цель: закрепить правила безопасного поведения  на улице.

Воспитатель рассматривает ситуации на дороге Малыш с мамой за руку переходит улицу, внимательно смотрят на зеленый свет светофора.

Малыш один, без взрослых, переходит улицу. Как необходимо вести себя правильно?

«Мониторинг усвоения основ безопасности жизнедеятельности детей

4-5 лет»

Уровневые показатели

К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход  из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полное, точное представление об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения (ответы детей правильные и полные).

На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности (в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов).

Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать на вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности.

Однако, безопасное поведение – это не просто сумма усвоенных знаний, а адекватное поведение в различных ситуациях. Нельзя подвергнуть жизнь ребенка опасности, предлагая реальную угрожающую ситуацию, поэтому для выявления особенностей соблюдения правил безопасного поведения можно использовать наблюдения за поведением детей во время экскурсий или ситуации предметно-практического характера, возникающие в повседневной жизни.

Компоненты мониторинга и диагностические методики

Компоненты мониторинга

Диагностические методики

Безопасность на дороге

Безопасность на улице

Игровое упражнение «Я внимателен на дороге!»

Цель: выявить представления детей о поведении на дороге.

Воспитатель организует беседу с детьми по картинкам, узнавая их мнение о ситуациях на дороге. На картинках- проезжая часть; на одной половине листа- движение по дороге ребенка и взрослого шагом, на второй- бегом. На одной половине – взрослый с ребенком, переходя дорогу, смотрят налево, на второй- после пересечения половины дороги смотрят направо. Взрослый и ребенок переходят улицу по переходу.                            

Игровое упражнение «Дорожные знаки для пешеходов» 

Цель: выявить представления детей о дорожных знаках.                            

Воспитатель показывает детям знаки и просит рассказать, что они обозначают. «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Велосипедная дорожка», «Въезд запрещен», «Дети», «Движение пешеходов запрещено».

Игровое упражнение «Игры на улице»

Цель: выявить представления детей об опасностях во время игр на улице.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и спрашивает, что на ней не так? Автомобиль и малыш, который, играя в прятки, спрятался за багажником. Под машину закатился мячик, ребенок сам пытается его достать. Как это нужно сделать правильно?

Игровое упражнение «Внимание, дорога!»

Цель: выявить представления детей об осторожном поведении детей на дороге и в транспорте.

Воспитатель рассматривает ситуации на дороге и в транспорте, просит ребенка ребенок стоит и держится за ручку рассказать, как необходимо вести себя правильно. Малыш с мамой за руку переходит улицу, внимательно смотрят на зеленый свет светофора. В транспорте ребенок сидит на сиденье и смотрит в окно, а на этой же картинке  ребенок стоит и держится за ручку сиденья.

Игровое упражнение «Я люблю кататься

Цель: выявить представления детей о безопасном передвижении на роликах и велосипеде.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки   (шлемы, наколенники, налокотники, перчатки) и объяснить,  что это и почему эти вещи необходимы. Далее воспитатель показывает картинку, разделенную на две части: на одной изображен мальчик в шлеме, наколенниках, налокотниках, перчатках, стоящий на роликах, на второй – мальчик на роликах катается в специально огороженном месте. Следующая картинка: на одной половине изображена девочка, сидящая на велосипеде. У не на голове шлем, на руках перчатки, на другой половине картинки – маленький велосипедист слез с велосипеда и переходит проезжую часть за руку со взрослым. Воспитателю необходимо выяснить, как дети понимают эти картинки и какие правила необходимо соблюдать для безопасного передвижения.

Наглядный материал: сюжетные картинки

Старший дошкольный возраст

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий: имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. Может найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечает на вопросы, имеет полные,  точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимает и аргументирует значимость их соблюдения (ответы детей правильные и полные).

Средний уровень эффективности педагогических воздействий: имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого. Может найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не уверен в нем, называет половину объектов опасности и объясняет необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности (в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов).

Низкий  уровень эффективности педагогических воздействий: представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает. Имеет нечеткие представления о своей жизнедеятельности (по некоторым аспектам представления могут быть неосознанными или отсутствовать; затрудняется в адекватном выражении своих потребностей, чаще заявляет о них плачем, протестным поведением; не отражает своего практического опыта. Затрудняется отвечать на вопросы или отвечает односложно, не различает опасности, не знает мер предосторожности  и действий в случае опасности.

          Компоненты мониторинга и диагностические методики

Компоненты мониторинга

диагностические методики

Диагностический материал

Безопасность на дороге

Игровое упражнение «Дорожные знаки»

Цель: выявить знания детей о дорожных знаках

Ход упражнения: разложить знаки перед ребенком и попросить назвать назначение каждого знака.

Игровое упражнение

«Запрещающие знаки»

Цель: выявить знания детей о дорожных знаках.

Ход упражнения: ребенку задается вопрос: когда применяются на дороге эти знаки и что они означают?

Игровое упражнение

«Знаки сервиса»

Цель: выявить знания детей о дорожных знаках.

Ход упражнения: на макете дорожного движения расставить знаки и попросить ребенка смоделировать игровые ситуации (люди на машине едут в больницу; людям необходимо позвонить; если в пути пассажирам хочется поесть). Как найти на макете эти пункты.

40-ой лист. Дорожные знаки «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса или троллейбуса»

41-ый лист. Дорожные знаки «Движение пешеходов запрещено», «Грузовое движение запрещено.

42-ой лист. Дорожные знаки «Больница», «Телефон», «Пункт питания»

3.Организационный раздел

В рамках основного вида деятельности МДОУ «ДС № 48» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе проекта примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой. Образовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям- физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Организация работы по обучению  детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма строится с учетом пособия Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет» Москва, «Просвещение», 2015 г., которое входит в программно-методический комплекс «Радуга». Данное пособие отражает деятельность педагогов по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в части формирования у детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме. Данный методический комплекс обновлен и доработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Для организация работы по обучению  детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ имеются:

Лото «Дорожные знаки»

Развивающие игры:

«Учим дорожные знаки»

«Дорожные знаки»

«Мы спешим в школу»

«Как избежать неприятностей»

«Дорожная азбука»

Обучающие карточки «Правила дорожного движения» издательский дом «Литур», 2018 г.

Правила дорожного движения (дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром)

Комплект карточек «Безопасность на дороге» издательский дом «Карапуз», 2015 г.

Серия звуковых плакатов «Азбука детской безопасности»

Напольные коврики «Мой город» по ПДД

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.

Детская художественная литература.

Организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом: непосредственно-образовательная деятельность  включена в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Остальные мероприятия проводятся в свободной самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых ячеек:

- уголки безопасности;

- форма инспектора ГИБДД для игр детей;

-жезлы;

-светофоры;

- макеты улиц посёлка;

- дорожные знаки;

- настольно – печатные игры по изучению правил дорожного движения;

- художественная литература по теме;

- разные виды транспорта;

- плакаты по изучению ПДД;

-макеты перекрёстка с набором машин;

- шапочки с дорожными знаками для игр и инсценировок.

Краткая презентация образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма разработана творческой группой педагогических работников с привлечением родителей (законных представителей), воспитанников в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

Содержание образовательного процесса в МДОУ «ДС №48» определяется основной образовательной программой ДОУ.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом.

В Программу входят разделы: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел содержит цели и задачи программы, планируемые результаты образовательной деятельности.

Содержательный раздел включает задачи образовательной деятельности по ПДД по возрастам, особенности работы с детьми, педагогами, с семьями воспитанников, взаимодействие с социумом.

В организационном разделе описаны условия обеспечения реализации программы, организация развивающей предметно-пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Реализация проектной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Реализация проектной деятельностипри изучении детьми правил дорожного движенияи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ...

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...

Сценарий мини-сказки по правилам дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма.

Современному дошкольнику необходимо, как можно раньше начать знакомиться с правилами дорожного движения. Тема эта сложная и серьезная, поэтому, чтобы детям было интересней и проще усвоить материал, ме...